Курсы валют
USD 64,1528 0,4721
EUR 68,4703 0,8541
USD 6 3,8800 −0,1200
EUR 67, 9075 0,0425
USD 6 3,7823 −0,2272
EUR 67, 9136 0,0570
USD 64,0000 64,0000
EUR 68,0000 67,9500
покупка продажа
64,0000 64,0900
68,0000 67,8000
05.12 — 12.12
63,9800
68,2800
BRENT 54,44 0,88
Золото 1171,18 −0,12
ММВБ 2138,46 0,12
Главная Новости Аналитика Пенсионер врачу не товарищ
Пенсионер врачу не товарищ

Пенсионер врачу не товарищ

Источник: Ъ-Газета|
11:30 19 июня 2015
Правительство выбирает между индексацией пенсий и расходами на больницы.
Пенсионер врачу не товарищ
Фото: Дмитрий Азаров / Коммерсантъ

Бюджетная комиссия правительства на следующей неделе рассмотрит подготовленный Минфином проект бюджетных проектировок на 2016-2018 годы. В четверг они могут быть вынесены на заседание правительства. Основные идеи Минфина в проектировках — снижение доли федеральных бюджетных расходов до 16% ВВП в 2018 году, отказ от условно утвержденных расходов на 2016-2017 годы на 0,84 трлн руб., исчерпание Резервного фонда в 2017 году и рост госзаимствований. Но и такой бюджет не балансируется без пересмотра трансферта Пенсионному фонду России (ПФР) — Минфин же считает важнее врачей, учителей и инфраструктуру.

 

Бюджетные проектировки, обнародованные Минфином, прокомментировал вчера министр финансов Антон Силуанов. Они несколько мягче, чем предполагалось в апреле--мае 2015 года. Так, Минфин не настаивает далее на экономии Резервного фонда (ведомство предлагает пополнять его с 2018 года при нефти дороже $70 за баррель) и готов частично разморозить условно утвержденные расходы 2017 года.

 

Тем не менее проектировки обеспечивают сокращение федеральных расходов до 16,9% ВВП в 2016 году (в действующем бюджете на этот год приходится 19% ВВП), до 16,4% ВВП в 2017 году (18,4%), в 2018 году расходы должны составить 16% ВВП. Бюджетный дефицит должен снизиться с 2,4% ВВП в 2016 году до 0,7% в 2018 году. Номинальный объем расходов бюджета, в 2014 году законом определенный на 2016 год в 15,7 трлн руб., по этим планам лишь в 2018 году достигнет такого уровня (15,9 трлн руб.).

 

Сокращать бюджетные расходы Минфин предлагает в 2016 году за счет отказа от размораживания условно утвержденных расходов по госпрограммам — это 406 млрд руб.— и снижения вдвое (с 854 млрд до 416 млрд руб.) таких же расходов на 2017 год. По словам Антона Силуанова, речь идет о пролонгации десятипроцентного сокращения госпрограмм на 2016-2017 годы. На 2018 год проектировки предполагают условно утвержденные федеральные расходы в 830 млрд руб.

 

Отказ от предельной жесткости в проектировках сопровождается, как и раньше, планом исчерпания Резервного фонда в 2017 году (расходование чуть более 1 трлн руб. в год). Параллельно будет нарастать финансирование дефицита бюджета из "иных источников" (в основном внутренних займов через ОФЗ) до 809 млрд руб. в 2016 году и 692 млрд руб. в 2017 году. Таким образом, за два последних года до выборов госдолг вырастет на дополнительные 530 млрд руб. В 2018 году "иные источники" должны обеспечить Минфину покрытие дефицита бюджета на 641 млрд руб., а альтернативой госзаймам в этом случае служит приватизация госактивов.

 

Схема Минфина предполагает плавное снижение зависимости бюджета РФ от нефтегазовых доходов: "ненефтегазовый дефицит" должен снизиться с 9,9% ВВП в 2016 году до 8% в 2018 году. При этом в проектировках неявно заложена идея умеренности при сокращении госинвестиций следующей трехлетки: при буквальном выполнении "бюджетного правила" и сокращении расходов госпрограмм в реальном выражении на 5% в год пострадали бы в первую очередь госрасходы инвестиционного характера. Минфин, предлагая резать расходы темпами вдвое меньшими, готов на 2016 год взять риски ускоренного наращивания госдолга на эти цели. На пленарной сессии Петербургского международного экономического форума Антон Силуанов заявил, что у бюджета должны остаться три приоритетные цели — образование, здравоохранение и инфраструктура. Последнее, по словам министра, необходимо для поддержания экономического роста. Напомним, госинвестиции 2014-2015 годов и умеренный перенос госрасходов на начало года в 2015-м во многом смягчают падение ВВП РФ сейчас — при жестком сокращении капвложений, "зашитых" в госпрограммы.

 

Основные сложности бюджетных проектировок, которые передаются в правительство, лежат, однако, в иной плоскости. Эта конструкция бюджета не реализуется без сокращения трансферта ПФР на 2016 год и индексации пенсий ниже инфляции, признают в Минфине. В теории сведение бюджета возможно и без этого, но перераспределение "незащищенных" федеральных расходов 2016-2017 годов в пользу ПФР и социальной сферы должно вызвать резкое сокращение расходов на медицину и национальную экономику или же на оборону.

 

Дмитрий Бутрин, Санкт-Петербург

Поделитесь с друзьями
Оставить комментарий
Еще от Ъ-Газета