Курсы валют
USD 64,1528 0,4721
EUR 68,4703 0,8541
USD 63,8 800 0,0025
EUR 68, 1575 0,0850
USD 63,8333 0,0000
EUR 68,08 51 0,0009
USD 64,0000 64,2300
EUR 68,3000 68,4300
покупка продажа
64,0000 64,2300
68,3000 68,4300
28.11 — 05.12
65,7000
67,3000
BRENT 54,36 0,15
Золото 1175,89 0,01
ММВБ 2128,99 −0,20
Главная Новости Деньги Соцзащите готовят единую меру
Соцзащите готовят единую меру

Соцзащите готовят единую меру

Источник: Ъ-Газета|
07:00 1 октября 2015
G20 могут вернуть к идее гармонизации социальных налогов.
Соцзащите готовят единую меру
Фото: Александр Петросян / Коммерсантъ

В ноябре 2015 года страны G20 могут вернуться к дискуссии о гармонизации социальных обязательств для стимулирования экономического роста "двадцатки". Международная организация труда (МОТ) изучает вопрос координации и повышения социальных налогов в G20, в том числе для неформально занятых: изменение структуры рынка труда в развитых странах стало одним из неожиданных последствий финансового кризиса.

 

О том, что на ноябрьском саммите G20 будет поднята тема координации работы национальных структур в социальной сфере, заявила на семинаре МОТ для российского Фонда соцстрахования заместитель гендиректора организации Сандра Поласки. Представители МОТ отмечали: начатое в 2012-2013 годах обсуждение роли социальной нагрузки в разных странах "двадцатки" для опережения темпов роста совокупного ВВП на 2 процентных пункта выше мирового к 2020 году не завершено. По словам госпожи Поласки, речь идет о продолжении проекта 2014 года по обсуждению роли занятости в росте мирового ВВП. Была на семинаре представлена и инициатива МОТ по созданию международного партнерства для координации изменений условий налогообложения ряда секторов рынка труда и гармонизации вторичного перераспределения социальных благ. Вне G20 такое обсуждение бессмысленно: усилиям отдельных стран будут мешать перетоки капитала в другие юрисдикции.

 

По сути, речь идет о возможном предложении G20 унифицировать принципы работы социальных систем в ЕС, США, Японии и крупных развивающихся странах, чего требуют изменения мирового рынка труда, зафиксированные по итогам кризиса 2008-2009 годов. Пока, впрочем, речи об однозначной необходимости стратегии общего повышения социальных налогов и сборов не идет. Так, госпожа Поласки обращала внимание на снижение в течение последнего десятилетия уровня соцзащиты в скандинавских странах, а также на решение Германии в 2015 году не увеличивать минимальные уровни зарплат из-за возможности ухода части беднейшего населения с рынка труда и роста нагрузки на социальные фонды. Тем не менее в целом МОТ намерена возобновить обсуждение в "двадцатке" общего усиления систем соцзащиты. Директор департамента качества труда МОТ Мануэла Томей констатировала: после 2009 года производительность труда в развитых странах растет быстрее, чем его оплата. Кризис уменьшил социальное неравенство (стандартный эффект финансового спада) лишь в РФ и Бразилии — в США, Испании, ЮАР и ряде других крупных экономик наблюдалось обратное. МОТ предполагает, что, несмотря на высокую стоимость, системы соцстрахования смягчают шоки и дают более высокий рост ВВП на выходе из кризиса (во многом речь идет об опыте Германии и Нидерландов в ЕС).

 

По словам же Раймонда Торреса, главы департамента исследований МОТ, с 2007 года кризис усилил тенденцию к закрытию высококвалифицированных рабочих мест (с 2007 по 2012 год, по подсчетам МОТ, в мире закрыто 60 млн рабочих мест). В мире сейчас существует "дефицит квалифицированных рабочих мест", полагает господин Торрес: "Машины постепенно заменяют людей не только в промышленности, но и в сервисных секторах". В крупных и развитых экономиках стремительно растет уровень неполной занятости — ранее это было характерно только для развитых экономик (по расчетам МОТ, лидером в ЕС были Нидерланды: в 2013 году так работали более 40% занятых). Сами нестандартные формы занятости приемлемо отрегулированы только в ЕС, уровень такого регулирования в G20 за пределами ЕС даже ниже, чем на новых рынках. Одной из идей МОТ в этой сфере является "универсальная социальная защита" — равный доступ к системам соцзащиты (от страхования от безработицы до здравоохранения) для всех работающих, включая самозанятых. В ряде случаев это требует субсидирования части неформальной занятости — в 2011-2014 годах с этим столкнулась РФ при обсуждении оплаты здравоохранения для безработных и теневого сектора.

 

Сама Россия с точки зрения состояния соцсферы вполне удовлетворяет МОТ, ожидающую ратификации Москвой конвенции МОТ N102 о минимальных нормах соцобеспечения (включая поддержание коэффициента замещения заработка пенсией на уровне 40%). Впрочем, очевидно, что при общем движении G20 в сторону унификации систем соцзащиты сокращение в 2015-2016 годах госдоходов в РФ потребует более технологичных решений для социальных ведомств, нежели принимавшихся ранее.

 

Дмитрий Бутрин

Поделитесь с друзьями
Оставить комментарий
Рубрики
Деньги
Еще от Ъ-Газета