Курсы валют
USD 63,3901 −0,5213
EUR 68,2458 −0,2544
USD 63,3 450 −0,0100
EUR 67, 2525 −0,1050
USD 63,3 282 −0,0287
EUR 67, 2289 −0,1151
USD 63,3000 63,5200
EUR 68,1000 67,7500
покупка продажа
63,3000 63,5200
68,1000 67,7500
05.12 — 12.12
63,9800
68,2800
BRENT 53,72 0,19
Золото 1171,34 0,03
ММВБ 2202,00 0,37
Pay на здоровье

Pay на здоровье

Источник: Банки.ру|
22:00 16 сентября 2015
В России запускается автоматический сервис онлайн-POS-кредитования AmmoPay.
Pay на здоровье
Фото: Fotolia/mangpor2004

Сервис позволяет оформлять рассрочку на покупку товара прямо в магазине с помощью мобильного телефона. Создатели сервиса называют его главными преимуществами удобство и грейс-период. Однако для тех, кто не сможет погасить задолженность во время льготного периода, ставки по займу будут высокими.

 

Заем из телефона

 

Холдинг онлайн-кредитования ID Finance, в который, в частности, входит микрофинансовая организация MoneyMan, запускает автоматический сервис онлайн-POS-кредитования AmmoPay, который может стать альтернативой классическим POS-кредитам. Работает это так. Покупатель, у которого не хватает средств на приобретение того или иного товара, заходит со своего мобильного устройства на сайт AmmoPay.ru, отправляет короткую заявку на получение займа. Система проводит оценку платежеспособности заемщика по 1 500 параметрам и выносит решение по заявке довольно быстро — по словам создателей сервиса, в течение трех-пяти минут. Далее заемщику на телефон или планшет приходит информация об одобренном займе и специальный код покупки, который отражается в личном кабинете на мобильном сайте Ammopay.ru.

 

После этого клиент предъявляет свой код на мобильном устройстве на кассе при покупке товара. Сотрудник магазина вносит этот код в систему «1С-Розница» в специальном разделе AmmoPay. Сервис авторизует покупку через кассовый аппарат. Как отмечают создатели сервиса, с помощью кода можно оплатить как всю сумму покупки, так и часть суммы. В ID Finance уверяют, что для магазинов дополнительных настроек не понадобится — сервис полностью автоматизирован и интегрирован в линейку продуктов «1С-Розница», не требует покупки дополнительного оборудования и программного обеспечения. По словам создателей AmmoPay, фактически внедрение сводится к появлению AmmoPay-кнопки в интерфейсе кассы.

 

Сумма займа составит от 1,5 тыс. до 30 тыс. рублей. Предусмотрен грейс-период — первые 28 дней пользования средствами для заемщика бесплатны, он платит только за ссуду. Комиссия за досрочное погашение не взимается. По истечении этого срока, если покупатель не погасил заем, процентная ставка составит 0,5% в день, максимальный срок погашения — 12 недель с момента совершения покупки. Заем можно погашать частично или единовременно с помощью банковской карты в личном кабинете заемщика на сайте Ammopay.ru или через системы электронных денежных переводов, электронные кошельки «Элекснет» и QIWI. После грейс-периода платеж гасится один раз каждые две недели до окончания срока займа. При этом информация о сумме займа, сроках и способах его погашения распечатывается на кассовом чеке покупки. Возврат товара при такой оплате производится в обычном порядке.

 

Проект стартовал в конце августа. На текущий момент у него около 100 одобрений на заем, средний чек — 6,8 тыс. рублей. Создатели AmmoPay считают, что преимуществ у такой схемы немало. Во-первых, экономия времени и ресурсов: не нужно получать одобрение у кредитных экспертов, устанавливать POS-точки. При этом уже ведется разработка веб-приложения для работы вне «1С». Скорость покупки по сравнению с оплатой наличными или кредитной картой за счет прямого обмена данными между магазином и AmmoPay также должна увеличиться.

