Курсы валют
USD 56,5552 0,0564
EUR 63,6189 0,4476
USD 56,3600 0,0000
EUR 63,0 400 0,0250
USD 56, 4269 0,0495
EUR 63,1 531 0,0272
USD 56,4000 56,5700
EUR 63,2000 63,3800
покупка продажа
56,4000 56,5700
63,2000 63,3800
29.05 — 05.06
56,4000
63,2000
BRENT 54,22 0,04
Золото 1250,65 −0,03
ММВБ 1960,16 0,16
Главная Новости Аналитика Локальные стартапы никому не нужны
Александр Чачава. Локальные стартапы никому не нужны

Александр Чачава. Локальные стартапы никому не нужны

Источник: Секрет Фирмы |

Статистические отчеты показывают, что рынок венчурных инвестиций в РФ, хоть и испытывает некоторый отток капитала, по-прежнему, активен. В фондах достаточно денег, но инвестируют они всё осторожнее. Практически у всех инвесторов изменились требования к проектам. Основным вопросом стал — когда компания выйдет на глобальный рынок?

татистические отчёты показывают, что рынок венчурных инвестиций в России, хоть и испытывает некоторый отток капитала, по-прежнему активен. В фондах достаточно денег, но инвестируют они всё осторожнее. Практически у всех инвесторов изменились требования к проектам. Основным вопросом стал — когда компания выйдет на глобальный рынок?

Когда нефть стоит $140, то реформы делать не хочется. Вроде и понимаешь, что многое неэффективно, но денег и так хватает. А когда кризис бьёт по голове и нефть по $50, то тут нужны реформы уже ради выживания. Вот также и стартапу в кризис проще осознать необходимость глобального рыночного мышления. В сытые годы рисковать сложнее — есть ощущение, что времени много и нас здесь неплохо кормят. Загнанный в угол зверь становится сильнее и может претендовать на большее.

Если стартап нацелен на глобальный рынок изначально, обладает пониманием, куда двигаться, и имеет первых клиентов, то поднять деньги в российском фонде не составит большого труда. Хороший пример — недавний раунд нашей портфельной компании RoboCV, которая привлекла такие фонды, как I2BF, VTB Capital, Almaz Capital и Columbus Nova. По всем вышеперечисленным показателям у проекта был положительный ответ. Другая портфельная компания, Double Data, тоже привлекла раунд в нынешнем кризисном году. У неё было сразу несколько предложений по инвестициям от российских фондов.

Тем, кто сетует на невозможность поднять инвестиции в России, стоит посмотреть внимательнее на параметры своего проекта. Перспективы на глобальном рынке сейчас главное требование для инвестора, особенно если ваш проект рассчитан на привлечение большой аудитории и не предполагает быстрой монетизации. Один из таких наших стартапов, Wakie, перезапустился на глобальном уровне, основатели переехали в Силиконовую долину, и им удалось поднять новый раунд в США.

Рынок инвестиций глобален, а стартапы должны быть гибки и адаптивны к быстро меняющимся условиям. Переезд в США, Латвию или Израиль отнюдь не предательство родины, а, возможно, своевременное и мудрое бизнес-решение. Победителей не судят. Гражданин Сингапура Сергей Белоусов со своей американской компанией Parallels сделал для развития российских инноваций и стартапов больше, чем полтора десятка высокопоставленных чиновников, в чьих должностных обязанностях указан пункт «развитие инноваций в России». А какое количество мозгов талантливых израильтян и индусов утекло из своих стран в ведущие американские корпорации? Зато теперь технологические отрасли и Израиля, и Индии переживают самый настоящий бум. В них с радостью инвестируют американские фонды, а не в российские аналоги.

И если разработчик переходит из «Яндекса» в Facebook на сопоставимую должность, это плохо только для «Яндекса», но не страны в целом. Когда разработчик из Facebook, набравшись опыта, решит делать свой стартап, он, скорее всего, будет искать партнёров и сотрудников среди соотечественников в России — не в долине же нанимать программистов-миллионеров.

Какой продукт нужен глобальному рынку? Я бы советовал избегать мейнстримов и маркетплейсов, у российского стартапа на эти игры просто не хватит денег, даже если продукт хороший. А любое качественное, востребованное нишевое решение найдёт своего потребителя, особенно если оно будет инновационным.

С точки зрения капитализации компании доллар, заработанный на международных рынках (особенно если продажи диверсифицированы), стоит как $10 на домашнем. А продавать за рубеж не в 10 раз сложнее. Зависит, конечно, от продукта и возможностей, но международный рынок, на мой взгляд, сейчас предпочтительнее импортозамещения.

Современная экономика глобальна, поэтому успеха могут добиваться только глобальные технологические компании — пора это усвоить. А в глобальной экономике локальные кризисы не играют заметную роль. Израильтянам — отличный пример стартап-нации — удалось убить в себе местечковость. Нам это сделать труднее, так как внутренний рынок больше, но иного выхода нет, особенно в кризисной ситуации. Для международного стартапа с амбициозной командой открыты двери фондов всего мира, а денег в них сейчас очень много.

Поделитесь с друзьями
Оставить комментарий
Рубрики
Аналитика
Еще от Секрет Фирмы