Курсы валют
USD 64,1528 0,4721
EUR 68,4703 0,8541
USD 63,8 800 0,0025
EUR 68, 1575 0,0850
USD 63,8333 0,0000
EUR 68,08 51 0,0009
USD 70,0400 64,1000
EUR 77,6200 68,3500
покупка продажа
70,0400 64,1000
77,6200 68,3500
28.11 — 05.12
65,7000
67,3000
BRENT 54,36 0,15
Золото 1175,89 0,01
ММВБ 2128,99 −0,20
Главная Новости Бизнесу инвестировать нечего и не хочется
Бизнесу инвестировать нечего и не хочется

Бизнесу инвестировать нечего и не хочется

Источник: Ъ-Газета|
10:40 26 октября 2015
На Гайдаровских чтениях обсудили отсутствие средств для экономического роста.
Бизнесу инвестировать нечего и не хочется
Фото: Глеб Щелкунов / Коммерсантъ

Площадка Гайдаровских чтений в пятницу дала возможность нынешним и бывшим представителям экономического блока правительства поспорить в публичном пространстве о проблемах экономики. На фоне паузы в стратегическом планировании — Минэкономики предложило официально отсрочить до декабря 2017 года принятие Стратегии-2030 — дискуссии чиновников дают представление о том, что обсуждается в процессе ее подготовки.

 

Экономическая и социальная повестка в РФ отстает от политической, считает первый вице-премьер Игорь Шувалов.

Мы ковыряемся в ежедневных вопросах и не видим, какими мы должны быть через 20 лет... В мире уже ездят на беспилотных такси, а мы обсуждаем, почему у нас такие плохие дороги,— говорил он, выступая на Гайдаровских чтениях, посвященных 25-летию Института экономической политики им. Егора Гайдара.

В кризис в правительство поступают разные предложения ("в корзине у правительства много маразма"), но правила поведения для бизнеса должны быть стабильны, требовал он.

 

Проблемы выбора курса возникают из-за того, что нет "механизма балансирования интересов", как в споре о финансировании бюджетного дефицита 2016 года за счет нефтяной отрасли сетовал зампред правления ВЭБа Андрей Клепач. В итоге и бюджет "обречен на то, что не может способствовать развитию,— отметил глава Минэкономики Алексей Улюкаев.— Сокращается доля производительных расходов, инвестиций и прямых инвестиций в человеческий капитал — и разрастается доля непроизводительных".

Мы продолжаем поддержку нежизнеспособных производств и энергично наращиваем финансирование государством самых разных его аспектов, отнюдь не только оборонных,— поддержал его ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов.

Андрей Нечаев, министр экономики в 1992-1993 годах, напомнил: из-за распределения расходов бюджета (65% — федеральный, 25% — региональный, 10% — муниципалитеты) и исполнения президентских майских указов 2012 года растут долги регионов. Без перераспределения налогов или прямых субсидий субъекты РФ сворачивают инвестпрограммы, жилищное и дорожное строительство и ликвидируют больницы. Андрей Клепач предостерегал от превращения оборонки в один из драйверов роста — это уже однажды разбалансировало экономику в 1980-х. Глава Минфина Антон Силуанов соглашался: доходы перераспределяются несбалансированно, до 2008 года через федеральный бюджет перераспределялось меньше 16% ВВП, а теперь — 40%. Желательно, "чтобы больше средств оставалось у хозяйствующих субъектов, а для этого нужны структурные реформы", включая пенсионную, настаивал он.

 

Впрочем, с тем, что для долгосрочного развития нужны инвестиции, соглашались все участники, но уже их источники всем виделись по-разному. Антон Силуанов называл альтернативой бюджетным инвестициям государственно-частные партнерства. Алексей Улюкаев напоминал, что инвестиции — это собственные средства бизнеса, которые тот "почему-то не хочет инвестировать". Но "забрать эти излишки" — это верный способ подтолкнуть его к тому, чтобы средства "отогнать и разместить в комфортную юрисдикцию", предупреждал министр. Глава ЦБ Эльвира Набиуллина констатировала: внутреннего небанковского инвестирования в РФ и так практически нет — активы банковского сектора выше 100% ВВП, на активы страховых компаний, НПФ и неинвестиционные фонды приходится по 3%. Собравшиеся традиционно требовали защиты частной собственности, развития конкуренции и возврата доверия к государственным институтам.

А что, когда-нибудь у нас существовало реальное доверие? А то как будто оно было, потом потерялось, а сейчас вы пытаетесь его найти,— удивлялся этому Игорь Шувалов.

По его мнению, доверие возникает вслед за успешной работой государства. В пример чиновник привел создание финансового мегарегулятора и, как бы споря с остальными участниками дискуссии,— рост качества бюджетной политики и налогового администрирования.

 

Софья Окунь

Поделитесь с друзьями
Оставить комментарий
Рубрики
Новости
Еще от Ъ-Газета