О тех, кто ушел некрасиво: не все зарубежные компании уходят из России с соблюдением норм права

Ушли с деньгами. Большинство западных компаний, объявивших о приостановке деятельности в России, пока что платят своим российским сотрудникам. А вот поведение некоторых крупных брендов в отношении российских клиентов сложно назвать ответственным.

О тех, кто ушел некрасиво: не все зарубежные компании уходят из России с соблюдением норм права
© BFM.RU

Самый громкий кейс последних дней — ситуация с сервисом краткосрочной аренды Airbnb. Компания отменила все брони после 4 апреля, а зависшие деньги пообещала перевести в бессрочные бонусы. Получается, пользователи оставили на счетах сервиса некий депозит, которым они когда-то, возможно, смогут воспользоваться. Но вот когда это произойдет и произойдет ли — неизвестно.

Пострадавшие, с которыми удалось связаться Business FM, рассказывали, что в случае с их друзьями сервис Booking повел себя еще хуже. Не предложил даже этих эфемерных депозитов. Однако представители туриндустрии этого не подтверждают. С гостиницами Booking расплачиваться не может, но туристам деньги возвращает, говорит гендиректор гостиницы «Адмиралтейская» Ольга Киселева:

Ольга Киселева гендиректор гостиницы «Адмиралтейская» «С Booking вообще проблем никаких нет, то есть деньги возвращаются, и мы перебронировали просто все активные бронирования, перевели в наши прямые бронирования через наш сайт там где-то на стойке».

Косвенно разницу в подходах к расставанию с российскими клиентами между Booking и Airbnb подтверждают и оценки сервисов в магазине приложений Google Play. Рейтинг Airbnb пользователи гаджетов на Android обрушили до единицы. У Booking четыре звезды.

Эмоционально отреагировали и студенты одной из крупных языковых школ. В начале марта они столкнулись с тем, что сервис начал отменять предоплаченные занятия и игнорировал вопросы о возврате денег. Однако к середине месяца на сайте школы появилось объявление о том, что сервис нашел единственный выход — передать студентов другой школе, которая продолжает работать в России. То есть деньги клиентов как минимум не пропали.

Непонятной остается ситуация с подарочными картами. После скандала, связанного с отказом сети «Рив Гош» вернуть деньги, подаренные клиенту в виде сертификата, Верховный суд России признал, что магазин обязан сделать это по требованию владельца карты. В том числе в случае приостановки работы сети в России. В аналогичной ситуации — с подарочной картой магазина, которого теперь нет, — оказался и партнер адвокатского бюро А2 Михаил Кюрджев. Официальные обращения к ретейлеру Zara пока остались без ответа. Юрист готов судиться:

Михаил Кюрджев партнер адвокатского бюро А2 «Планируем обратиться, да. Сумма небольшая, в мировой суд с требованием возврата в связи тем, что обязательство не может быть исполнено в настоящий момент, то есть не исполняется по нашему обращению, это противоречит в том числе правилам программы, что я могу в любой момент обратиться, соответственно, буду требовать возврата денежных средств».

Когда речь идет о небольших суммах — это обидно, но не критично. А вот жительница Ижевска не только не смогла получить частично предоплаченную Tesla, вернуть саму предоплату за автомобиль она пока тоже не смогла. И пошла в суд. Правда, ответчиком выступает не американская компания, а российский посредник. Это напрямую не относится к теме «ушли с деньгами», но проблема с дилерами в сложившихся обстоятельствах действительно есть, продолжает вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин:

Антон Шапарин вице-президент Национального автомобильного союза «Отдельные дилеры часто и отменяют предоплаченные уже автомобили с целью перепродать их дороже, отменяют автомобили, которые просто зарезервированы, часто деньги пытаются не вернуть. И в такой ситуации одно-единственное решение может быть. К дилеру нужно сразу приходить с юристом, нужно сразу приходить с досудебной претензией, нужно сразу опираться на закон о защите прав потребителя. Только юридическая защита может быть в таких ситуациях».

Возвращаясь к ушедшим (временно или нет) из России зарубежным агрегаторам Booking.com и Airbnb, стоит отметить, что, по данным ТАСС, после этого спрос туристов на российские сервисы бронирования взлетел в 30 раз.