Курсы валют
USD 63,9114 0,0373
EUR 68,5002 −0,1900
USD 63,3 800 0,0150
EUR 68,3 825 0,0250
USD 63,3 549 −0,0161
EUR 68, 4301 0,0669
USD 63,5000 63,5300
EUR 68,2100 68,4500
покупка продажа
63,5000 63,5300
68,2100 68,4500
05.12 — 12.12
63,6000
68,6000
BRENT 53,15 −0,24
Золото 1174,24 −0,17
ММВБ 2174,42 −0,33
Главная Новости Аналитика На околоземном бюджете
На околоземном бюджете

На околоземном бюджете

Источник: Ъ-Деньги|
16:30 21 сентября 2015
Как сокращают космические расходы.
На околоземном бюджете
Фото: Дмитрий Костюков / Коммерсантъ

Группировку спутников будем наращивать, но разработку нового грузовика притормозим, а на Луну вообще вряд ли полетим. В условиях кризиса российскую космическую программу, рассчитанную до 2025 года, ждет секвестр. Ее предстоит сократить до 1,8 трлн руб., хотя еще год назад Роскосмос рассчитывал получить на несколько сотен миллиардов рублей больше.

 

Новый расклад

 

Каждый раз при согласовании Федеральной космической программы (ФКП) была по большому счету одна проблема: космическое агентство рассчитывало на астрономическую сумму, а финансово-экономический блок правительства традиционно стремился ее как можно сильнее урезать. Мотивация сторон понятна: от увеличения госзаказа зависит финансовая стабильность нескольких десятков предприятий космической отрасли (вкупе с социальными обязательствами, нарушение которых сулит немало проблем региональным властям), Минфину же было необходимо хоть как-то балансировать бюджет, ужимая расходные статьи. Но договариваться удавалось — одни все-таки выбирали реально нужные проекты, другие пытались найти под них деньги.

 

В 2015 году ситуация иная: по словам высокопоставленного источника "Денег" в Роскосмосе, рассчитывать на изначально запланированные 2,4 трлн руб. уже нельзя: агентству предстоит согласовывать проект ФКП-2025, когда финансовый кризис очевиден, внятный макроэкономический прогноз отсутствует, а также на фоне существенного влияния западных санкций, постоянных валютных скачков и удорожания стоимости работ в среднем на 30%. Кроме того, как утверждает источник, Минфин в очередной раз выдвинул требования по секвестру, сочтя возможным сократить запросы космического ведомства еще на 8%. В апреле Роскосмос уже ужал свои аппетиты до 2 трлн руб., сейчас же речь идет о сумме 1,8 трлн руб.— эти средства и будут пущены на нужды отрасли в ближайшие десять лет.

 

На что просили

 

Первый вариант ФКП-2025 начал разрабатываться в 2014 году, еще при предыдущем руководителе Роскосмоса Олеге Остапенко. Несмотря на то что внешнеполитическая ситуация была далеко не идеальна (уже тогда становилось понятно, что Украина собирается отказаться от выстроенной во времена СССР промышленной кооперации, а страны Евросоюза и США вполне отчетливо угрожали санкциями), в космическом агентстве продолжали рассчитывать на лучшее. Объем ФКП-2025 составил 2,436 трлн руб., что было практически втрое больше бюджета действующей ФКП-2015 (757,1 млрд руб. из бюджета и 77,1 млрд руб. из внебюджетных источников). Как отмечал в интервью газете "Коммерсантъ" Остапенко, основной целью новой программы было "поддержание национального космического потенциала на мировом уровне". На тот момент для решения этой задачи требовалось 2,117 трлн руб. из бюджета, еще 319 млрд предполагалось получить за счет внебюджетных источников.

 

В октябре 2014 года Роскосмос в рамках новой программы рассчитывал пустить на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) свыше 1,7 трлн руб.— речь шла о создании сверхтяжелой ракеты для запусков с космодрома Восточный, разработке робота-космонавта в помощь экипажу МКС при выходах в открытый космос, испытаниях нового пилотируемого корабля, введении в строй системы воздействия на астероиды, кометы и космический мусор, а также о постройке опытных образцов транспортно-манипуляционных машин для высадки на Луну. В итоге запросы Роскосмоса по ФКП-2025 превысили финансирование в объеме около 2 трлн руб, заданное уже утвержденной госпрограммой "Космическая деятельность России до 2020 года". Превышение было связано в первую очередь с работами по разработке сверхтяжелой ракеты и с лунной программой. По словам источника "Денег" в экономическом блоке правительства, складывалось впечатление, что ФКП-2025 была "просто набором желаний предприятий космической промышленности, которые или крайне невнятно пытались объяснить свои потребности, или не делали этого вовсе". Несмотря на заверения Роскосмоса, что проект скоро окажется в правительстве и потом сразу отправится на подпись Владимиру Путину, в 2014 году этого так и не произошло.

