Курсы валют
USD 58,8843 −0,1171
EUR 65,9563 −0,1253
USD 58,9 775 −0,0025
EUR 66,3 450 −0,0250
USD 58,9 555 −0,0239
EUR 66,3 238 −0,0515
USD 58,9100 59,0900
EUR 66,3100 66,3000
покупка продажа
58,8500 59,0900
66,3100 66,3000
26.06 — 03.07
58,0000
64,7500
BRENT 46,27 −0,06
Золото 1250,43 0,01
ММВБ 1866,92 −0,04
Главная Новости Финансовые блоги Золотой век человечества
Золотой век человечества

Золотой век человечества

Источник: ЖЖ |
Всё больше философов (особенно левых взглядов) предрекают возврат к античному "золотому веку", где роль рабов заменят роботы (и вообще автоматика) и гарантированный доход.
Золотой век человечества
Фото: depositphotos.com

Как может выглядеть такая жизнь, напоминает польский философ Якуб Маймурек:

 

"Для греков этой достойной внимания сферой была в первую очередь стихия Агона, вписывающаяся в рамки спорта, соперничества, воплощающаяся в собраниях граждан, политическом процессе, в борьбе в гимнасиях и на олимпийских играх, в соревнованиях поэтов и скульпторов, наконец, в философских спорах. В свою очередь, для римлян этой особенно возвышенной сферой был не труд, а война (bellum), которая позволила воинственной республике покорить весь античный средиземноморский мир, и публичная служба.

 

Помимо войны римляне ценили еще одну вещь, которую они называли otium. Под этим термином скрывается свободное время, которое человек использует для себя и круга избранных друзей. Время, в котором нет ни спешки, ни элементов какого-либо принуждения, в которое можно пировать, пить вино, вести диспуты, читать, гулять, проводить время с любовницей или любовником. Сделать что-то для себя, но не как «инвестицию», которая потом к нам «вернется» в общественной деятельности или, говоря современными категориями, «на рынке труда».

 

Разумеется, в культе Агона, общественной деятельности, bellum и otium можно без труда увидеть идеологию рабовладельческого общества, в котором даже яростные споры между богатыми и свободной беднотой были на самом деле спорами между двумя общественными слоями непродуктивного класса. За otium каждого свободного и относительно состоятельного гражданина стоял труд подневольных людей.

 

Но стоит ли отказываться от этого термина из-за его генеалогии? Не является ли требование обладания свободным от принуждения временем, принадлежащим мне и избранному кругу моих друзей и других близких людей, тем, за демократизацию чего стоит бороться, и тем, чего не может обеспечить нам нынешняя общественно-политическая система, несмотря на поразительный рост производительных сил, сделавший ненужной труд рабов?

 

Фридрих Ницше указывал, что утрата понятия otium — это один из самых больных вопросов XIX века. Человек той эпохи лишился способности переживать свободное время как в полной мере свободное. Его присвоил себе труд: оно перестало принадлежать человеку, превратившись в период восстановления рабочих сил, отдыхом, который органично включен в трудовой ритм.

 

Сейчас эти процессы зашли еще дальше. Нам сложно не воспринимать свободное время, как «инвестицию» (в новые навыки, здоровье и т.д.), которая должна вернуться к нам сторицей. Мы не умеем спокойно заниматься тем, что не найдет в воображаемом будущем полезного, утилитарного приложения к реальности.

 

Кроме того otium «поглотила» семья. Свободное время отождествляется с временем «для семьи», тогда как семья — это сфера необходимости, репродуктивного труда, который должен выполняться для блага общества, сфера случайных и вынужденных связей, базирующаяся на факте рождения. В этом смысле семья не совместима с otium, который является областью свободы и свободных связей между равными людьми, принимающих совместное решение сесть к столу, разделить ложе, выйти на прогулку или обсудить кинофильм."

Поделитесь с друзьями
Оставить комментарий
Еще от ЖЖ