 

Во-вторых, как считают в компании, сервис AmmoPay является уникальным решением, поскольку интегрирован с программным обеспечением через «1С», а значит, никакого лишнего ПО или «железа». По расчетам ID Finance, система позволит магазинам-партнерам со средним чеком от 1,5 тыс. до 30 тыс. рублей увеличить этот показатель на 40—60%, а партнерам, чей ARPU (Average revenue per user, средняя выручка на одного пользователя) сегодня не превышает 1,5 тыс. рублей, — более чем в два раза. «Скоринговая модель AmmoPay позволит обеспечить уровень одобрения заявок на займы в районе 85%. Помимо этого, доступность денежных средств стимулирует спонтанные покупки, а опция, благодаря которой клиент самостоятельно может установить лимит трат, повышает уровень доверия пользователей к сервису», — считают в компании. По замыслу создателей сервиса, до 80% покупателей AmmoPay совершат в магазине повторные покупки, а количество новых покупателей после внедрения онлайн-POS-кредитования вырастет на 25%.

 

В ID Finance подчеркивают, что система AmmoPay не является конкурентом банковским продуктам, поскольку рассчитана исключительно на нижнемассовый сегмент. Партнерами компании должны стать магазины одежды, обуви, аксессуаров, мебели, товаров для дома, спорта, отдыха и творчества, бижутерии, косметики, а также компании сферы услуг. Уже запущены пилотные проекты с сетями магазинов fix-price «ЗаОдно» и магазинами обуви Just Couture в Москве. ID Finance планирует обеспечивать поддержку подключенного партнера, в том числе предоставлять рекламные материалы и сервис-консультантов для покупателей на территории магазина.

 

Купи в кредит, плати потом

 

Похожие сервисы в России уже существуют. Так, ООО «Рево Технологии» предлагает рассрочку с помощью банковских карт, платежных компаний QIWI, «Элекснет», салонов связи. Сервис «КупиВкредит» позволяет покупать товары в рассрочку в интернет-магазинах. Другой вариант — сервис «Плати потом», ориентирован на digital-товары и услуги. Он позволяет приобрести услугу PRO-аккаунта с отсрочкой оплаты до 30 дней. Сооснователь и генеральный директор компании «Плати потом» Станислав Савельев считает, что перспективы у сервиса компании ID Finance есть. «Для AmmoPay есть две возможности отличаться на рынке. Во-первых, это ценовое предложение. Во-вторых, удобство. Общение с финансовым консультантом в точке продажи для многих покупателей сегодня является необязательным. Заявка же через мобильный телефон или планшет — это значительное конкурентное преимущество перед классическим банковским POS-кредитованием», — полагает Савельев.

 

В то же время, по его словам, многое зависит от того, насколько прозрачна будет для покупателя процедура получения и погашения займа. «С одной стороны, модель оптимизирована за счет того, что в торговой точке нет места для банковского сотрудника, которому нужно платить зарплату. С другой стороны, необходимо, чтобы у покупателя было понимание, как система работает», — комментирует гендиректор «Плати потом». По его мнению, в течение первых месяцев присутствие консультантов в магазинах — физическая необходимость.

 

«Тема микрофинансирования весьма интересная и перспективная, тем более если услуга будет предоставляться на месте с помощью мобильного телефона или планшета. Данный сервис может занять свою нишу на рынке товаров и услуг, но вряд ли создаст серьезную конкуренцию классическому POS-кредитованию через банки», — говорит директор департамента POS-кредитования Восточного Экспресс Банка Валентин Федчин. Он указывает, что банки уже давно умеют оформлять POS-кредиты на месте и продукты для клиента значительно дешевле, чем микрозаем. К тому же банки уже представлены во всех основных сегментах рынка. «Скорее всего, эти микрозаймы будут распространены в тех торговых точках, где нет высокого кредитного оборота и в которых не представлены банки», — считает Федчин.

 

По мнению руководителя управления по развитию сети дистрибуции потребительского кредитования Альфа-Банка Алексея Степанова, перспективу данного сервиса покажет рынок. «Многие компании пытаются создать на рынке российскую Klarna (знаменитый шведский сервис онлайн-платежей. — Прим. ред.), но пока значительных успехов никто не добился. Это говорит о том, что на нашем рынке для успеха мало иметь идею и красивый сайт. Необходимо значительно инвестировать в персонал — менеджеров по продажам, иначе о решении никто не узнает», — поясняет Степанов. Он указывает, что основной рынок для проекта — это малый бизнес, а данная группа предпринимателей не «пылесосит» Интернет в поиске новых решений. Они ждут, когда к ним «придут и предложат, а они подумают».

