Как эволюция сервиса доставки еды повлияла на сферу и клиентские привычки

Кто придумал доставку еды, как формировалась сфера и как менялся бизнес вместе с клиентом со сменой столетий? Рассказываем в нашем материале.

Как эволюция сервиса доставки еды повлияла на сферу и клиентские привычки
© Сравни.ру

Принято считать, что первооткрывателями доставки были итальянцы. В 1889 году шеф неаполитанской пиццерии Рафаэле Эспозито решил порадовать короля Умберто Первого и королеву Маргариту Савойскую уникальной пиццей, в которой ингредиенты отображали все цвета итальянского флага. Конечно же, это была первая «Маргарита». Год ознаменовался не только изобретением классического рецепта пиццы, но и первой доставкой.

XIX век

Но есть другой пример — молоко на крыльце. В 1800-ые в США появилась доставка молока «от фермера до двери клиента». Это стало особенно популярно с развитием индустриализации и переселением жителей в города.

Спрос на «свежее комбо» — утренняя газета плюс молоко — вырос. К фермерам присоединились предприниматели, и бизнес по поставке бутылей к порогу дома пошёл вверх. А что по оплате? Тогда в ходу были наличные и монеты — доверяли только им. Но не стоит забывать про кредиты: доставка каждое утро — оплата раз в месяц.

Во второй половине XIX века во многих странах доставка еды набирала обороты и была популярна как среди клиентов, так и бизнесменов.

В 1890 году в индийском Бомбее (сегодня Мумбаи) появились даббавалы — курьеры, которые развозили домашнюю еду в судочках. Уже в те времена у работников различных компаний, в том числе и эмигрантов, не было возможности делать перерыв на обед. Домашняя еда с доставкой на место работы приобрела такой успех, что ею стали пользоваться не только служащие, но и остальные горожане. Курьеры никогда не опаздывали, несмотря на сложности с транспортом, и при любых погодных условиях обед доставлялся по адресу.

Курьеров взяли в оборот и на судочках начали размещать рекламу различных услуг и бизнеса. Это работало так: курьер оставлял контейнер с едой у клиента, а через некоторое время забирал уже пустую тару. Пока покупатели обедали, у них было достаточно времени, чтобы ознакомиться с рекламным сообщением.

Людей в белых одеждах — даббавал — сегодня по-прежнему можно встретить на улицах. Это одна из самых высокооплачиваемых профессий. В наши дни курьеры, конечно, пользуются телефонами и принимают онлайн-заказы. А рекламные объявления на посуде до сих пор популярны среди предпринимателей и клиентов.

XX век

В середине 50-х в США подхватили тренд на доставку домашней итальянской пиццы в пригороды. Семейные пары больших городов стали активно заселять окраины, увлекаться просмотром телевизора за поеданием «Маргариты». Заказы оплачивали в основном наличными. Граждане из высшего общества всё же выписывали чеки — реальных денег при себе у них не было уже тогда.

Сначала спрос был только на доставку пиццы. Рестораторы других кухонь, в частности китайской, оценили прибыльность сферы и также стали предлагать клиентам привозить заказы на дом. Вместе с ростом популярности получения блюд «от кухни до двери» рестораны не получили пустые залы. Даже наоборот: за счёт доставки удвоилась прибыль заведений и появились постоянные клиенты.

Среди высокой конкуренции бизнесмены стали придумывать, как мотивировать клиента покупать готовые блюда именно у них. Так появилась быстрая доставка за 30 и 15 минут. Однако подобная скорость приводила к трагедиям на дорогах и большим выплатам пострадавшим от лица компаний. Но тем не менее тренд на быстрые заказы лидирует и в наши дни.

С развитием интернета у потребителей появилась возможность делать онлайн-заказы. В 1994 году клиент оформил первый в истории интернет-заказ на доставку пиццы на сайте Pizza Hut. И если раньше онлайн можно было расплачиваться только картой, то сегодня у клиента есть масса возможностей.

Интернет-эквайринг от LIFE PAY даёт возможность клиентам расплачиваться любым удобным способом: картой, через СБП, а также платёжными ссылками — для них не обязательно иметь сайт.

XXI век

И снова интернет в деле. Конечно, технологии в бизнесе уже навсегда, особенно после 2020 года. До него в основном заказывали пиццу или что-то в этом духе, например пироги или суши. Но с приходом новых условий спрос на доставку как готовых блюд, так и продуктов взлетел. И на сегодняшний день занимает лидирующие позиции, даже во времена новых экономических условий 2022 года. По данным Data Insight, в апреле 2022 года интернет-магазины и сервисы по доставке продуктов выполнили 31,2 миллиона заказов. Что в два раза больше, чем в апреле 2021 года.

Пользовательские привычки говорят о том, что доставка никуда не уйдёт, а будет только развиваться вместе с технологиями и запросами покупателей. Если сегодня клиент выбирает товар на странице сайта или в приложении и не может оформить доставку «до двери», он, скорее всего, уйдёт к конкурентам.

Новые сервисы и удобство оплаты при получении заказа только увеличивают клиентский спрос. А опции: выбор платежа и проверка товара перед финальным решением о покупке — повышают лояльность клиента к бренду и шансы на его возвращение.

Платёжно-кассовое приложение LIFE POS от LIFE PAY позволяет принимать оплаты любым способом: наличными, картой или по QR-коду через СБП.

Приложение работает на любом устройстве системы Android, даже на смартфоне. С помощью LIFE POS можно принимать платежи прямо на месте у клиента, при этом фискализируя их. Второй вариант комфортной оплаты — NFC-микрочип от LIFE PAY. Он работает по принципу PAY-сервисов: приложил телефон — расплатился. NFC-чип входит в СБП, что гарантирует мгновенное поступление денег на расчётный счёт предпринимателя.

Доставка всегда связана с приёмом оплаты за заказ. Если наладить логистику, но не откликаться на запросы клиентов в сфере платежей, то торговая концепция может не принести постоянных клиентов и прибыли.