Курсы валют
USD 63,8741 −0,0501
EUR 68,6902 0,9242
USD 63, 7900 −0,0400
EUR 68, 4950 −0,0250
USD 63,8 746 0,0352
EUR 68, 4492 −0,0688
USD 64,0000 63,9000
EUR 68,4000 68,7000
покупка продажа
64,0000 63,9000
68,4000 68,7000
05.12 — 12.12
64,2500
68,2500
BRENT 53,77 0,11
Золото 1171,54 −0,01
ММВБ 2152,98 −0,01
Главная Новости Аналитика Как выбить долги и не поссориться с партнёром
Как выбить долги и не поссориться с партнёром

Как выбить долги и не поссориться с партнёром

Источник: Секрет Фирмы|
07:00 28 апреля 2015
По данным Единого федерального реестра сведений о банкротстве, количество обанкротившихся российских компаний за первые три месяца 2015 года выросло на 22% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года. Общие долги этих фирм достигли 48,4 млрд рублей. Количество же компаний, которые задолжали своим партнёрам, но еще не обанкротились, вычислить невозможно.
Как выбить долги и не поссориться с партнёром
Фото: Секрет Фирмы

По данным Единого федерального реестра сведений о банкротстве, количество обанкротившихся российских компаний за первые три месяца 2015 года выросло на 22% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года. Общие долги этих фирм достигли 48,4 млрд рублей. Количество компаний, которые задолжали своим партнёрам, но ещё не обанкротились, вычислить невозможно. «Секрет» выяснил, как правильно вести себя, если контрагент отказывается платить по счетам.

Убедитесь, что процесс банкротства и ликвидации не запущен

Даже если задолжал ваш давний партнёр и вы не прочь дать ему отсрочку, необходимо проверить состояние фирмы-контрагента: посмотреть, не меняются ли управляющие лица или адрес, не находится ли она в процессе реорганизации, ликвидации или банкротства, не подали ли на неё в суд другие контрагенты. Для этого можно воспользоваться открытыми источниками — базой данных СПАРК, картотекой Высшего арбитражного суда или сайтом ФНС — nalog.ru. «В случае если любое из этих событий происходит с компанией вашего контрагента, необходимо добиваться скорейшего погашения долга», — уверен управляющий партнёр юридической компании «Юрпартнёръ» Антон Толмачёв. Если поводов для беспокойства нет и вы можете себе позволить подождать, лучше приступить к досудебному урегулированию конфликта и договориться об отсрочке.

Договорённость об отсрочке — не повод расслабляться

Партнёр звонит и просит подождать месяц, пока у него не решатся проблемы? Предлагайте встретиться и дать отсрочку не на словах, а закрепить договорённости документально. Если партнёр действительно рассчитывает справиться за то время, которое озвучивает, это не станет для него проблемой. В том случае, если долг не будет выплачен, появятся дополнительные основания для судебного иска — подписанные бумаги помогут получить большую компенсацию. Чтобы мотивировать партнёра, не требуйте с него неустойку за погашение долга. Даже после достижения договорённости об отсрочке надо не забыть про постоянный контроль за состоянием должника — не банкротится ли он, не поменялся ли директор и учредители.

Привлекайте юристов сразу после просрочки

Лучше подключать юристов не позже чем через 10 дней после того, как появилась просрочка: уже тогда клиенту должно быть направлено первое письмо с претензией от юристов. А на этапе предоставления отсрочки следует привлекать не корпоративных, а профильных юристов, специализирующихся на возврате долгов. Они одновременно займутся и составлением документа об отсрочке, и досудебной подготовкой — вдруг идти в суд всё же придётся.

Ведите переговоры только с первыми лицами

Не ведите переговоры о выплате долга с менеджерами компании–контрагента. Даже если вы давно сотрудничаете с ними лично, стоит сразу же договариваться о встрече с генеральным директором компании-должника. «У нас нередко бывали случаи, когда руководитель компании-контрагента был даже не в курсе, что у компании есть долг. А важно, чтобы должник подтвердил всю сумму долга и осознал ответственность именно в лице генерального или финансового директора», — рассказывает генеральный директор курьерской службы TopDelivery Кирилл Ягодкин. Подтвердить серьёзность ситуации поможет пакет документов со счетами, выписками, бухгалтерскими актами сверки.

Важно дать понять, что вы не первый раз сталкиваетесь с подобной ситуацией и умеете её решать. «Если контрагент увидит, что вы ведете себя как эксперт, желание не выплачивать долг намеренно или злоупотреблять форс-мажорными условиями пропадёт», — объясняет Антон Толмачёв.

Не прекращайте работать с клиентом

Чтобы сохранить добрые отношения с партнёром, не обязательно приостанавливать работу с ним на то время, что он выплачивает долг. Если контрагент не злостный неплательщик, можно пойти на уступки, которые будут выгодны обеим сторонам. «Когда клиент должен нам, к примеру, миллион рублей, но хочет получить еще отгрузку, мы предлагаем простую схему: контрагент возвращает нам 100 000 рублей, мы отгружаем товар на 50 000 рублей, он возвращает нам ещё 100 000 рублей, мы отгружаем товар на 50 000 рублей, и так далее. Сумма долга постоянно уменьшается, но мы не перестаем работать с клиентом», — делится опытом управляющий партнёр компании «220 Вольт» Алексей Фёдоров.

В условиях кризиса при такой схеме работы может возникнуть проблема с суммой долга. Курс доллара и евро меняется: товар может быть отгружен по одной цене, через неделю она станет совсем другой, но сумма долга не поменяется. В таком случае можно отгружать товар на ответственное хранение. Тогда товар останется в собственности компании-поставщика, а когда клиент захочет воспользоваться товаром, он должен будет уведомить поставщика и получить товар в собственность по актуальной цене, хотя фактически товар будет лежать на складе клиента.

Идите в суд, но не сразу

Поход в суд — это крайняя мера, всегда выгоднее погасить долг без судебного разбирательства. Прежде всего это поможет сохранить с партнёром деловые отношения. Возвращение денег через суд может затянуться надолго. Исполнительный лист (документ, который выдается на руки взыскателю) можно получить за три месяца, но на работу судебных приставов, которые продадут имущество должника и зачислят деньги на ваш счет, может уйти до года и более.

Обращаться в суд стоит, когда долги не выплачиваются систематически — больше трёх раз. Тогда и поможет вся досудебная подготовка, которую провели ваши юристы, фиксируя все задолженности и договорённости об отсрочках. Если вести себя профессионально, есть вероятность продолжить отношения с контрагентом даже после судебного взыскания.

Поделитесь с друзьями
Оставить комментарий
Читать наСекрет Фирмы
Рубрики
Аналитика
Еще от Секрет Фирмы