Курсы валют
USD 63,8741 −0,0501
EUR 68,6902 0,9242
USD 63,8 475 −0,0225
EUR 68, 3550 −0,1150
USD 63,8 702 −0,0248
EUR 68, 4416 −0,1348
USD 64,0000 64,0500
EUR 68,4500 68,7300
покупка продажа
64,0000 64,0500
68,4500 68,7300
05.12 — 12.12
65,2000
69,3000
BRENT 53,98 0,20
Золото 1167,55 −0,19
ММВБ 2152,35 −0,05
Главная Новости Деньги Дилемма финансового просвещения
Дилемма финансового просвещения

Дилемма финансового просвещения

Источник: Банкир.Ру|
07:50 1 июня 2015
На финансовой безграмотности потребителей зарабатывают компании, которые не строят долгосрочных отношений с клиентами.
Дилемма финансового просвещения

На финансовой безграмотности потребителей зарабатывают компании, которые не строят долгосрочных отношений с клиентами.

 

28 мая 2015 года в одном из залов московского Мариотт Гранд Отеля состоялась сессия «Финансовая грамотность и финансовая доступность». Мероприятие прошло в рамках 13-го ежегодного форума «Розничные банковские услуги в России», организованного конференцией Адама Смита. О результатах последних исследований в этой важной для общества и банков сфере рассказали ведущие эксперты.

 

Финансово грамотным будь!


В начале заседания региональный представитель по Восточной Европе и Центральной Азии CGAP («The Consultative Group to Assist the Poor» - Консультативная группа по оказанию помощи беднейшим слоям населения - КГОПБ) Ольга Томилова представила результаты исследования под названием «Global Findex» по финансовой доступности за 2014 год. Изучение вопроса инициировано Всемирным банком при содействии Института Гэллапа и поддержке Фонда Билла и Мелинды Гейтс. Под финансовой доступностью понимается состояние, при котором все домохозяйства и предприятия, независимо от уровня дохода, имеют доступ и могут эффективно воспользоваться подходящими финансовыми услугами, необходимыми им для улучшения качества жизни. Первое подробное изучение спроса на финансовые услуги в масштабах планеты было проведено Всемирным банком в 2011 году. Следующее, уже более широкое исследование, целиком посвященное изучению вопроса о финансовой доступности, было организованно в прошлом году. В раках этой масштабной работы опрошено 150 тыс. респондентов в 143 странах мира. Согласно полученным данным, по всем показателям финансовая доступность в России по сравнению с 2011 годом выросла. Так, если три года назад только 48,2% граждан имели открытый счет в финансовой организации, то в прошлом году этот показатель достиг уже 67,4%. Кредиты в финансовых организациях «за последний год» по данным на 2011 год оформляли 7,7% респондентов. В 2014 году доля россиян, имеющих обязательства перед банком, которые были оформлены в последние двенадцать месяцев, увеличилась до 10,3%. Открывали вклады в финансовых организациях в 2011 году 10,9% россиян, участвовавших в исследовании. В прошлом году их доля выросла уже до 15,5%. Почти 60% соотечественников получают зарплаты на банковские карты, остальные – наличными.


Координатор проекта Министерства финансов России и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации», сопредседатель подгруппы по финансовой грамотности и защите прав потребителей Группы двадцати (G20), член попечительского совета международной сети по финансовому образованию ОЭСР Анна Зеленцова напомнила, что наша страна активно участвует в программах по развитию финансовой грамотности еще с 2006 года. За это время было запущено несколько национальных проектов, реализованы некоторые международные инициативы. Финансово грамотное население, по мнению эксперта, обладает следующими особенностями поведения: ежемесячно ведет учет доходов и расходов, живет по средствам, избегает лишних долгов, занимается финансовым планированием, в том числе с учетом непредвиденных обстоятельств и ориентируется в финансовой сфере. Таким российское общество должно быть в идеале. Однако реальность далека от мечты. Как рассказала Анна Зеленцова, менее трети россиян (30%) понимают важность наличия «финансовой подушки безопасности». Более 60% населения не готовы нести ответственность за собственные финансовые решения и возможные потери на финансовых рынках. Треть россиян (33%) справились с базовым тестом по финансовой арифметике. Отсутствует устойчивая привычка сравнивать различные условия получения финансовых услуг у 38% опрошенных. И только каждый пятый россиянин уверен в справедливом разрешении споров с финансовыми организациями.


Большая проблема в России наблюдается и с подготовкой кадров для обучения финансовой грамотности молодежи. По данным Анны Зеленцовой, только 28% российских учителей имеют профессиональную подготовку по финансовому образованию. В основном, такими компетенциями обладают учителя обществознания, экономики и права. Для улучшения ситуации было принято решение о консолидации усилий по повышению финансовой грамотности россиян по инициативе Министерства финансов с Центральным банком, Роспотребнадзором и частным сектором. Необходимо утвердить национальную стратегию по финансовой грамотности. К реализации разработанных мер следует подключить Министерство образования России. Очень важно участие частного бизнеса, поскольку, скажем, банковский сектор обладает огромной экспертизой в области финансовой грамотности. Правда при сотрудничестве с кредитными организациями следует учитывать возникающий конфликт интересов. Отмечено немало случаев, когда банки, к примеру, утверждают, что занимаются повышением финансовой грамотности, а на самом деле в скрытой форме рекламируют свои услуги. Каждая образовательная программа Министерства финансов проходит оценку на эффективность. Сегодня российский потребитель в финансовой сфере еще достаточно неграмотен. От этого, в первую очередь, страдает он сам. Яркий пример тому – общественная дискуссия, связанная с положением валютных ипотечных заемщиков в России. В рамках повышения финансовой грамотности в прошлом году была организована «Неделя сбережений», которая прошла в 11 регионах России. А с 9 по 17 марта 2015 года уже в 17 регионах нашей страны прошла «Неделя финансовой грамотности». Министерство финансов России проводит конкурсный отбор инициатив, направленных на повышение финансовой грамотности населения на сайте (http://goodideasfund.ru/ ) «Фонда хороших идей». И это далеко не полный перечень всех реализуемых проектов.

 

Просвещение помогает зарабатывать


Ольга Томилова (КГОПБ) в процессе пленарной дискуссии подчеркнула, что интерес к теме финансового образования у людей, как правило, возникает после кризиса. Это международная тенденция, и Россия в этом вопросе не уникальна. К примеру, в США резкий всплеск интереса к работе финансового рынка возник после начала кризиса 2008 года.


Генеральный директор Национального агентства финансовых исследований (НАФИ) Гузелия Имаева согласилась с коллегами. Обсуждаемая проблема актуальна не только для России. По ее данным, порядка 50 стран мира уже запустили свои национальные стратегии по развитию финансовой грамотности. В нашей стране, по данным исследований НАФИ, уровень финансовой грамотности остается невысоким, несмотря на все усилия, предпринимаемые и государственными ведомствами, и специальными фондами, и рядом отечественных банков по их собственной инициативе. До 16% россиян готовы обращаться к «серым» и «черным» кредиторам в случае отказа в ссуде у официальных банков, не понимая, что такие организации не имеют лицензии и связь с ними чревата большими проблемами. За последнее время уровень доверия к финансовой отрасли упал на 18%.

Поделитесь с друзьями
Оставить комментарий
Читать наБанкир.Ру
Рубрики
Деньги
Еще от Банкир.Ру