Рост электронной торговли вызвал дефицит кадров в логопарках

Высокие темпы развития в пандемию онлайн-торговли привели к дефициту рабочих в фулфилмент-центрах операторов e-commerce в Москве и Подмосковье. Сейчас логопарки, занятые такими игроками, обслуживает около 58 тыс. человек — это почти половина всего персонала, занятого в складском сегменте. По прогнозам экспертов, через три года кадровая потребность увеличится почти в три раза. Маркетплейсы уже стали массово переманивать рабочих складов из других отраслей повышенными зарплатами, пишет Коммерсант.

За последние семь лет потребность логопарков в Москве и Подмосковье в линейном персонале выросла втрое, говорится в исследовании CBRE. Если в середине 2013 года в складском секторе было занято около 43 тыс. человек, то уже по итогам июня 2021 года — около 131 тыс. Спрос на работников будет только расти, учитывая, что за это же время объем площадей логопарков вырос в 2,3 раза, до 14,3 млн кв. м, подчеркивают аналитики.

Рост потребности в персонале на рынке складов связан с высоким спросом на такие площади со стороны e-commerce. Только за последние полтора года игроки этого сегмента увеличили площади своих складов на 533%, до 1,75 млн кв. м, отмечают в CBRE. Там добавляют, что сейчас онлайн-ритейлеры занимают 8% всех действующих логопарков и эту инфраструктуру обслуживает 58 тыс. человек — это почти половина от общего числа персонала, задействованного во всех логопарках. Это объясняется тем, что e-commerce требуется больше сотрудников для сборки заказов, уточняет старший директор отдела складской и индустриальной недвижимости CBRE Антон Алябьев: «Если на склад офлайн-ритейлера или производственной компании требуется около 6 человек на 1 тыс. кв. м, то в фулфилмент-центрах — 50 сотрудников».

Для обслуживания своих складов всем игрокам e-commerce надо нанять не менее 80 тыс. человек, что проблематично в условиях пандемии и дефицита работников, отмечает коммерческий директор Ghelamco Александр Перфильев.

Это, по его словам, уже привело к борьбе за персонал в логопарках между арендаторами из числа традиционной розницы, логистов и промпроизводителей с онлайн-ритейлерами. По словам исполнительного директора Radius Group Захара Валькова, после открытия по соседству с объектом компании в Домодедово нового фулфилмент-центра крупного e-commerce-игрока их арендаторы потеряли около 10% персонала — их переманил онлайн-ритейлер.

«Чтобы исключить переток персонала, работающего внутри одного складского комплекса, в договор аренды мы добавляем пункт о том, что переманивать работников у соседей нельзя»,— говорит один из владельцев складов. Но это сложно контролировать, уверяет коммерческий директор Logistics Partners Дмитрий Куряков.

Онлайн-ритейлеры перекупают персонал за счет более высоких зарплат. В Wildberries подтвердили, что подняли оплату труда на 30%.

Захар Вальков замечает, что онлайн-ритейлеры предлагают надбавку до 50% к текущим зарплатам сотрудников, обслуживающих склады арендаторов из других сегментов. Игрокам e-commerce намного проще конкурировать за сотрудников за счет повышения зарплат, считает Дмитрий Куряков: «У маркетплейсов расходная часть бизнеса гораздо меньше, чем у офлайн-ритейлеров, которым помимо прочего необходимо арендовать площади под магазины».

Уже к концу этого года, как ожидают в CBRE, для складского рынка потребуется не менее 160 тыс. человек, из которых 87 тыс.— для фулфилмент-центров. А к 2024 году только онлайн-ритейлерам будет необходимо столько же сотрудников, сколько сегодня требуется всему складскому рынку.

Фото Unsplash