Курсы валют
USD 63,3028 −0,0873
EUR 67,2086 −1,0372
USD 63,0 675 0,0375
EUR 66,8 400 −0,0400
USD 63,0 124 −0,0374
EUR 66, 6836 −0,2151
USD 63,1200 63,2300
EUR 67,2100 67,0700
покупка продажа
63,1200 63,2300
67,2100 67,0700
05.12 — 12.12
63,0000
67,1000
BRENT 54,22 −0,13
Золото 1168,46 −0,03
ММВБ 2205,48 −0,04
Опасности франшизы

Опасности франшизы

Источник: ЖЖ|
16:54 22 октября 2015
Тема сейчас крайне популярная. И на волне этой популярности появилось очень много псевдо-франшиз с весьма непонятными выгодами и туманными перспективами.
Опасности франшизы
Фото: depositphotos.com

Все упирают на консолидацию маркетинговых издержек (т.е. на коммуникации и информационную поддержку) – но этот путь таит в себе много подводных камней. И это лишь часть продукта франчайзинга. Причем, дополнительная...

 

Продажа собственной бизнес–модели называется "франшизой". Работаешь ты и работаешь, но приходит к тебе человек и говорит – "давай я с тобой поделюсь своей эффективностью за малую толику: ты будешь работать под моей маркой, но зарабатывать в два раза больше, чем самостоятельно". В этом экономическая суть, которая не является секретом. Единственное, придется доказать, что твоя модель реально в два раза эффективнее, чем модель, которую до этого использовал франчайзи. Но есть еще один важный момент, на который хочется обратить внимание и про который часто забывают.

 

Высокоэффективная бизнес–модель подразумевает еще и продукт, ориентированный на конечных потребителей. Причем такой продукт, который, собственно, и обеспечивает эту самую эффективность. И что это за продукт? Ответ очень простой: этот продукт должен быть уникальным. Не в том смысле, что у него особый цвет или вкус, а в том, что он обеспечивают большую ценность при меньшей стоимости. Тогда спрос на него будет стабильным а франшиза – разумным вложением средств.

 

Ведь для чего франшиза покупается франчайзи? Для обеспечения постоянного и гарантированного дохода, понятного денежного потока. А что если сегодня ты купил франшизу, а завтра ушел с рынка? Франчайзер останется в выигрыше в любом случае, а франчайзи... нет, речь даже не о потере денег. А о потере времени.

 

Например, самые известные франшизы - "Кофе Like" и "Додо Пицца". Вокруг них много ажиотажа, но примеров можно найти огромное количество. Первая – откровенно для глупых и ленивых. Нулевой выигрыш. Зато не надо включать голову. Проблема в том, что конечный продукт не содержит никакой дополнительной ценности. Т.е. ровно с тем же успехом можно открыть собственную точку по продаже кофе и не платить никакие паушальные взносы и роялти. Это разводка. Продавать кофе в проходном месте – это не бизнес-модель и не франшиза. Это "для дурака не нужен нож...".

 

По чуть более сложной схеме развивается "Додо". Их продукт – это как раз система управления рестораном, комплексная. Т.е. примыкая к франчайзи ты получаешь самые современные и эффективные технологии процессом производства - и минимизируешь свои операционные издержки. Это здорово, но есть одна проблема, хорошо объясняющая, почему данная франшиза развивается только на новых рынках с минимальной конкуренцией. Это отсутствующий продукт. Вкусовые качества его не уникальны. Это не бургер из McDondld's, который нельзя повторить. Поэтому с точки зрения конкурентного рынка франчайзер никак не защищает своего франчайзи. Т.е. это лодка, которая поднимается вместе со всеми с приливами и опускается с отливами. И в этом – есть определенная проблема, ведь к тому же данная франшиза допускает возможность использовать разные ингредиенты на усмотрения франчайзи.

 

В этом и опасность продажи "бизнес–модели", а не традиционной франшизы, предлагающий доступ ко всем преимуществом вертикально–интегрированной компании. Давая (продавая) лишь кусочек бизнес-процесса, а не его результат, франчайзер, безусловно, решает массу проблем своего франчайзи. Кроме главной: он не создает защищенную рыночную позицию через предложение рынку уникального продукта. А франшиза, которая "не дотягивается" до конечного потребителя – всегда игра в рулетку.

 

Но и это еще не всё. Безусловно, франшиза – это один из самых простых способов с минимальным вовлечением заработать первоначальный капитал. Т.е. войти в бизнес, войти в новый рыночный сегмент. Но она, на мой взгляд, хороша лишь как один из активов в портфеле, не требующий полного погружения в процесс. Который можно относительно легко сочетать с другими бизнесами в собственном портфеле. Зачем? Для того, чтобы эффективно задействовать самый важный ресурс – своё время. Ведь не стоит забывать, что работая на франшизу, вы просто зарабатываете деньги. Как рядовой сотрудник организации. Т.е. с точки зрения развития своего дела вы меняете время собственного пребывания на рынке на деньги, добавляя к ним усиление бренда франчайзера. А это выгодно лишь тогда, когда "бонус" в денежном выражении – ощутимее чем потраченное время.

 

Ведь задумайтесь: если компания контролирует лишь качество процессов, но не продуктов – разрушить бренд франчайзера может один маленький скандал в далеком далеком городе. И придется начинать всё с нуля. Сразу скажу, что риск такого исхода – не велик. Но если "пепперони" в одном городе будет производиться из местных продуктов, а в другом из итальянских, то закрывать глаза на эту проблему не стоит.

 

Итог. Франшиза для накопления стартового капитала – штука любопытная. Но если рынок новый и/или на нем нет крупных игроков, проще и выгоднее делать самим. А франшиза для обеспечения стабильного дохода должна быть с защищенной конкурентной позицией – т.е. с уникальным продуктом для конечных потребителей. Этот продукт с большей вероятностью можно получить от компании, работающей по всей цепочке поставок. На мой взгляд )

 

slavinsky.livejournal.com

Поделитесь с друзьями
Оставить комментарий
Еще от ЖЖ