Курсы валют
USD 64,1528 0,4721
EUR 68,4703 0,8541
USD 63,8 800 0,0025
EUR 68, 1575 0,0850
USD 63,8333 0,0000
EUR 68,08 51 0,0009
USD 64,0000 64,2300
EUR 68,3000 68,4300
покупка продажа
64,0000 64,2300
68,3000 68,4300
28.11 — 05.12
64,7500
69,7500
BRENT 54,36 0,15
Золото 1175,89 0,01
ММВБ 2128,99 −0,20
Главная Новости Аналитика Атлант не расправил плечи
Атлант не расправил плечи

Атлант не расправил плечи

Источник: Банки.ру|
07:00 10 сентября 2015
С момента запуска льготных госпрограмм автокредитования и субсидирования процентной ставки по ипотеке прошло полгода.
Атлант не расправил плечи
Фото: Fotolia/Danomyte

Однако говорить о том, что госпрограммы, на которые возлагались большие надежды, смогли существенно повлиять на рынок, не приходится. Портал Банки.ру выяснял, каковы предварительные итоги реализации этих программ и стоит ли их продлевать на 2016 год.

 

Чтобы жилье строилось, а машины ездили

 

Весной 2015 года в России было запущено сразу несколько программ по поддержке кредитования. Эти программы стали конкретными антикризисными мерами. Ключевыми из них являются программа субсидирования ипотечной ставки и льготная программа автокредитования.

 

Госпрограмма субсидирования ипотечного кредитования заработала с 1 марта 2015 года и пока действует до 1 марта 2016-го. В рамках программы банки могут выдавать ипотеку на первичном рынке по ставкам не выше, чем ключевая (на 9 сентября — 11%. — Прим. ред.), плюс 3,5 процентного пункта. Средства, которые недополучают банки за счет льгот заемщикам, им выплачивает государство. На реализацию госпрограммы в федеральном бюджете было выделено 20 млрд рублей. Предполагалось, что общий объем ипотечных кредитов должен составить не более 400 млрд рублей, однако в июле лимит был увеличен до 700 млрд рублей.

 

Условия программы предусматривают кредиты на приобретение жилья в Москве, Московской области и Санкт-Петербурге размером не более 8 млн рублей, в других регионах — не более 3 млн рублей. Требования к минимальному первоначальному взносу — не менее 20% от стоимости жилья, срок кредитования — до 30 лет. Кредитные организации — участники программы должны делать заявки на сумму не менее 300 млн рублей в месяц.

 

Программа льготного автокредитования стартовала 1 апреля и будет действовать до конца 2015 года. Речь идет о субсидировании государством кредитным организациям 2/3 ключевой ставки ЦБ. Действие программы распространяется на новые легковые и легкие коммерческие автомобили массой до 3,5 тонны и стоимостью не более 1 млн рублей. Кредиты выдаются на срок до трех лет. Объем средств, выделенных на программу из федерального бюджета, составит 1,5 млрд рублей. В Минпромторге рассчитывают, что благодаря программе будет реализовано до 200 тыс. автомобилей. По данным Минпромторга, на начало августа по госпрограмме было продано 103,5 тыс. автомобилей, что составляет около 11% общего объема продаж за семь месяцев 2015 года.

 

От падения спасли, рост не обеспечили

 

Льготные госпрограммы помогли избежать резкого падения рынков автокредитования и ипотечного кредитования, как это было в кризис 2008—2009 годов, отмечают эксперты.

 

Госпрограмма поддержки ипотечного кредитования востребована клиентами, и застройщики оценивают ее положительно, считает директор департамента ипотечного и потребительского кредитования СМП Банка Наталья Коняхина. По ее мнению, восстановление спроса на новостройки началось в марте, когда была запущена программа.

 

По данным RAEX («Эксперт РА»), несмотря на то, что программа действует лишь с марта и распространяется только на приобретение жилья в новостройках, доля льготной ипотеки в выдаче некоторых крупнейших ипотечных банков по итогам первого полугодия 2015 года составила около 15—30%, а у отдельных банков из топ-20 достигала 60—80%.

 

«На текущий момент государственная программа субсидирования ставки обеспечивает 50% выдач на рынке ипотеки. Поэтому можно с уверенностью сказать, что госпрограмма стала драйвером дальнейшего развития ипотечного рынка в России и значительно смягчила его сжатие на фоне сегодняшней экономической ситуации», — считает заместитель директора департамента розничных продуктов Абсолют Банка Антон Павлов.

