Курсы валют
USD 57,0233 −0,4014
EUR 61,9615 0,0979
USD 56,9 025 −0,0675
EUR 61,9 000 −0,0275
USD 56,9 545 0,0333
EUR 61, 8726 −0,0658
USD 56,8500 57,2000
EUR 61,8500 61,3700
покупка продажа
56,8500 57,2000
61,8500 61,3700
03.04 — 10.04
58,2000
62,8600
BRENT 50,82 0,10
Золото 1252,95 0,00
ММВБ 2013,16 0,21
Главная Новости Деньги Долги бюджету велики лишь цифрами
Основными держателями дебиторской задолженности перед бюджетом стали "однодневки"

Основными держателями дебиторской задолженности перед бюджетом стали "однодневки"

Источник: Ъ-Газета |

Дебиторская задолженность бюджету, формально составляющая 3,8 трлн руб., вряд ли станет подспорьем бюджетной системе на 2016-2018 годы. Несмотря на поручение президента Счетной палате (СП) усилить работу по ее взысканию, из материалов Минфина, представленных в правительство, следует: крупнейшие держатели "дебиторки" — Росфиннадзор, которому не платят "однодневки", Минобороны, плохо отчитывающееся по авансам из бюджета, и Минобразования с проблемными инвестициями в федеральные университеты.

 

Вопрос дебиторской задолженности по бюджету президент Владимир Путин еще в июне 2015 года поручал Минфину особо изучить при верстке бюджета на 2016-2018 годы. 6 июня глава СП Татьяна Голикова получила похожее поручение — провести межведомственные консультации по уменьшению объема бюджетной "дебиторки". В тот же день СП распространила сообщение с оценкой объема долгов бюджету (3,8 трлн руб.) и прироста задолженности за 2014 год на 28,7%. По данным "Ъ", в тот же день в правительстве прошло совещание у премьер-министра Дмитрия Медведева, на котором Минфин подтвердил расчеты СП. Однако детальные данные финансового ведомства показывают, что рассчитывать на существенное пополнение бюджета за счет усиления финдисциплины по этой линии не приходится: по большей части речь идет не о финансовых проблемах, а о проблеме отчетности.

 

Как следует из презентации Минфина, по состоянию на 1 января 2015-го "дебиторка" по доходам составила 1,28 трлн руб., по расходам — 2,59 трлн руб., что в сумме дает почти 3,8 трлн руб. цифры СП (Минфин добавляет к долгам бюджета по доходам 106,1 млрд руб. расчетов по ущербу и иным доходам). Годовой прирост всей дебиторской задолженности федеральному бюджету составил, по этим оценкам, 18,9%, то есть прирост за 2014 год составил примерно 700 млрд руб. Из этой суммы около 300 млрд руб.— начисленная, но не уплаченная задолженность в доходной части бюджета. Статистика Минфина показывает, что основной ее источник (более 60%) — это штрафы, наложенные Росфинмониторингом. Татьяна Голикова говорила об этом на встрече с Владимиром Путиным 6 июля: преимущественно это накопившиеся за много лет долги за непредоставление сведений по валютным операциям. Напомним, стандартно эти штрафы составляют десятки тысяч рублей с организации. С 1 января по 1 апреля 2015 года прирост их составил около 40 млрд руб., что хорошо иллюстрирует масштабы такой деятельности и так же хорошо демонстрирует перспективы взыскания таких долгов: в основном их не платят "однодневки", как раз созданные для того, чтобы эти платежи игнорировать.

 

Прочие суммы — это в основном начисленные, но еще не уплаченные (преимущественно законно) платежи в адрес ФНС и ФТС, в сумме прирост за квартал примерно на 60 млрд руб. Кроме того, есть и растущие долги по штрафам и исполнительным листам в пользу бюджета, которые не могут собрать служба судебных приставов (16,7 млрд руб. прироста за квартал), МВД (преимущественно по нарушениям правил дорожного движения — 2 млрд руб.) и ФАС (0,1 млрд руб.).

 

14,1% роста дебиторской задолженности со стороны расходов — это еще 400 млрд руб. прироста конечной суммы, и в основном это долги, сложившиеся из-за незавершенных расчетов по авансам на приобретение товаров и услуг. В сумме цифра выглядит гигантской: на 1 января 2014-го остатки средств в расчетах по этой статье составляли 1,82 трлн руб., на 1 января 2015-го — 2,16 трлн руб. Впрочем, говорить об этих деньгах как о "невозвратных потерях" не приходится: криминальный невозврат авансов в бюджетной системе РФ — явление нечастое, прирост авансов на закупку товаров вдвое выше, чем авансирование более рисковых с этой точки зрения услуг. Кроме того, цифры в значительной степени увеличились в силу роста оборонзаказа в последние годы (Минфин прямо указывает, что большая часть "дебиторки" по авансам — на балансе Минобороны), и в первом полугодии 2015-го они будут, очевидно, еще более эффектными — в силу политики ускоренного авансирования в первом квартале.

 

В основном по той же причине наиболее быстро растет "дебиторка" по остаткам средств на счетах бюджетных и автономных учреждений: на 1 января 2014-го они составляли 168 млрд руб., на 1 января 2015-го — 239 млрд руб., а на 1 апреля — уже 357 млрд руб. По данным Минфина, крупнейшие "дебиторы" по этим показателям в открытой части бюджета — Минобрнауки, Минздрав и ФАНО: на три ГРБС приходилось на 1 апреля около 160 млрд руб. остатков. При этом в бюджетной сети долги по выделенным, но не потраченным средствам на капвложения и по субсидиям на иные цели составляли на 1 января 2015-го 84 млрд руб. (в основном это субсидии федеральным и прочим университетам Минобрнауки, а также медцентрам Минздрава и ФМБА). Как правило, к ним и к объектам Минобороны могут быть применимы принципы уменьшения вложений будущих лет на суммы непотраченных остатков, в прочем же решение проблемы "дебиторки" вряд ли даст бюджету сумму, сравнимую даже с ее приростом за 2014 год.

 

Дмитрий Бутрин

Поделитесь с друзьями
Оставить комментарий
Рубрики
Деньги
Еще от Ъ-Газета