Центробанк: Банк может запросить кредитную историю только с согласия клиента

У человека при оформлении какого-либо финансового продукта в банке и любой другой финансовой организации должна быть реальная возможность выразить согласие на запрос его кредитной истории. Об этом говорится в разъяснении Банка России, опубликованном на сайте регулятора.

Центробанк: Банк может запросить кредитную историю только с согласия клиента
© Парламентская газета

Центробанк отмечает, что были выявлены случаи, когда человек фактически не мог отказаться от предоставления кредитной истории, иначе как отказавшись от финансового продукта в целом — например, от открытия карты, счета, вклада.

Например, когда форма согласия включалась в состав других документов, в частности, в заявление о предоставлении кредита или непосредственно в сам договор потребительского кредита, в заключаемый с субъектом договор страхования, а также в заявление о выпуске платежной карты, открытии вклада и накопительного счета, говорится в информационном письме статс-секретаря — заместителя председателя Центробанка Алексея Гузнова.

Кроме того, иногда клиенты вынуждены соглашаться на запросы сразу от нескольких компаний, в том числе связанных с банком или микрофинансовой организацией, не имея выбора. По оценке регулятора, подобные практики являются недобросовестными.

Чтобы выразить согласие или несогласие с предоставлением доступа к кредитной истории, необходимо в документе, где содержится разрешение на запрос, проставить отметку о согласии либо несогласии. Если согласие запрашивается для нескольких компаний, должна быть возможность сделать аналогичные отметки в документе напротив каждой из них, добавил Центробанк.