 

По словам директора центра экономических исследований университета «Синергия» Андрея Коптелова, при существующем падении курса рубля многие считают, что дешевле вложиться в ипотеку по льготной ставке, сохраняя свои деньги в валютном депозите. При этом не исключено, что ситуация вскоре может измениться, ведь уже сейчас многие объекты переоценены и могут принести убытки впоследствии.

 

Впрочем, поддержать рынок на уровне — это одна задача. А вот обеспечить его рост — совсем другая. По словам ведущего аналитика по банковским рейтингам RAEX Максима Истомина, объем выдачи ипотечных кредитов российскими банками в первом полугодии 2015 года сократился на 40% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом 86% в совокупном объеме ипотечных кредитов, выданных в первом полугодии 2015 года, пришлось на долю пяти крупнейших госбанков. А Сбербанк нарастил свою долю с 51% до 66%.

 

По данным коллекторского агентства «Секвойя Кредит Консолидейшн», на 1 августа 2015 года банки выдали ипотечных кредитов на сумму около 534,7 млрд рублей, что на 42,34% меньше по сравнению с аналогичным показателем прошлого года (на 1 августа 2014 года данный показатель составлял 927,23 млрд рублей). «Таким образом, это рекордное снижение выдачи ипотечных кредитов за последние пять лет», — говорит президент «Секвойи» Елена Докучаева. В количественном выражении рынок также просел. По данным агентства, если на 1 августа 2014 года было выдано 538 тыс. 534 ипотечных кредита, то в 2015-м — не более 338 569 кредитов: на 59,06% меньше.

 

«Половина банков, участвующих в программе господдержки, не смогли выдать кредитов на ту сумму, которая была определена как минимальная планка для входа в программу. Поэтому интересны перспективы развития этого рынка и возможности перераспределения лимитов между игроками», — рассуждает Наталья Коняхина.

 

Аналогично оценивается эффект от госпрограммы по льготному автокредитованию. Как рассказал вице-президент автофинансовой компании «Европлан» Александр Михайлов, за семь месяцев компания выдала автокредитов на сумму 1,39 млрд рублей. За аналогичный период 2014 года сумма кредитов составила 3,54 млрд рублей. В первой половине 2015 года рынок потерял 36% продаж. Кредитная доля продаж автомобилей в I квартале не превышала 20% по рынку, указывает Михайлов. «Госпрограмма смогла сократить падение рынка. После ее запуска доля приобретения автомобилей в кредит вернулась к докризисному показателю в 40%», — комментирует вице-президент «Европлана».

 

По словам директора департамента финансовых услуг ГК «АвтоСпецЦентр» Дмитрия Белова, с момента запуска госпрограммы в ее рамках в компании было реализовано порядка 45% автомобилей, что помогло увеличить продажи во II квартале 2015 года в сравнении с I кварталом на 23%. Доля авто, проданных в кредит во II квартале 2015 года, составила 44% по сравнению с 43% за аналогичный период прошлого года.

 

Директор по банковским рейтингам RAEX Михаил Доронкин называет основные факторы, влияющие сегодня на рынок автокредитов: значительный рост стоимости автомобилей, прежде всего импортных, на фоне девальвации рубля; повышенные ставки по кредитам, а также устойчивое снижение реальных доходов населения. «Во многом благодаря этой программе банкиры отмечали нехарактерный рост спроса на автомобили в кредит в мае — июне, в традиционно низкий для авторынка сезон. Способствовало росту продаж в кредит и устойчивое укрепление рубля, наблюдавшееся примерно до конца июня», — поясняет Доронкин.

 

Вместе с тем программа не удержала рынок автокредитования от значительного «провала» — за семь месяцев объем выданных кредитов оказался примерно на 40% ниже прошлогодних результатов.

 

По данным Ассоциации европейского бизнеса, за семь месяцев 2015 года в России продано 913 тыс. новых автомобилей, что на 35,3% меньше, чем за аналогичный период 2014 года, а портфель автокредитов на 1 июля 2015 года сократился на 14% к аналогичной дате прошлого года.

 

По данным исследования «Изучение ситуации на российском рынке розничных банковских продуктов» агентства MagramMarket Research, в середине 2015 года наблюдается значительное сокращение доли пользователей всех кредитных банковских продуктов, и автокредиты не являются исключением. Если в середине 2014 года 7% аудитории заявляли об имеющихся автокредитах, то в середине 2015-го — всего 4%.

