Курсы валют
USD 57,4762 −0,3828
EUR 60,4535 −0,7555
USD 58,44 50 −0,0025
EUR 61, 6500 −0,0500
USD 58,4 239 −0,0607
EUR 61,8 103 0,0074
USD 57,9000 57,9900
EUR 61,3000 61,0000
покупка продажа
57,9000 57,9900
61,3000 61,0000
20.02 — 27.02
58,4000
62,2000
BRENT 56,04 0,16
Золото 1256,24 −0,03
ММВБ 2093,09 0,12
Главная Новости Аналитика Как заработать на экологичном книгоиздании
Как заработать на экологичном книгоиздании

Как заработать на экологичном книгоиздании

Источник: Forbes Russia |

Океанолог по образованию и издатель по профессии, Екатерина Воронина компенсирует природе ущерб от своей работы и надеется построить прибыльный бизнес

При входе в квартиру Екатерины Ворониной стоит керамическая фигурка совы с блюдцем. Туда нужно положить 10 рублей, если приходишь в дом с пластиковом пакетом. Собранные деньги Екатерина отдает в Фонд дикой природы WWF. Она не изменяет принципам и на работе: Воронина — основатель первого в России эко-издательства «Зеленая книга». Предпринимательница точно знает, сколько парниковых газов выделяется в результате деятельности ее компании — около 4 кг углекислого газа на книгу. 

Уроки природоведения

Воронина родилась в Крыму, и любовь к природе, походам и горам родители привили ей с детства. Этим Екатерина объясняет свою любовь к экологии и выбор профессии. Воронина закончила геофак МГУ, после окончания вуза работала в Морском гидрофизическом институте, занималась береговыми процессами. В 2010 году она поступила на второе высшее в РХТУ им. Менделеева по специальности «экология мегаполисов», где начала писать магистерскую диссертацию о технике расчета углеродного следа, которая позволяет выяснить, какое количество парниковых газов выделяется в результате деятельности человека. Как раз в тот момент Екатерина выяснила, что в России вообще нет книг по практической экологии. Все, что можно было найти, оказалось на английском языке. Изданий на русском, в которых можно было бы узнать, как экологизировать производство, как делать эко-продукты, как жить экологично, — просто не существовало. Тогда у Ворониной появилась бизнес-идея — самостоятельно заняться изданием подобных книг.

«Литературы на стыке бизнеса и экологии в России практически нет, — подтверждает слова Ворониной Татьяна Пузанова, старший научный сотрудник геофака МГУ и ученый секретарь Научно-методического совета по экологии. — Все, что есть на рынке, — это либо научные книги по экологии, написанные сложным языком, либо что-то вроде научпопа, который невозможно читать из-за низкого качества».

Опыта работы в книжном бизнесе у Ворониной не было. Но это ее не остановило.

«Я буквально горела идеей, она мне казалась конгениальной», — вспоминает издатель.

Чтобы изучить книжный рынок изнутри и получить практический опыт, она решила устроиться на работу в издательство «Манн, Иванов и Фербер». Воронина участвовала в конкурсе на должность менеджера по проектам. Она прошла несколько туров и дошла до очного собеседования, однако на работу ее не взяли.

Неудача расстроила Екатерину, но желание открыть свое дело не пропало. Воронина стала искать команду. Уже через месяц, в марте 2012-го, к ней присоединились еще три человека, все — из экологического сообщества. Четверо единомышленников вложили в бизнес по 25 000 рублей, стартовый капитал потратили на регистрацию компании, разработку сайта и первые зарплаты.

Над названием издательства думали долго. В качестве рабочих вариантов было около десяти наименований: от «Петрушки» и «Салата» до «Зелени» и «Зеленого взгляда». Остановились на том, которое было самым простым и очевидным: «Зеленая книга».
Тогда же Екатерина начала задумываться об открытии офиса. «Сперва сработало стереотипное мышление, показалось, что наличие офиса — это признак солидности», — говорит Воронина. Но потом начинающая предпринимательница осознала, что офис увеличит потребление и воздействие компании на окружающую среду. В итоге от офиса отказались, все сотрудники работают удаленно.

Фокус издательства определился сразу: литература на стыке бизнеса и экологии. Еще на начальном этапе компания выработала целый комплекс «зеленых» технологий книгопечатания. Для печати решили использовать только экологические краски на водной основе и переработанную бумагу или бумагу, сертифицированную международной организаций Лесным попечительским советом (FSС — Forest Stewardship Council), у которой есть российское представительство.

Такой сертификат значит, что бумага производится из древесины, которая выращена в ответственных лесных хозяйствах (в России таких 39,82 млн), где вырубка ведется целесообразно с точки зрения экологии и на месте срубленных деревьев высаживаются новые. Кроме того, издательство высчитывает углеродный след от каждой книги, использует минимальное количество цветов. По расчетам Ворониной, производство одной книги в твердом переплете может равняться 4 кг CO2 для книги в твердом переплете, а для книги в 500 страниц в мягком переплете — 2,5 кг.
Как признается Екатерина, вначале было очень сложно найти FSC-сертифицированную бумагу и типографии. Но теперь в этом сегменте большое разнообразие. «Три года назад в России было три таких типографии. Сегодня их около тринадцати. То же касается и производства бумаги», — говорит Елена Березина, директор компании по производству бумажной продукции «Анталис». По ее словам, сейчас спрос на их продукты сильно увеличился, возросла и конкуренция в секторе.

Технология издания эко-книги похожа на ту, что используется в обычных издательских домах. Принципиальное отличие только в материалах (краска, бумага, клей), которые должны быть безвредны для природы. Кроме того, эко-подход влияет на дизайн и верстку. Стараются верстать так, чтобы не было лишних пустых страниц. Бумагу FSC и переработанную бумагу, а также краски, потребителю сложно отличить от обычной бумаги. Разве что эко-чернила не так устойчивы к воде. Если капнуть, то могут размазаться.
Про онлайн-издательство на первом этапе Воронина тоже думала, но уверяет, что в этом случае урон природе гораздо выше — учитывая, сколько нужно электроэнергии для зарядки электронных книг и планшетов.

Поделитесь с друзьями
Оставить комментарий
Читать наForbes Russia
Рубрики
Аналитика
Еще от Forbes Russia