Курсы валют
USD 59,5415 0,6572
EUR 67,6868 1,7305
USD 59,2 000 −0,0375
EUR 67, 3900 −0,0650
USD 59, 2915 −0,1124
EUR 67, 4615 −0,0455
USD 59,3000 59,5500
EUR 67,5000 67,7200
покупка продажа
59,3000 59,5500
67,5000 67,7200
03.07 — 10.07
58,9000
65,9000
BRENT 47,46 0,34
Золото 1249,88 0,02
ММВБ 1891,98 0,00
Главная Новости Аналитика Богато жить не разрешишь
Богато жить не разрешишь

Богато жить не разрешишь

Источник: Ъ-Газета |

Принципы адресности и нуждаемости должны использовать для определения расходов на социальную поддержку и индексацию зарплат бюджетников в 2016 году — по данным «Ъ», на прошлой неделе такие поручения даны Минтруду, Минздраву и Минфину. По данным мониторинга РАНХиГС, регионы, от которых также требуется переход к адресной соцполитике, уже начали внедрение этих принципов, но исключительно ради сокращения своих расходов, без перераспределения сэкономленного и без определения целей социальной поддержки. 


2016-й может стать первым годом массовых экспериментов в области дифференциации социальной помощи как для регионов, так и для федерального центра. Как уже писал "Ъ", на закрытых совещаниях в правительстве на прошлой неделе даны поручения Минтруду до начала бюджетного процесса внести в Госдуму проект федерального закона "Об особенностях выплаты пенсий работающим пенсионерам" (см. "Ъ" от 22 мая). По данным "Ъ", Минтруду, а также Минздраву, Минобрнауки и Минфину также поручено обсудить реформу льготного стажа для врачей и педагогов, заново оценить масштабы льгот чернобыльской группы и рассмотреть вопрос об индексации в 2016 году бюджетных зарплат и соцвыплат, исходя из принципов адресности и нуждаемости. Предложения на этот счет, по данным "Ъ", Белый дом получит в июне 2015 года.


Идея адресности заключается в отказе от индексаций выплат по категориям получателей (сейчас все федеральные индексации производятся категориально): адресное решение всегда принимается индивидуально. Принцип нуждаемости предполагает, что основанием такого решения должен быть недостаточный (по каким-либо критериям) доход получателя. На президиуме Госсовета 25 февраля президент Владимир Путин потребовал от регионов ускорения перехода на адресный принцип в соцподдержке, теперь же эксперименты с адресностью могут подняться на федеральный уровень. В последний раз в Минтруде обсуждали такие схемы в 2009-2010 годах в дискуссиях о социальном контракте при соцподдержке отдельных категорий граждан, но распространения тема не получила. Адресность и нуждаемость на федеральном уровне могут выглядеть не только как уже, видимо, утвержденный отказ с 2016 года от выплат пенсий работающим пенсионерам с годовым доходом свыше 1 млн руб по месту работы, но и как гибридные неадресные решения вроде индексации зарплат только низкооплачиваемым бюджетникам.


Совместный ежемесячный мониторинг РАНХиГС, ИЭП имени Егора Гайдара и ВАВТ в апреле содержит обзор уже вводящихся в регионах РФ в рамках сокращения расходов решений по изменению схем социальной поддержки, называя их квазиадресными. Крупнейший регион, который внедряет адресный принцип соцподдержки ветеранов труда, военнослужащих, репрессированных и тружеников тыла,— Московская область; в Новгородской, Ярославской, Омской, Псковской и Амурской областях адресную поддержку вводят для семей с детьми. В тексте анализируются действия около 20 регионов, так или иначе модифицировавших программы соцподдержки в 2014-2015 годах.


Сколько-нибудь полноценной реализации принципов адресности и нуждаемости в них пока не происходит. С одной стороны, нет единого подхода в определении порога получения адресной льготы: он колеблется в диапазоне от 1 до 2,5 прожиточного минимума, обычно связанного со средними региональными доходами населения (отметим, Росстат, по данным "Ъ", по поручению Белого дома обсуждает и коррекцию методики расчетов региональных средних зарплат). С другой стороны, самая распространенная в регионах идея — категориальная отмена соцподдержки, изменение условий ее предоставления или приостановка действия статей региональных законов о льготах.


Наконец, как отмечено в мониторинге РАНХиГС--ИЭП--ВАВТ, в большинстве случаев даже применение адресного подхода не ставит формальной задачи довести доход получателя до устанавливаемой черты бедности. Кроме того, почти никто из регионов не рассматривает в качестве критерия предоставления адресной поддержки совокупные доходы домохозяйства — обычно это только зарплата физлица и выплаты из бюджетной системы.


Отметим, о серьезности введения принципов адресности и нуждаемости в соцполитике в условиях РФ почти бессмысленно говорить без перехода к поддержке именно домохозяйств, а не физлиц — без этого практически невозможна серьезная реализация принципа нуждаемости: поддержка домохозяйств является стандартом соцподдержки для стран ОЭСР. Возможно, в ходе кампании по сокращению и реформе соцпомощи в 2015 году вопрос о переходе к оценке доходов домохозяйств в качестве критерия нуждаемости возникнет. Но пока, по данным "Ъ", правительству поручено действовать в этом вопросе в том же ключе, в котором уже действуют регионы.

Поделитесь с друзьями
Оставить комментарий
Еще от Ъ-Газета