 

Ожидать ускорения рынка автокредитования до конца года точно не стоит. «Новый виток девальвации российской валюты уже привел к повышению цен рядом автопроизводителей и ускорению инфляции, что, несомненно, негативно отразится на спросе на легковые автомобили даже в рамках программы льготных автокредитов. Влияние процентных ставок по кредитам будет ограниченным: дальнейший потенциал их снижения исчерпан — в условиях высокой волатильности рубля ключевая ставка вряд ли опустится ниже 10%, а текущий уровень ставок остается достаточно высоким для большей части заемщиков», — комментирует Михаил Доронкин. Он прогнозирует, что по итогам 2015 года можно ожидать сокращения объема автокредитования на уровне 35—40%.

 

Продолжать или заканчивать?

 

Чем ближе конец заявленных сроков действия госпрограмм по автокредитованию и субсидированию ипотечной ставки, тем актуальнее становится вопрос об их продлении на весь 2016 год и дольше. В понедельник, 7 сентября, министр строительства и ЖКХ России Михаил Мень заявил журналистам, что субсидирование государством ипотечной ставки в 2016 году может не понадобиться в случае, если ключевая ставка ЦБ будет и дальше снижаться. «Если ключевая ставка понизится до такого уровня, что вмешательство федбюджета и субсидирования ставки не понадобится, то, значит, не будем», — сказал министр.

 

В RAEX соглашаются с его позицией. «Если исходить из неухудшения текущей макроэкономической и геополитической ситуации, мы ожидаем, что к концу года ключевая ставка Банка России закрепится на уровне 10,5—11%, средняя ставка по ипотечным кредитам опустится до уровня 12,5—13%, а в 2016 году сможет снизиться до 12%. Такие условия достаточно комфортны для того, чтобы в 2016 году ипотечный рынок начал рост, и в такой ситуации действительно государственные меры по стимулированию рынка ипотечного кредитования не потребуются», — полагает аналитик RAEX Максим Истомин.

 

Впрочем, ряд экспертов уверяют, что без госпрограмм поддержки рынок кредитования покажет гораздо худшие показатели. Главный аналитик Промсвязьбанка Дмитрий Монастыршин считает, что продление программ льготного автокредитования и субсидирования процентной ставки по ипотеке в 2016 году целесообразно. «Данные меры будут оказывать стимулирующее влияние на строительную отрасль и производство автомобилей в России. Развитие данных отраслей имеет мультипликативный эффект», — говорит Монастыршин, отмечая, что одно дополнительное рабочее место в строительной отрасли и автомобилестроении влечет за собой создание от восьми до 17 рабочих мест в смежных отраслях.

 

Льготные ипотечные программы и программы автокредитования направлены на поддержание данных рынков, но это не конечная цель. Основная цель — поддержка автодилеров и российского автопрома, а также застройщиков, так как данные отрасли являются важными для государства и требуют поддержки в период кризиса, полагает заместитель председателя правления ФГ «БКС» по розничному бизнесу Станислав Новиков.

 

Подобного мнения придерживается и директор Института актуальной экономики Никита Исаев. «Поддержка автопрома несет в себе не только экономическую, но социальную составляющую. Исторически сложилось, что в России автомобильная промышленность сосредоточена в нескольких промышленных центрах. В первую очередь это «АвтоВАЗ» в Тольятти. На предприятии занято более 50 тысяч человек. Остановка производства может привести к катастрофическим последствиям», — считает он.

 

Что касается вопроса поддержки других видов кредитования, по мнению экспертов, реализовать аналогичные госпрограммы в других отраслях тоже было бы целесообразно. «Поддержка рынков через льготные программы кредитования, безусловно, полезнее прямых вливаний финансовых ресурсов в ту или иную отрасль. Активизация внутреннего спроса через субсидирование ставок может помочь авторынку, рынку сельхозпроизводителей и, главное, малому бизнесу», — рассуждает Андрей Коптелов из «Синергии».

 

Однако на практике другие виды кредитования для государства не являются приоритетными. «Поэтому затрачивать большие средства на поддержание рынка потребительского, POS-кредитования или рынка кредитных карт вряд ли целесообразно в нынешней ситуации», — полагает Станислав Новиков. По его словам, мерой по стимулированию развития потребительских кредитов, POS-кредитов, кредитных карт и автокредитов можно считать вступившие в силу с 1 июля 2015 года ограничения на максимальный размер полной стоимости кредита. Это должно привести к уменьшению ставок, что, в свою очередь, способно увеличить объемы кредитования по данным направлениям.

 

Анна БРЫТКОВА, Banki.ru

Поделитесь с друзьями
Оставить комментарий
Рубрики
Аналитика
Еще от Банки.ру