Курсы валют
USD 59,3521 0,1691
EUR 63,1803 −0,0449
USD 59,7 500 −0,0100
EUR 63,5 325 0,0050
USD 59, 7333 −0,1085
EUR 63,4 939 0,0079
USD 59,6800 59,8500
EUR 63,4200 63,7600
покупка продажа
59,6800 59,8500
63,4200 63,7600
16.01 — 23.01
60,6000
64,5400
BRENT 54,31 0,39
Золото 1201,11 0,09
ММВБ 2162,25 0,23
Главная Новости Финансовые блоги Иррациональные поступки вредят индивидуальным инвесторам
Иррациональные поступки вредят индивидуальным инвесторам

Иррациональные поступки вредят индивидуальным инвесторам

Источник: Ведомости |
Есть ли у розничного инвестора реальный шанс заработать на фондовом рынке? Бывает, что основной преградой на пути к успеху на поприще инвестиций становится он сам, говорят эксперты. Там, где нужны рациональные действия, инвесторы часто принимают импульсивные решения, систематически повторяют одни и те же ошибки. И за них приходится расплачиваться им самим.

В качестве защиты от собственных дурацких поступков профессор Принстонского университета Бертон Малкиэл и финансовый гуру Уоррен Баффетт советуют розничным инвесторам вкладываться в пассивные индексные фонды, доверив их управляющим инвестиционные решения.

Если же инвестор – на свой страх и риск – самостоятельно выходит на фондовый рынок, возможно, ему поможет анализ типичных ошибок, свойственных индивидуальным игрокам. Причины некоторых таких ошибок изучают специалисты в области behavioral finance («поведенческие финансы» – концепция, описывающая влияние эмоций и различных психологических факторов на финансовое поведение инвесторов).

«Разобравшись в систематических ошибках, возможно, вы начнете задавать себе вопросы, которые иначе бы не возникли», – говорит профессор финансов Университета Флориды Джей Риттер, специализирующийся на behavioral finance.

В последнее время появились сразу три свежих исследования в области behavioral finance, выявивших некоторые из таких закономерностей.
Думай, что продаешь

Сэмьюэл Хартцмарк, профессор из Университета Чикаго, утверждает, что и розничные инвесторы, и управляющие паевых фондов чаще продают акции, которые дорожают или дешевеют сильнее, чем остальные инструменты в их портфеле. Исследование Хартцмарка опубликовано в апрельском номере Review of Financial Studies.

Хартцмарк называет этот феномен «эффектом ранга». Если посмотреть на инвесторов, в портфелях которых есть одинаковые акции, он обязательно проявится, утверждает профессор. Больше вероятности, что продавать эти акции будет тот инвестор, в чьем портфеле они показывают наилучшие или, наоборот, наихудшие результаты.

Та же закономерность прослеживается в работе со счетами, по которым инвесторы платят налоги с отсрочкой. А это означает, что продажа самых убыточных на данный момент бумаг вовсе не связана с желанием зафиксировать убыток, чтобы показать меньшую прибыль и оптимизировать налоги, говорится в исследовании.

Его результаты также показывают, что инвесторы, медитируя над финансовыми отчетами, используют фактор роста или падения как простейшую аналитику для принятия решения о продаже, утверждает Хартцмарк.

Беда такого инвестора в том, что он бессознательно сужает число кандидатов на продажу и может не заметить какие-то акции, которые объективно стоило бы продать, отмечает он. «Нужно просто отдавать себе отчет в том, что вы делаете, чтобы не пропустить что-то более важное, – советует Хартцмарк. – Если вы это осознаете, то с автоматизмом легче справиться».
Доверяйте иностранному

Авторы другого исследования пришли к выводу, что инвесторы доверяют меньше денег паевым фондам, если ими управляют люди с иностранными фамилиями, чем таким же фондам, менеджеры которых носят типично американские фамилии.

Чтобы понять, какие фамилии обладают иностранным колоритом, исследователи попросили группу респондентов выбрать из предложенных вариантов «американские» и «иностранные».

Темперамент имеет значение

Еще 60 лет назад Бенджамин Грэхем, которого сам Уоррен Баффетт считает своим учителем, в классическом труде «Разумный инвестор» доказал, что «...обычные люди, имеющие более подходящий для инвестирования темперамент, зарабатывают гораздо больше тех, кто этим качеством не обладает, даже если они хорошо разбираются в финансах, бухучете и фондовом рынке».

Другую группу респондентов они попросили «инвестировать» $100, разделив их между двумя похожими индексными фондами, привязанными к S&P 500, одним из которых управляет человек с «иностранной» фамилией, а другим – с «американской». В некоторых случаях фонды под управлением «иностранцев» предлагали меньшие комиссионные, в некоторых это делали фонды под управлением «американцев».

Два фонда, привязанных к одному и тому же индексу, принесут примерно одинаковый доход до вычета комиссионных. Следовательно, «рациональный инвестор должен выбирать тот фонд, который дешевле», говорит профессор финансов Университета Мангейма и соавтор исследования Александра Ниссен-Руенци.

Но участники эксперимента «инвестировали» в среднем на $11 больше в фонды с «американскими» управляющими независимо от размера комиссионных, отмечает второй соавтор – профессор финансов Университета Майами Алок Кумар.

Исследование Ниссен-Руенци и Кумара будет опубликовано в одном из ближайших номеров Review of Financial Studies.

Не смотрите на котировки управляющего

Американские инвесторы неоправданно много внимания уделяют росту акций самой управляющей компании фонда, следует из третьего исследования. В нем речь идет о склонности инвесторов больше доверять паевым фондам, материнские управляющие компании которых с точки зрения роста котировок показывают результаты лучше рынка.

У большинства исследованных компаний принадлежащие им паевые фонды были не главным источником дохода. Это значит, что приток клиентских денег в их фонды не сильно влияет на рост котировок самой материнской компании, отмечает профессор Университета Техаса в Остине и соавтор исследования Клэменс Сайалм.

В исследовании также анализируются данные публичных T. Rowe Price и Janus Capital, но не учитываются результаты таких крупных управляющих, как Vanguard и Fidelity Investments, поскольку их акции не торгуются на биржах. Исследование будет опубликовано в Management Science.

Инвестирование в фонды, принадлежащие процветающим компаниям, имеет вполне рациональное объяснение, говорит Сайалм. Успешные компании больше инвестируют в продукты и сотрудников, а компании, находящиеся в трудном финансовом положении, инвестируют меньше, добавляет он.

Между тем авторы исследования не нашли подтверждений тому, что фонды, принадлежащие успешной компании, и сами показывают лучшие результаты, чем аналогичные фонды конкурентов. «Есть много примеров, когда материнская компания процветает по сравнению с конкурентами, а ее паевые фонды – нет», – говорит Сайалм.

Розничные инвесторы «могут улучшить свои финансовые результаты, если будут вести себя более рационально», резюмирует он.
Поделитесь с друзьями
Оставить комментарий
Еще от Ведомости