Курсы валют
USD 64,1528 0,4721
EUR 68,4703 0,8541
USD 63,8 800 0,0025
EUR 68, 1575 0,0850
USD 63,8333 0,0000
EUR 68,08 51 0,0009
USD 64,0000 64,2300
EUR 68,3000 68,4300
покупка продажа
64,0000 64,2300
68,3000 68,4300
28.11 — 05.12
62,0000
66,4000
BRENT 54,36 0,15
Золото 1175,89 0,01
ММВБ 2128,99 −0,20
Главная Новости Аналитика Богато жить не разрешишь
Богато жить не разрешишь

Богато жить не разрешишь

Источник: Ъ-Газета|
16:27 25 мая 2015
Соцпособия 2016 года сократят из принципов адресности и нуждаемости.
Богато жить не разрешишь
Фото: Коммерсантъ - газета

Принципы адресности и нуждаемости должны использовать для определения расходов на социальную поддержку и индексацию зарплат бюджетников в 2016 году — по данным «Ъ», на прошлой неделе такие поручения даны Минтруду, Минздраву и Минфину. По данным мониторинга РАНХиГС, регионы, от которых также требуется переход к адресной соцполитике, уже начали внедрение этих принципов, но исключительно ради сокращения своих расходов, без перераспределения сэкономленного и без определения целей социальной поддержки. 


2016-й может стать первым годом массовых экспериментов в области дифференциации социальной помощи как для регионов, так и для федерального центра. Как уже писал "Ъ", на закрытых совещаниях в правительстве на прошлой неделе даны поручения Минтруду до начала бюджетного процесса внести в Госдуму проект федерального закона "Об особенностях выплаты пенсий работающим пенсионерам" (см. "Ъ" от 22 мая). По данным "Ъ", Минтруду, а также Минздраву, Минобрнауки и Минфину также поручено обсудить реформу льготного стажа для врачей и педагогов, заново оценить масштабы льгот чернобыльской группы и рассмотреть вопрос об индексации в 2016 году бюджетных зарплат и соцвыплат, исходя из принципов адресности и нуждаемости. Предложения на этот счет, по данным "Ъ", Белый дом получит в июне 2015 года.


Идея адресности заключается в отказе от индексаций выплат по категориям получателей (сейчас все федеральные индексации производятся категориально): адресное решение всегда принимается индивидуально. Принцип нуждаемости предполагает, что основанием такого решения должен быть недостаточный (по каким-либо критериям) доход получателя. На президиуме Госсовета 25 февраля президент Владимир Путин потребовал от регионов ускорения перехода на адресный принцип в соцподдержке, теперь же эксперименты с адресностью могут подняться на федеральный уровень. В последний раз в Минтруде обсуждали такие схемы в 2009-2010 годах в дискуссиях о социальном контракте при соцподдержке отдельных категорий граждан, но распространения тема не получила. Адресность и нуждаемость на федеральном уровне могут выглядеть не только как уже, видимо, утвержденный отказ с 2016 года от выплат пенсий работающим пенсионерам с годовым доходом свыше 1 млн руб по месту работы, но и как гибридные неадресные решения вроде индексации зарплат только низкооплачиваемым бюджетникам.


Совместный ежемесячный мониторинг РАНХиГС, ИЭП имени Егора Гайдара и ВАВТ в апреле содержит обзор уже вводящихся в регионах РФ в рамках сокращения расходов решений по изменению схем социальной поддержки, называя их квазиадресными. Крупнейший регион, который внедряет адресный принцип соцподдержки ветеранов труда, военнослужащих, репрессированных и тружеников тыла,— Московская область; в Новгородской, Ярославской, Омской, Псковской и Амурской областях адресную поддержку вводят для семей с детьми. В тексте анализируются действия около 20 регионов, так или иначе модифицировавших программы соцподдержки в 2014-2015 годах.


Сколько-нибудь полноценной реализации принципов адресности и нуждаемости в них пока не происходит. С одной стороны, нет единого подхода в определении порога получения адресной льготы: он колеблется в диапазоне от 1 до 2,5 прожиточного минимума, обычно связанного со средними региональными доходами населения (отметим, Росстат, по данным "Ъ", по поручению Белого дома обсуждает и коррекцию методики расчетов региональных средних зарплат). С другой стороны, самая распространенная в регионах идея — категориальная отмена соцподдержки, изменение условий ее предоставления или приостановка действия статей региональных законов о льготах.


Наконец, как отмечено в мониторинге РАНХиГС--ИЭП--ВАВТ, в большинстве случаев даже применение адресного подхода не ставит формальной задачи довести доход получателя до устанавливаемой черты бедности. Кроме того, почти никто из регионов не рассматривает в качестве критерия предоставления адресной поддержки совокупные доходы домохозяйства — обычно это только зарплата физлица и выплаты из бюджетной системы.


Отметим, о серьезности введения принципов адресности и нуждаемости в соцполитике в условиях РФ почти бессмысленно говорить без перехода к поддержке именно домохозяйств, а не физлиц — без этого практически невозможна серьезная реализация принципа нуждаемости: поддержка домохозяйств является стандартом соцподдержки для стран ОЭСР. Возможно, в ходе кампании по сокращению и реформе соцпомощи в 2015 году вопрос о переходе к оценке доходов домохозяйств в качестве критерия нуждаемости возникнет. Но пока, по данным "Ъ", правительству поручено действовать в этом вопросе в том же ключе, в котором уже действуют регионы.

Поделитесь с друзьями
Оставить комментарий
Еще от Ъ-Газета