Курсы валют
USD 58,8987 0,1905
EUR 69,4298 0,0250
USD 58,8 000 −0,0300
EUR 69,1 700 0,0100
USD 58, 7271 −0,0800
EUR 69, 0951 −0,1631
USD 58,7100 58,9800
EUR 69,2000 69,4000
покупка продажа
58,7100 58,9800
69,2000 69,4000
11.12 — 18.12
59,2900
73,2400
BRENT 63,53 0,47
Золото 1256,62 0,09
ММВБ 2143,99 0,22
Главная Новости Продажи электроники и бытовой техники в декабре резко выросли
Продажи электроники несказанно выросли в декабре и, похоже, повторятся не скоро

Продажи электроники несказанно выросли в декабре и, похоже, повторятся не скоро

Источник: Ведомости |

Продажи крупнейшего в России торговца бытовой техникой и электроникой "М.видео" подскочили в декабре прошлого года на 73% к уровню годичной давности и достигли 43 млрд руб., сообщила компания. Это более половины всей выручки за IV квартал (83 млрд руб., +52%). Сопоставимая выручка "М.видео" увеличилась в последнем квартале на 43%.

Первые три квартала бизнес ритейлера стагнировал: II квартал сеть завершила с нулевой динамикой продаж, а по итогам девяти месяцев они прибавили (год к году) всего 3,5%. Лишь декабрьский спрос помог "М.видео" показать серьезный рост годовой выручки - на 19% до 208 млрд руб. Чуть меньше - на 12% - выросли сопоставимые продажи. Сам ритейлер назвал такие результаты "беспрецедентными".

В конце года резко возросли продажи и у другого крупного ритейлера бытовой техники и электроники - "Юлмарта". Средний чек его покупателя вырос в декабре 2014 г. (к декабрю 2013 г.) на 36%, а выручка - на 20%. Пик спроса пришелся на 16 и 17 декабря - первые два дня после повышения ключевой ставки ЦБ (с 10,5 до 17% годовых), спровоцировавшего обвал рубля. 17 декабря "Юлмарт" установил "абсолютный рекорд" по суточной выручке - 400 млн руб. за один день. "IV квартал помог намного нарастить прибыль - повышение наценки на 10-12% дало рост маржинальности почти вдвое", - признается гендиректор "Юлмарта" Сергей Федоринов.

Строить прогнозы на этот год ритейлеры пока боятся. Представитель "М.видео" Антон Пантелеев говорит лишь, что компания пересматривает предыдущий финансовый план. Другой крупный продавец бытовой техники и электроники - "Эльдорадо" тоже еще оценивает перспективы.

Один из крупнейших производителей холодильников и стиральных машин в России - компания Indesit приготовилась к сокращению продаж по всему рынку. Такие ожидания подкреплены давним присутствием компании на российском рынке и наличием у нее опыта работы в условиях кризиса, объясняет директор по маркетингу Indesit Марко Фаласкетти. Впрочем, в среднесрочной перспективе Россия для Indesit все равно активно развивающийся и стратегически важный рынок, добавил он, поэтому компания планирует на 2015 г. "масштабный запуск новых продуктов и инвестиции в рекламные кампании".

И в прошлом году рост рынка бытовой техники и электроники был "близок к нулевому", если считать в долларах, говорит представитель Российской ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники Антон Гуськов. А ожидания участников рынка на 2015 г. "очень хмурые", горизонт планирования очень сильно сократился, свидетельствует он. Кризис будет более жестким, чем в 2009 г., говорил в конце 2014 г. Дмитрий Алексеев, гендиректор и совладелец второго по выручке (по оценке Infoline) российского продавца электроники DNS: "Сокращение оборотов более чем реально".

Спрос сохранится, "другое дело, что он качественно изменится", уверен Федоринов из "Юлмарта": "Вероятнее всего, он перераспределится в пользу недорогой электроники, а также тех товаров, которые полностью или частично производятся на территории России". С учетом таких прогнозов "Юлмарт" взялся пересматривать ассортимент. "Мы традиционно держим небольшие [товарные] остатки, чтобы иметь возможность быстро изменить ассортимент под рынок", - объясняет Федоринов.

После декабрьского ажиотажного спроса потребность платежеспособного населения в бытовой технике и электронике в значительной степени удовлетворена на год вперед, считает старший аналитик Райффайзенбанка Наталья Колупаева. Значит, в этом году логично ожидать снижения количества покупок. Сейчас макроэкономисты "закладываются на постепенное восстановление" экономики начиная с 2016 г. - в таком случае "М.видео" как лидеру рынка, несмотря на тяжелый год, стоило бы сконцентрироваться на развитии, возможно пожертвовав расширением сети и сосредоточившись на онлайн-сегменте, полагает Колупаева. Но в стрессовом сценарии - при длительном (дольше года) сохранении низких цен на нефть (даже $50-60 за баррель) - реальные располагаемые доходы населения будут под давлением и если рынок поймет, что это новая реальность на 3-5 лет, то ритейлеры могут начать отказываться от развития, рассуждает она. Есть риски, что и вендоры в такой ситуации начнут пересматривать планы в России: в пересчете на валюту их российский бизнес может перестать приносить прибыль. "Подобные примеры мы видели уже на рынке одежды, а недавно и Danone допустил, что при длительном ухудшении ситуации может закрыть российские заводы", - напоминает Колупаева.

Поделитесь с друзьями
Оставить комментарий
Рубрики
Новости
Еще от Ведомости