Курсы валют
USD 63,3028 −0,0873
EUR 67,2086 −1,0372
USD 62, 4950 −0,0350
EUR 66,0 500 0,0350
USD 62,2169 0,0000
EUR 65,5740 0,0000
USD 63,1200 63,0000
EUR 67,1000 66,4000
покупка продажа
63,1200 63,0000
67,1000 66,4000
05.12 — 12.12
65,2000
69,3000
BRENT 54,36 0,11
Золото 1157,93 −0,12
ММВБ 2208,53 0,36
Главная Новости Финансовые блоги Творческое проектирование бизнес–моделей
Творческое проектирование бизнес–моделей

Творческое проектирование бизнес–моделей

Источник: ЖЖ|
07:56 14 сентября 2015
Мы стараемся помогать компаниям полнее реализовывать свой творческий и рыночный потенциал – на это направлено большинство наших действий.
Творческое проектирование бизнес–моделей
Фото: depositphotos.com

Для этого мы используем большое количество инструментов и выполняем совершенно разную работу: от рисования картинки будущего до разработки продуктов для текущей деятельности. Это процесс захватывающий и очень интересный: порой фантастические перспективы, выглядящие совершенно невозможными и поэтому не рассматриваемые, получают простую и понятную механику и становятся из "даже-не-мечтал" совершенно реальными целями. Порой происходит серьезная борьба и требуется большое время, что обрасти новыми знаниями, получить совершенно неожиданные компетенции и вырастить в себе специалиста, о котором и не подозревал. Иногда идеи и перспективы не раскрываются – возможностей и ресурсов для достижения целей просто не хватает... и речь скорее не о деньгах, а о ресурсах идеологических и временных. Но что же объединяет достигающих успеха и что мешает остальным? Как собрать всё воедино, в "маркетинговый кулак" и "визуальный молоток"?

 

Сначала я думал про дизайн–мышление. Тим Браун, его учителя и его последователи сделали много для того, чтобы создать мощнейший инструмент, помогающий компаниям и бизнесменам развиваться в соответствии с новыми рыночными тенденциями. Но увы, – это не панацея. Более того, претензии на 100%-ную эффективность такого подхода понятно безосновательны: дизайн–мышление дает лишь часть успеха, но вовсе не гарантирует его. Оставшаяся часть зависит не от идеи и продукта, появившихся в результате применения дизайн–мышления. Крутая идея и отличный продукт испытывают потребность еще и в такой же крутой бизнес–модели.

 

Меня, честно, всегда озадачивали успехи "Додо пицца". Стремительный росто на фоне "условно-съедобного" продукта вполне можно объяснить неизбалованной аудиторией, но картинка как-то не складывалась. Но если абстрагироваться от пиццы и представить, что "Додо" – это шикарная идея точного бизнеса и продукт компании – это легко-усваемая и понятная для управления бизнес-модель, а не "Маргарита", всё становится на свои места. И здесь – точное попадание в рынок. Потому как получившийся бизнес, фактически, по продаже программного обеспечения, позволяющего хорошо зарабатывать на еде – и есть та самая недостающая деталь. И не важно, будет это пицца, суши, кофе – любой высокомаржинальный продукт с постоянным спросом со стороны массовой аудитории может быть с легкостью адаптирован в эту модель. И это очень круто. Пока лекторы из "Бизнес-Молодости", "Инфобизнеса" или школы "Вверх!" разводят своих почитателей на деньги, в обмен предлагая послушать красивую историю о себе, ребята из "Додо" сделали настоящий бизнес-алгоритм, который реально работает и приносит деньги тем, кто в него вкладывается. Да, он работает только на тех рынках, где не сформировались стандарты продукта – но согласитесь, это уже мелочи. Потому как конкурентных рынков у нас мало, а сервис – вообще слабое звено. Как и человеческий фактор.

 

Отличная идея – отличный продукт – отличный бизнес. Вот такая троица, которая действительно приносит результат. Не только удовлетворяемая потребность важна: существует масса способов сделать это. Не только продукт важен: существует огромное количество продуктов, лучших в своей категории, но не нужных своим потребителям. Нужен еще и отличный бизнес. Нет недостатка в отличных, креативных решениях. Нет недостатка в отличных продуктах – посмотрите на концепты, посмотрите на кучу идею, валяющихся на различных ресурсах. Их проблема не в том что плохи идея или продукт – их проблема в том, что не хватает выгодных способов реализации. Т.е. идеи есть, а бизнеса из них не сделать. И на этом буксует не только дизайн–мышление...

 

Потребность–продукт–бизнес. Яркий пример такого подхода – Nespresso. Яркий пример такого подхода – Vitamin Water. Яркий пример такого подхода - Dodo Pizza. Яркий пример такого подхода - Uber.

 

Традиционно маркетинг сконцентрирован вокруг потребности, идеи и продукта... Но ситуация на рынке такова, когда и маркетологам и дизайнерам приходится думать не просто о продукте, но и целиком о бизнес модели. И "постоянно обновляемый iPhone последней модели" за 30 долларов в месяц – это тоже яркий тому пример. Fahrenheit 212 называет такую модел Money + Magic. Её суть в одновременном решении задачи и для потребителей и для бизнеса.

 

В этом и суть, к которой я так долго вёл. В условиях жесткой конкуренции и требований рынка, где инновации не должны прекращаться ни на минуту, одного лишь фокуса на продукте становится недостаточным. Традиционно дизайн-мышление сфокусировано вокруг продукта и его идеи. Но этого мало. Если идея улучшает качество жизни, упрощает использование благ и удовлетворяет потребность – этого мало. Важно, чтобы помимо потребительской ценности продукт нёс еще и ценность коммерческую. И до последнего момента это было как бы априорно. Никому не нужно разрабатывать продукт, который будет не выгоден компании. Но вот в чем нюанс:

 

До последнего времени этот подход был компромиссным. Т.е. мы априорно предполагали, что у нас есть готовая бизнес–модель в которую мы вписываем наш продукт и зарабатываем на нем деньги. Именно и здесь главное изменение: создание успешных продуктов сейчас – это не просто реализация идеи, это создание совершенно новых бизнес–процессов. Т.е. создание нового способа зарабатывания денег, который выгоден и компании и потребителю, который получит лучший продукт – это и есть совершенно новая твореская задача. В рамках неё за магию отвечает "дизайн–мышление". Но использовать его мы должны сразу с поправкой на бизнес–модель. Не только продукт, но и каналы его продажи, условия реализации, обмена и возврата... Так уже делают многие - начиная от Гордона Мюррея и заканчивая Тимом Куком.

 

Создавая продукт, создавать алгоритм зарабатывания на нём, который является и конкурентным, и уникальным и формирующим ценности для потребителей / клиентов – это серьезный вызов. Но я думаю, что решение именно таких задач и приводит к успеху. Это вовсе не новость, но если раньше такие идеи были слишком передовыми, то сейчас самое время вернуться к ним уже с точки зрения "а можно ли как то иначе?".

 

slavinsky.livejournal.com

Поделитесь с друзьями
Оставить комментарий
Еще от ЖЖ