Как снизить цены на здоровье

В нынешнее непростое время ситуация еще обострилась, люди экономят на здоровье. По данным одного из опросов, 28 процентов граждан стали реже ходить к платным врачам — вплоть до полного отказа от них.

Как снизить цены на здоровье
© Вечерняя Москва

Как убедить владельцев частных клиник умерить свои аппетиты? Ведь цены на платные медицинские услуги государство не регулирует. Депутат Государственной думы Алексей Куринный внес на рассмотрение нижней палаты законопроект, призванный решить эту проблему.

Суть предложения такова: если услуга входит в программу ОМС (обязательного медицинского страхования), то местные власти получат право ограничить ее стоимость. В документе, правда, не указан коридор ограничений, его установят местные органы здравоохранения. Сам автор законопроекта полагает, что верхняя планка прибыли — 30 процентов. А не 100, не 200 процентов, как зачастую бывает.

Можно представить, что поддержка Думой этой инициативы приведет к снижению цен практически на весь каталог услуг платных клиник. Потому что система ОМС гарантирует (пусть и чисто декларативно) все необходимое для полноценного лечения застрахованного гражданина: анализы, исследования, различные манипуляции и операции, вакцинацию и многое-многое другое. Возражения есть? Разумеется, нет, все двумя руками «за».

Только действительно ли новый законопроект столь перспективен? В этом есть большие сомнения. Нам ведь только кажется, что цены на медицинские услуги устанавливают жадные хозяева бизнеса. На самом деле цены диктует рынок. Если нет конкуренции, продавец-монополист может требовать любые деньги. Но при появлении других клиник снижение неизбежно — рыба ищет, где глубже, а человек — где дешевле.

Если же государственные лечебные учреждения будут предоставлять услугу бесплатно и в разумные сроки, на рынке случится настоящая революция, и цены сами устремятся к нижней границе рентабельности. Но в законопроекте ставка сделана на администрирование, игнорирующее законы рынка. К чему это приведет?

Сразу начнется бюрократическая волокита: клиники бросятся доказывать, что тратят значительно больше, чем кажется постороннему. Им приходится платить за аренду помещений, импортное оборудование и расходные материалы, внедрение новых технологий, за рекламу, наконец!

Установить истину будет весьма затруднительно, если вообще возможно. Если же цены все-таки ограничат, возникнет дефицит услуг. А с ним — очереди и неофициальные, мимо кассы, предложения дороже прейскуранта. Также медцентры начнут скрывать свои доходы. В результате цены снизятся только на бумаге.

Вообще-то, корень проблемы — в самой организации отрасли. Советская модель бесплатного и общедоступного здравоохранения почти без изменений перенесена в рыночные условия. Страховой ее характер весьма условен, страховщики фактически служат дорогостоящей прокладкой между врачом и больным, между государством и населением.

При этом денег на медицину выделяется катастрофически мало. Но даже и в рамках действующей системы можно кое-что сделать. Региональные власти не цены должны ограничивать, а развивать конкуренцию. Привлекать врачей в государственную медицину, оснащать клиники современным оборудованием.

Способствовать росту частного сектора, предоставляя ему льготы, а не кошмарить медицинский бизнес беспрерывными проверками. А еще надо объяснять людям, что они могут вернуть часть потраченных на лечение средств, оформив налоговый вычет. Конкуренция и спрос — вот что действительно нужно любому бизнесу. Тогда цены снизятся сами, без всякого административного давления.