Отказ инспекции в представлении обществу акта сверки признан незаконным

Общество состоит на налоговом учете в инспекции с 09.04.2021. Оно обратилось в налоговый орган 23.06.2023 с заявлением в электронной форме о предоставлении акта сверки принадлежности сумм денежных средств, перечисленных или признаваемых в качестве единого налогового платежа (ЕНП) либо сумм денежных средств, перечисленных не как ЕНП за период с 02.03.2021 по 20.04.2021. Инспекция отказала в предоставлении акта сверки установленного образца. Отказ мотивирован тем, что в связи с внедрением института единого налогового счета (ЕНС) в течение переходного периода ведутся доработки процессов формирования запрашиваемого акта сверки. Обществу предложено провести сверку в ходе личного приема в налоговом органе. В ходе личного приема акт сверки за запрошенный период составлен также не был. Неоднократные обращения общества с заявлением как по электронным каналам связи, так и на бумажном носителе, о представлении акта сверки оставлены без удовлетворения. Полагая недействительным отказ, выраженный в письме, общество обжаловало его в вышестоящей инстанции. Управление оставило жалобу без удовлетворения со ссылкой на проведение мероприятий по реализации законодательства по ЕНС и ЕНП и актуализацией данных расчетов с бюджетом. Тогда организация подала исковое заявление в суд с требованием признать незаконными действия и недействительным ответ налогового органа, обязать представить акт сверки денежных средств. Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования в части признания незаконными действий инспекции, выразившихся в отказе в представлении обществу акта сверки принадлежности сумм денежных средств за указанный период. Он обязал налоговый орган предоставить запрашиваемый документ в срок не позднее 10 рабочих дней с момента вступления решения в законную силу. Суд апелляционной инстанции отменил решение суда первой инстанции и отказал истцу в удовлетворении требований. Он сделал следующие выводы: - с 01.09.2023 была завершена доработка процессов формирования акта сверки принадлежности сумм денежных средств, перечисленных или признаваемых в качестве ЕНП, либо сумм денежных средств, перечисленных не как ЕНП; - у инспекции по состоянию на 23.06.2023 отсутствовала техническая возможность предоставления запрошенного акта сверки; - испрашиваемый период не является налоговым отчетным периодом, а представленный акт сверки за период с 01.01.201 по 31.12.2021 содержит сведения, в том числе за указанный период; - налоговый орган не обязан проводить аудиторскую проверку или бухгалтерский анализ финансово-бухгалтерской документации налогоплательщика в ручном режиме за промежуточный неналоговый период, то есть фактически подменять собой работу его бухгалтеров. Кассация отменила решения апелляции и первой инстанции в части возложения на инспекцию обязанности предоставить обществу акт сверки за конкретный период и в определенный в постановлении срок. Она отметила, что: - являясь администратором налоговых платежей и органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, инспекция обязана в силу закона представлять налогоплательщику информацию об исчисленных и уплаченных им налогах; - однако суд не связан требованием заявителя о способе устранения его нарушенных прав; - ответчик может самостоятельно решить, как, с учетом действующего законодательства и установленных судом фактических обстоятельств по делу, исправить допущенные нарушения.