Ни умом, ни аршином

Счетная палата заявила, что самой затратной сферой для бюджета является социальная политика. В 2021 году на нее предусмотрено более 6 трлн рублей - расходы на пенсии, соцобеспечение, охрану семьи и детства.

Ни умом, ни аршином
© Мир новостей

Вроде бы можно только приветствовать, что большая часть казенных денег идет именно сюда! Но особо радоваться не стоит. В бюджете РФ на 2022 год, составленном правительством и с лету одобренном Госдумой, расходы на социалку сокращены на 640 млрд рублей, притом что инфляция растет бешеными темпами, а реальные доходы людей продолжают падать. На этом фоне урезать в бюджете социальные статьи - все равно что кидать камнями в тонущего человека.

Не менее удивительно, что при громких скандалах с индексацией пенсий расходы на их выплату сократят на 152 млрд рублей. Вроде как не справляется Пенсионный фонд со своими главными обязанностями, трудновато у него с деньгами. Однако при этом правительство приняло решение передать Пенсионному фонду дополнительные полномочия по назначению 17 мер соцподдержки, которые пока находятся в ведении регионов?! К таким мерам относятся пособие по беременности и родам, единовременное пособие при рождении ребенка и другие. ПФР и без того как уставшая кляча едва тянет телегу, а тут в нее еще и грузов подкидывают!

Простому человеку практически невозможно понять логику этих решений, чем оправдать подобный абсурд. Особенно если вспомнить, что профицит федерального бюджета РФ (превышение доходов над расходами) в январе - октябре 2021 года составил 2 трлн 140,1 млрд рублей. То есть деньги рекой текут в казну, только успевай считать, но тратить их на поддержку медицины и увеличение социальной поддержки граждан наши столоначальники не желают! Что же происходит в России?

Похоже, что это естественное развитие кривой конструкции государственной власти, придуманной и возведенной на руинах СССР. На месте разрушенного в начале 90-х были установлены муляжи и симулякры, скопированные с западных образцов, но копии, как всегда, оказались хуже оригиналов.

Например, Норвежский фонд национального благосостояния, который платит пенсии гражданам страны, был создан в 1990 году для инвестирования доходов Норвегии от продажи нефти и газа за рубежом. Сегодня он владеет крупнейшим в мире портфелем акций, который приносит ему основную часть прибыли. За первое полугодие 2021-го она достигла 112 млрд долларов, а годовой оборот составляет 1,4 трлн долларов. Неудивительно, что у норвежской пенсии базовая ставка составляет 8073,6 кроны в месяц, то есть 64 700 рублей. При этом средняя пенсия в Норвегии - 21 000 крон в месяц, или около 170 000 рублей!

В России нефти и газа побольше, чем в Норвегии, и экспортируем мы больше, однако средняя пенсия примерно в 10 (!) раз ниже, чем в Норвегии. С чего бы? Да с того, что при попустительстве властей олигархи и прочая нечисть конвертируют пенсии граждан в свои виллы на теплых морях, яхты, аэропланы и огромные счета в иностранных банках.

Ответственно работают и пенсионные фонды в других странах Европы. В Западной Германии мужчины получают в среднем 1052 евро, женщины - 521 евро, а в восточной части ФРГ - 1006 евро и 705 евро для мужчин и женщин соответственно. Эти фонды отвечают и перед государством, и перед налогоплательщиками. У нас же они отвечают только перед своими кураторами из органов власти. И кто мешает им щедро делиться с этой «крышей»?

Работа ПФР обсуждалась в Госдуме, и лидер фракции «Справедливая Россия - За правду» Сергей Миронов предложил главе фонда Андрею Кигиму уйти в отставку, призвал ликвидировать Пенсионный фонд и Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС). «Давно пора соединить эти структуры в единое социальное казначейство и подчинить правительству, потому что их функции государство должно выполнять напрямую», - заявил С. Миронов.

Предложение о ликвидации ПФР общественность и эксперты озвучивают с первого дня его создания. «Идея Миронова в том, чтобы ликвидировать внебюджетные фонды как категорию и вернуться к ситуации, когда это бюджетные деньги, - пояснил депутат Госдумы Михаил Делягин. - Есть и идея премьер-министра Мишустина о создании социального казначейства, которую я всецело поддерживаю. Поскольку внебюджетные фонды слабо контролируются, в них происходит черт знает что». Аудиторами Счетной палаты в Фонде обязательного медицинского страхования было обнаружено 4,97 трлн (!) рублей нераспределенных остатков, о которых ФОМС в своих отчетах «скромно» умалчивал. «То есть люди лишены медицинской помощи, врачи уходят из профессии, потому что нет денег, а в ФОМСе валяются без движения почти 5 триллионов», - подчеркивает депутат.

Речь и о пенсиях, и о медстраховании, и о социальной защите. «Все эти фонды живут за счет обязательных отчислений, а такие средства в принципе ничем не отличаются от бюджетных денег. Просто они прокручиваются через некоторые безумные бюрократические структуры, в которых искажается все, что только можно исказить. Поэтому должна быть прямая поддержка из бюджета», - выносит вердикт М. Делягин.

«Давно надо упразднить разделение бюджета на собственно бюджет и Пенсионный фонд - это же фикция, - согласен президент Союза предпринимателей и арендаторов России Андрей Бунич. - Такая методика провоцирует мысли, что в бедах российской экономики виноваты пенсионеры и что их надо немного поджать: либо уменьшить пенсии, либо повысить пенсионный возраст. Для всех стало очевидно, что пенсионные обязательства относятся к безусловным обязательствам государства. К ним не надо допускать или приставлять каких-либо посредников».

Очевидные истины не убеждают больших федеральных начальников, далеких от проблем ПФР. У них Росстат стабильно рисует очень благостную картинку. Хотя, возвращаясь к Тютчеву, можно вспомнить, что нынешнюю Россию даже Росстатом, то есть «аршином общим не измерить»! Да и померять-то толком не дадут...

Григорий Алексеев.

Фото: ADOBESTOCK