 

На что просят

 

В январе 2015 года Олег Остапенко был от занимаемой должности освобожден, новым главой Роскосмоса стал гендиректор Объединенной ракетно-космической корпорации Игорь Комаров. Задача перед ним была поставлена более чем масштабная: ему предстояло приводить ФКП-2025 в порядок с учетом решения руководства страны о создании единой госкорпорации "Роскосмос" и ориентируясь на реальную экономическую и политическую обстановку. Падение рубля, санкции, к тому моменту заработавшие в полную силу, привели к тому, что предложенные ранее проекты оценивались теперь в 2,8 трлн руб. (в Роскосмосе уже представляли лица чиновников Минфина, с которыми надо было согласовывать подобную цифру). Практически сразу Комаров распорядился сформировать специальную комиссию, которая должна была расставить приоритеты в программе, вычеркнуть оттуда необязательное и ненужное.

 

К апрелю 2015 года обновленная ФКП-2025 приобрела определенные очертания. По данным "Денег", рассматривались два варианта ее оптимизации. Первый предусматривал выполнение в полном объеме работ по космической связи, дистанционному зондированию Земли (ДЗЗ), фундаментальным космическим исследованиям (ФКИ), миссии МКС и научно-исследовательским работам. Но при таком сценарии речь шла бы также о сворачивании всех работ по перспективному пилотируемому транспортному кораблю, средствам управления для дальнего космоса, обслуживанию аппаратов на орбите, а также работ по лунной базе и сверхтяжелой ракете. Второй вариант оптимизации предполагал доведение до минимального уровня состава группировок спутников связи, ДЗЗ и ФКИ, кроме того, на два--пять лет вперед сдвигались сроки готовности нового поколения аппаратов социально-экономического и научного назначения, количество запусков транспортных кораблей "Прогресс" сокращалось с четырех до трех в год. Но при этом уцелели бы проекты пилотируемого корабля нового поколения, задел по элементам сверхтяжелой ракеты, разработки ракет-носителей среднего и тяжелого класса грузоподъемностью до 38 т, а также межорбитальных буксиров для пилотируемого облета Луны. После непродолжительной дискуссии научно-технический совет Роскосмоса (НТС), возглавляемый одним из самых авторитетных отраслевых специалистов Юрием Коптевым, рекомендовал выбрать второй вариант, поскольку он обеспечивал реализацию Основ политики РФ в космической деятельности до 2030 года, несмотря на сокращение группировок спутников связи, ДЗЗ и ФКИ. Ужаться в финансовом плане удалось до 2,004 трлн руб., из которых 1,42 трлн руб. предлагалось направить на НИОКР.

 

Уложиться в сжатые финансовые параметры было сложно, говорит чиновник космического агентства,— под нож пошло несколько десятков опытно-конструкторских работ, в которых на тот момент не было острой практической необходимости (например, "Ликвидатор" — создание космического аппарата для очистки орбиты от старых спутников и мусора), хотя предприятия всячески пытались отстоять свои проекты. Также было решено отказаться от разработки сверхтяжелой ракеты с нуля — это позволило сэкономить около 215 млрд руб.

 

В целом же, по словам Юрия Коптева, создание подобной ракеты может стоить порядка 700 млрд руб., потребует не менее 12 лет, также надо будет восстановить ряд технологий и производств, например производство двигателей в Воронеже. Как говорит Коптев, сюда добавляются затраты на создание соответствующей инфраструктуры на космодроме Восточный. Все вместе тянуло почти на 1 трлн руб., что в Роскосмосе и правительстве, с учетом отсутствия полезной нагрузки, которую ракета должна была выводить на орбиту, а также невозможности отбить затраты при помощи коммерческих пусков, назвали недопустимой роскошью. Взамен НТС предложил доработать новейшую ракету-носитель "Ангара-А5" до варианта А5В (с водородной ступенью), которая могла бы выводить на орбиту до 38 т — затраты на ее создание оцениваются в 60 млрд руб.

 

Основной упор в новой программе было решено сделать на решение практических задач, а не на освоение Луны и дальнего космоса. В агентстве открыто признавали, что российская группировка спутников социально-экономического, научного, двойного назначения находится, мягко говоря, не в лучшем состоянии, в частности есть проблемы с численностью: более 400 аппаратов у США, а у России — порядка 140. Исправлять ситуацию предложено стахановскими темпами: спутников ДЗЗ к концу 2015 года на орбите должны быть 11 единиц, а к 2026-му — уже около 30, и тогда они смогут удовлетворить более 70% потребностей российских пользователей (сейчас порядка 30%). Всего же, по словам Игоря Комарова, с 2016 по 2025 год планируется отправить в космос не менее 180 аппаратов.

