Курсы валют
USD 56,9364 −0,0869
EUR 61,8102 −0,1513
USD 5 7,0375 0,0500
EUR 61,7 775 0,0375
USD 5 7,0005 0,1338
EUR 61,7 479 0,0443
USD 56,9200 57,1800
EUR 61,7100 62,0800
покупка продажа
56,9200 57,1800
61,7100 62,0800
03.04 — 10.04
57,5000
62,0000
BRENT 51,42 0,02
Золото 1255,70 0,11
ММВБ 2032,54 0,60
Главная Новости Бизнесу инвестировать нечего и не хочется
Бизнесу инвестировать нечего и не хочется

Бизнесу инвестировать нечего и не хочется

Источник: Ъ-Газета |

Площадка Гайдаровских чтений в пятницу дала возможность нынешним и бывшим представителям экономического блока правительства поспорить в публичном пространстве о проблемах экономики. На фоне паузы в стратегическом планировании — Минэкономики предложило официально отсрочить до декабря 2017 года принятие Стратегии-2030 — дискуссии чиновников дают представление о том, что обсуждается в процессе ее подготовки.

 

Экономическая и социальная повестка в РФ отстает от политической, считает первый вице-премьер Игорь Шувалов.

Мы ковыряемся в ежедневных вопросах и не видим, какими мы должны быть через 20 лет... В мире уже ездят на беспилотных такси, а мы обсуждаем, почему у нас такие плохие дороги,— говорил он, выступая на Гайдаровских чтениях, посвященных 25-летию Института экономической политики им. Егора Гайдара.

В кризис в правительство поступают разные предложения ("в корзине у правительства много маразма"), но правила поведения для бизнеса должны быть стабильны, требовал он.

 

Проблемы выбора курса возникают из-за того, что нет "механизма балансирования интересов", как в споре о финансировании бюджетного дефицита 2016 года за счет нефтяной отрасли сетовал зампред правления ВЭБа Андрей Клепач. В итоге и бюджет "обречен на то, что не может способствовать развитию,— отметил глава Минэкономики Алексей Улюкаев.— Сокращается доля производительных расходов, инвестиций и прямых инвестиций в человеческий капитал — и разрастается доля непроизводительных".

Мы продолжаем поддержку нежизнеспособных производств и энергично наращиваем финансирование государством самых разных его аспектов, отнюдь не только оборонных,— поддержал его ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов.

Андрей Нечаев, министр экономики в 1992-1993 годах, напомнил: из-за распределения расходов бюджета (65% — федеральный, 25% — региональный, 10% — муниципалитеты) и исполнения президентских майских указов 2012 года растут долги регионов. Без перераспределения налогов или прямых субсидий субъекты РФ сворачивают инвестпрограммы, жилищное и дорожное строительство и ликвидируют больницы. Андрей Клепач предостерегал от превращения оборонки в один из драйверов роста — это уже однажды разбалансировало экономику в 1980-х. Глава Минфина Антон Силуанов соглашался: доходы перераспределяются несбалансированно, до 2008 года через федеральный бюджет перераспределялось меньше 16% ВВП, а теперь — 40%. Желательно, "чтобы больше средств оставалось у хозяйствующих субъектов, а для этого нужны структурные реформы", включая пенсионную, настаивал он.

 

Впрочем, с тем, что для долгосрочного развития нужны инвестиции, соглашались все участники, но уже их источники всем виделись по-разному. Антон Силуанов называл альтернативой бюджетным инвестициям государственно-частные партнерства. Алексей Улюкаев напоминал, что инвестиции — это собственные средства бизнеса, которые тот "почему-то не хочет инвестировать". Но "забрать эти излишки" — это верный способ подтолкнуть его к тому, чтобы средства "отогнать и разместить в комфортную юрисдикцию", предупреждал министр. Глава ЦБ Эльвира Набиуллина констатировала: внутреннего небанковского инвестирования в РФ и так практически нет — активы банковского сектора выше 100% ВВП, на активы страховых компаний, НПФ и неинвестиционные фонды приходится по 3%. Собравшиеся традиционно требовали защиты частной собственности, развития конкуренции и возврата доверия к государственным институтам.

А что, когда-нибудь у нас существовало реальное доверие? А то как будто оно было, потом потерялось, а сейчас вы пытаетесь его найти,— удивлялся этому Игорь Шувалов.

По его мнению, доверие возникает вслед за успешной работой государства. В пример чиновник привел создание финансового мегарегулятора и, как бы споря с остальными участниками дискуссии,— рост качества бюджетной политики и налогового администрирования.

 

Софья Окунь

Поделитесь с друзьями
Оставить комментарий
Рубрики
Новости
Еще от Ъ-Газета