В Забайкальском крае вернулись к идее изменить систему оплаты труда в бюджетной сфере

Власти Забайкалья вновь заговорили о том, что требуется повысить зарплаты бюджетникам, снять тяжелое финансовое бремя с региона и привлечь дополнительные федеральные средства. Для этого нужно отказаться от региональной части (1,2) районного коэффициента, включив ее в оклады бюджетников. Как и восемь лет назад, концепция законопроекта почему-то мало кого вдохновляет.

В Забайкальском крае вернулись к идее изменить систему оплаты труда в бюджетной сфере
© Российская Газета

История коэффициента

Забайкальские бюджетники помимо федерального районного коэффициента 1,2 имеют такую же 20-процентную региональную надбавку, введенную краевым законом. Первая субсидируется федеральной казной, вторая - субъектовой. При общем повышенном коэффициенте 1,4 зарплаты бюджетников в Забайкальском крае сейчас самые низкие в ДФО.

- Мы очень подробно смотрели структуру зарплаты и возможности ее увеличения. Очевидно, что районный коэффициент свою историческую нагрузку утратил, увеличивающую функцию не несет. Но при этом он имеет системное деструктивное влияние на Забайкалье - Минфин РФ его не учитывает, и из-за этого мы ежегодно недополучаем 3,5 миллиарда рублей финансовой помощи, - заявил первый вице-премьер правительства Забайкалья Андрей Кефер.

Федеральные методики при перерасчете фонда оплаты труда игнорируют районный коэффициент, который субъекты ввели самостоятельно и выплачивают сами. Закон Забайкальского края № 39-ЗЗК вступил в силу в 2009 году, будучи реинкарнацией аналогичных законов Читинской области, а также Агинского и Бурятского автономных округов, в основе которых было решение № с/а-47 малого совета Читинского областного совета народных депутатов 1993 года.

- То решение о районном коэффициенте принималось в совершенно иных экономических условиях, когда существовала единая система оплаты труда в РФ. На отдельно взятой территории он сильно увеличивал зарплату. Например, в центре России она была условно 100 рублей, а в Забайкалье с учетом коэффициента на 20 процентов выше. Это действительно было стимулом - в регионы приезжали люди, закреплялись. Но с тех пор законодательство очень сильно изменилось, - говорил экс-министр труда и социальной защиты населения Забайкалья Дмитрий Семенов, недавно занявший кресло главы краевой контрольно-счетной палаты.

По его словам, после перераспределения полномочий формирование системы оплаты труда перешло на уровень субъектов. Районный коэффициент потерял былое значение, и на первый план вышел оклад. Власти регионов устанавливают зарплаты бюджетникам, а вслед за ними муниципальные образования на основе базовых окладов. У некоторых регионов осталась единая система оплаты труда, как, например, в Забайкалье.

Второй заход

Обкатать отмену региональной части районного коэффициента на государственных и муниципальных служащих Забайкалья в 2015 году попытался тогдашний губернатор Константин Ильковский. Он объяснял, что федеральный центр никогда не соглашался с тем, что в Забайкалье районный коэффициент стал 1,4, и региональные 1,2 (которые в 2015-м стоили два миллиарда рублей) субъекту приходится выплачивать из собственных бюджетных доходов.

Профильные комитеты регионального Заксобрания не одобрили законопроект губернатора об отмене пресловутых 1,2 для чиновников. Депутаты решили, что в той экономической ситуации не стоит отказываться от такого.

Между тем собственные районные коэффициенты, установленные в 1990-х годах, большинство субъектов РФ отменило. Так, например, поступили в Бурятии, сделав исключение лишь для трех северных районов и города Северобайкальска. Та же история была в 2020 году в Приморье, где районный коэффициент оставили в нескольких муниципалитетах.

- И нам пора приводить систему оплаты труда в соответствие с федеральными методиками. Районный коэффициент, который установлен в Забайкалье - дополнительные 20 процентов, нужно просто влить в окладную часть. Ничего не уменьшится, наоборот, зарплата даже станет больше, судя по расчетам, - утверждал Дмитрий Семенов.

По его словам, первоначальная идея была увеличить оклады на 13,4 процента. Это бы полностью сохранило нынешний размер оплаты труда бюджетников. После диалога с профсоюзами изучается возможность повышения окладов на 20 процентов, что даст рост зарплаты на 5,6 процента у каждого работника.

Федеральные методики при перерасчете фонда оплаты труда игнорируют районный коэффициент, который субъекты ввели самостоятельно и выплачивают сами

- Это первый шаг. Вторым будет дальнейшее повышение зарплат в первую очередь для так называемых указных категорий работников, чего у нас уже давно не было. Речь об учителях, медперсонале, воспитателях, работниках культуры, - объяснял экс-министр. - Кстати, очередная индексация в бюджете заложена. Зарплата будет увеличена на индекс-дефлятор, установленный законом о бюджете края. Это, как минимум, три-пять тысяч рублей.

В Забайкалье указным категориям не увеличивали заработную плату последние три года, поскольку на это не было средств. В погоне за ростом минимального размера оплаты труда все ресурсы были направлены на то, чтобы выдерживать МРОТ. Целевой показатель средней зарплаты для бюджетников сейчас составляет 35,8 тысячи рублей, а краевые власти предлагают установить 41,8 тысячи рублей, что соответствует уровню 2021 года. Актуальная сумма 2023 года на пять тысяч больше, и к ней будут стремиться. Впрочем, при ограниченных ресурсах делать это придется постепенно.

- Если мы изменим систему оплаты труда, сделаем ее как во всей РФ, то станем получать дополнительную финансовую помощь. Суммы большие и мы сможем с их помощью продолжать наращивание зарплаты. Сейчас будем делать это за счет внутренних источников, - отметил Дмитрий Семенов.

Торопиться не надо

Грядет обсуждение законопроекта на краевой трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений с участием представителей правительства, профсоюзов и работодателей. Это обязательная процедура. В зависимости от ее итогов документ будет подготовлен и внесен главой региона в областное Заксобрание.

Между тем, по словам главы профсоюзов Забайкалья Зои Прохоровой, нет никаких гарантий, что федеральный центр после отмены районных выплат выделит региону денег на поднятие зарплат бюджетников в будущем году. Кроме того, при отмене коэффициента могут пострадать работники с МРОТ - в первую очередь неквалифицированные сотрудники. Их зарплата будет расти медленнее без 20-процентной надбавки.

Инфографика "РГ" / Рафаэль Зарипов

По словам Дмитрия Семенова, районный коэффициент нужно отменить к началу второй половины текущего года, чтобы попасть в планирование бюджета на 2024-й. Его энтузиазм не разделяют депутаты.

Вице-спикер краевого Заксобрания и глава комитета по экономической политике и предпринимательству Виктория Бессонова считает: говорить, что закон будет принят в первом полугодии, как минимум, непрофессионально со стороны органов исполнительной власти.

- Пока в краевом парламенте нет ни одного проекта документа, касающегося отмены районного коэффициента. Обсуждать такую тему без документальной основы - пояснительной записки с расчетами, финансово-экономического обоснования, прогноза влияния на население, доходную и расходную часть бюджета - невозможно, - подчеркнула Виктория Бессонова.