 

Лунная программа в такой системе координат отошла на второй план. По словам собеседника "Денег" в Роскосмосе, разумнее было бы за счет небольшой части средств начать подготовку к реализации программы, а саму ее переложить на ФКП до 2035 года. Создание сверхтяжелой ракеты он считает логичным отодвинуть на тот же срок. Впрочем, этот проект по каким-то причинам вызвал интерес Владимира Путина, и окончательно вопрос о целесообразности постройки этого носителя предстоит решать с президентом, добавил собеседник "Денег".

 

Программа МКС просуществует до 2024 года, хотя раньше рассматривался вариант с созданием уже в 2017-2019 годах собственной временно посещаемой орбитальной станции. Несмотря на многочисленные разногласия России и США, Роскосмос считает, что отказываться от МКС сейчас не стоит, поскольку разворачивание собственного объекта на орбите сопряжено с большими финансовыми рисками и техническими проблемами. По этим причинам перспектива реализации подобного проекта — не ранее 2023 года. Эксплуатация же МКС до 2024 года обойдется не менее чем в 300 млрд руб.

 

В целом логика Игоря Комарова понятна: из ФКП-2025 удалялись проекты, еще не запущенные в производство. "Проекты, которые готовы на 70-75%, нет смысла трогать. Сроки реализации ряда проектов мы сдвигали, но ничего не сокращали",— сообщил он журналистам, представляя апрельский вариант ФКП-2025.

 

По словам источника "Денег" в агентстве, объективно что-то сократить уже вряд ли получится: сроки поджимают, а Минфин и Минэкономразвития и так уже "отжали все досуха". Скорее всего, часть проектов вновь придется отодвинуть, считает он, тогда задача пережить еще один секвестр будет выполнена: "Денег нет, но и целевые показатели никто не отменял — их надо будет каким-то образом достигать". Еще в апреле 1,111 трлн руб. (более 55% общего финансирования) планировалось пустить на космическую связь, ДЗЗ, средства выведения и управления полетами, на проекты по ФКИ — около 199,3 млрд руб. (10%), а на пилотируемую программу — 694,1 млрд руб. (34,6%). Теперь и эту сумму придется урезать. По данным "Денег", в конце октября-ноябре согласованный со всеми заинтересованными органами вариант ФКП-2025 должен оказаться в правительстве.

 

Космический запрос

 

На щедрые вливания частных инвесторов Роскосмосу всерьез рассчитывать не приходится, скорее наоборот. В проекте ФКП-2025 закладываются средства для стимулирования частных компаний, занимающихся созданием малых космических аппаратов. Условий для чего-то большего, вроде создания частного бизнеса по производству ракет-носителей, в стране нет. Это признает и сам Игорь Комаров: "У нас Элонов Масков (один из основателей PayPal, Tesla Motors и SpaceX.— "Деньги") не обнаруживается, поскольку создание ракет-носителей требует рисковых капиталов в миллиарды долларов".

 

Тем не менее на фоне триллионных запросов агентство все же рассчитывает на "общий экономический эффект": так, предполагается, что реализация мероприятий ФКП-2025 позволит заработать за десять лет около 1,579 трлн руб. (космическая связь, теле- и радиовещание — 945 млрд, комплексы двойного назначения — 222 млрд, метеорология — 122 млрд, исследования природных ресурсов — 99 млрд и т. д.). Эксперты также подчеркивают, что предприятия ракетно-космической отрасли выплатят в бюджет 452 млрд руб. от реализации коммерческих проектов.

 

Общая ситуация с ФКП-2025 усугубляется тем, что в декабре этого года должна быть утверждена другая программа, ФЦП "Развитие российских космодромов на 2016-2025 годы", объемом не менее 900 млрд руб. Эти стратегические для отрасли документы в достаточной степени взаимоувязаны, поэтому находить деньги под них правительству придется так или иначе. При любом другом раскладе российская космическая отрасль, привыкшая к щедрым денежным вливаниям, будет, скорее всего, деградировать и в плане орбитальной группировки гражданского и двойного назначения, и в плане инфраструктурных возможностей космодромов Байконур, Плесецк и Восточный.

 

ИВАН САФРОНОВ

Поделитесь с друзьями
Оставить комментарий
Еще от Ъ-Деньги