 

182% риска

 

POS-кредитование — перспективный и высококонкурентный сегмент рынка. Микрофинансовые организации все активнее проявляют себя в займах «до зарплаты» и на покупку потребительских товаров, в то время банки как на фоне роста задолженности сокращают выдачу необеспеченных потребительских кредитов. По данным ЦБ, на 1 июля совокупный портфель потребительских кредитов сократился на 5,8% к аналогичной дате прошлого года, напоминает главный аналитик Промсвязьбанка Дмитрий Монастыршин. Он указывает, что многие лидеры рынка несут крупные убытки по ранее выданным и необслуживаемым кредитам. К примеру, по данным МСФО-отчетности, банк «Русский Стандарт» получил убыток за 2014 год в размере 15,9 млрд рублей, а за шесть месяцев 2015 года убыток составил уже 21,9 млрд рублей.

 

«Есть все основания полагать, что около 20% рынка перетечет в МФО, как показали первые месяцы после ограничения полной стоимости кредита, а также недоброжелательные отзывы клиентов о передаче данных от банков в МФО. Доля таких займов растет от месяца к месяцу», — говорит директор по повышению эффективности бизнеса потребительского кредитования Альфа-Банка Алексей Яблоков.

 

В силу ограничений по полной стоимости кредита POS-кредитование на небольшие суммы все чаще осуществляют микрофинансовые организации. Для клиентов таких МФО важны ставки и способы доступа к заемным средствам — быстро, с минимумом документов и без сложной бюрократии, указывает директор по маркетингу Национального бюро кредитных историй (НБКИ) Алексей Волков.

 

По его словам, конкурентные преимущества получают технологичные МФО, сумевшие наладить основной элемент кредитного процесса — управление кредитными рисками. Ведь за короткое время кредитору надо верифицировать клиента, оценить кредитный риск с помощью кредитной истории и скоринга бюро и принять решение. А после выдачи — передать информацию о займе и заемщике в НБКИ. «Те МФО, в которых эти сервисы и процедуры налажены, работают с управляемым риском и могут быть эффективными с точки зрения удовлетворения потребностей своих клиентов и своего финансового результата. Пренебрежение процедурами риск-аналитики приводит, увы, к достаточно быстрому разорению кредитора», — уверяет Волков.

 

В то же время ставка 0,5% в день у AmmoPay транслируется в 182% годовых. В топ-30 банков средневзвешенная ставка по кредитам для физлиц находится в диапазоне 20—30% по продуктам различной срочности, указывают эксперты. По мнению Валентина Федчина из Восточного Экспресс Банка, риски по продукту AmmoPay достаточно серьезные, и в случае, если клиент выйдет за рамки грейс-периода, ставка будет очень высока по сравнению с традиционными POS-кредитами от банков.

 

«Новый сервис относится к сегменту микрофинансирования и рассчитан в первую очередь на спонтанных и финансово неграмотных потребителей. Ему достаточно сложно будет привлечь качественных клиентов, при этом высока вероятность, что AmmoPay столкнется с проблемами в виде значительного объема необслуживаемой задолженности», — предполагает Дмитрий Монастыршин.

 

По мнению старшего аналитика компании «Альпари» Анны Бодровой, для того, чтобы сервис стал популярным, необходимо работать как минимум над повышением финансовой грамотности населения. «Может быть, такой сервис и пользовался бы спросом на фоне увеличения финансовой грамотности россиян и развития сети пользования смартфонами. Однако эта идея эффективно сработала бы в крупных городах и с треском бы провалилась в регионах», — считает Бодрова. По ее словам, население не готово пользоваться специальным кредитом на обувь или аксессуары: проще накопить нужную сумму или взять кредит в рамках МФО.

 

Анна БРЫТКОВА, Banki.ru

Поделитесь с друзьями
Оставить комментарий
Рубрики
Аналитика
Еще от Банки.ру