Курсы валют
USD 64,1528 0,4721
EUR 68,4703 0,8541
USD 63,8 225 −0,0325
EUR 68,0 150 −0,0525
USD 63,8333 0,0000
EUR 68,08 51 0,0009
USD 64,0100 64,1000
EUR 68,3000 68,3500
покупка продажа
64,0100 64,1000
68,3000 68,3500
28.11 — 05.12
64,7500
69,7500
BRENT 54,35 0,29
Золото 1173,79 −0,08
ММВБ 2128,99 −0,20
Главная Новости Количество ресторанов и кафе в Москве сократилось впервые за два года
Москва потеряла за месяц 1,5% ресторанов и кафе, их число сократилось до 2778

Москва потеряла за месяц 1,5% ресторанов и кафе, их число сократилось до 2778

Источник: РБК|
02:15 23 января 2015
Рестораторы Москвы с трудом выживают в новой реальности: импортные продукты и аренда подорожали, а россияне начали экономить в первую очередь на общепите. Если в ноябре в столице насчитывалось 2824 ресторана, то в январе - только 2778, подсчитала компания 2ГИС.
Москва потеряла за месяц 1,5% ресторанов и кафе, их число сократилось до 2778
Фото: ТАСС

Двери закрываются

Президент Федерации рестораторов и отельеров России Игорь Бухаров прогнозировал в декабре, что после новогодних каникул в Москве могут закрыться десятки ресторанов. Среди причин - снижение платежеспособности населения, запрет на курение в ресторанах, платные парковки в центре, добавлял директор консалтинговой компании RestCon Андрей Петраков.

Оценить масштаб проблемы помогла статистика компании 2ГИС, которая составляет электронные карты российских городов, в том числе собирает справочную информацию - адреса и телефоны коммерческих предприятий. Чтобы поддерживать базу данных в актуальном виде, специалисты 2ГИС периодически обзванивают все рестораны, кафе и бары, чтобы убедиться, что те продолжают свою работу.

Впервые за последние два года число ресторанов в Москве начало сокращаться, отметили специалисты 2ГИС: за два месяца - с ноября по январь - закрылось сразу 46 заведений. Раньше их количество увеличивалось от месяца к месяцу достаточно быстрыми темпами (см. инфографику). Закрываются и люксовые концепции, и скромные гастропабы, под ударом все форматы - суши-бары и пиццерии, восточные рестораны и кафе русской кухни.

В конце декабря 2014-го закрылся ресторан православной кухни "Воскресение" на Рочдельской улице, проработав около года. На своей страничке в Facebook он объяснил, что прекратил существование "по решению акционеров". "В последнее время посещаемость в ресторане сильно упала, - прокомментировал бывший бренд-шеф ресторана Максим Сырников. - Думаю, что он перестал приносить доход". 13 января о своем закрытии в Facebook объявил ресторан Tapa De Comida: "Добрый день, друзья! Ресторан Tapa De Comida прощается с вами. Дон Кихот устал бороться с ветряными мельницами, Дульсинея состарилась, Боливар не вынес своих двоих. С вами было весело. Простите и не грустите".

Известные рестораны, закрывшиеся после новогодних праздников

"Я регулярно бываю в нескольких торговых центрах и заметил, что в одном из них закрылись два ресторана на фуд-корте, в другом - еще два, одно в третьем и одно в четвертом, - рассказывает Петраков из RestCon. - Кафе сейчас работают почти с нулевой прибылью, рестораторы жалуются на снижение среднего чека". Но это лишь начало тренда, настоящие проблемы начнутся весной, когда пойдут массовые увольнения в компаниях: "Тогда клиентов у ресторанов станет значительно меньше, и число ресторанов в Москве может сократиться на 20-25%".

Новые концепции

Совладелец сети популярных детских ресторанов "АндерСон" Анастасия Татулова рассказывает, что в конце января было принято решение о закрытии ресторана Simon Says в высотке на Кудринской площади, на его месте появится новый "АндерСон". "Simon изначально был для нас непрофильным бизнесом, потому что наша сеть рассчитана на детскую аудиторию, а Simon Says - ресторан для взрослых, - объясняет Татулова. - Поэтому пришлось осваивать новый бизнес, создавать для ресторана отдельную управляющую компанию. Плюс в последние месяцы рентабельность Simon была очень низкой. Вместо Simon Says, куда принципиально не пускали посетителей моложе 21 года, появится "АндерСон" в новом формате - для тинейджеров. Ребрендинг обошелся всего в 1-1,5 млн руб.".

О ребрендинге ресторана "Рыбка" объявил президент холдинга BulldozerGroup (сети "Тануки" и "Бенвенуто", ресторан "Поехали" и др.) Александр Орлов: "В текущем году мы планируем изменить концепцию, ресторан был рассчитан на посетителя премиум-класса, средний чек был около 2,5 тыс. руб. Ресторанам такого уровня в принципе не просто найти своего гостя в России, плюс ко всему ситуацию осложнили введение санкций на рыбу и морепродукты, а также скачки валютных курсов. В результате мы решили сделать данный ресторан более демократичным - от меню до интерьера". Ребрендинг, по словам Орлова, может обойтись сети в 20-35 млн руб. Средний чек в новом ресторане будет составлять около 1,2 тыс. руб. "Меню будет ориентировано на одесскую кухню, в которой много черноморской рыбы. По закупкам мы уже заключили контракты с рядом поставщиков - все они российские компании из высшего эшелона", - добавил он.

Экономят на еде

Проблемы рестораторов находят подтверждение и в официальной статистике: в октябре 2014 года Росстат впервые с февраля 2010-го зафиксировал сокращение совокупной выручки отрасли - на 1,7%, до 109,8 млрд руб. При этом опрошенные РБК московские рестораторы называли данные Росстата не отражающими реальную картину на рынке общепита в Москве: снижение выручки компаний в прошлом году составило от 5 до 30%. Директор RestCon Андрей Петраков оценил среднее падение доходов в 10%.

В исследовании Sberbank CIB, посвященном потребительским настроениям среднего класса в России, аналитики отметили один из главных трендов - чувствительность к цене и пессимистичный настрой. Доля представителей среднего класса, которые стали экономить на еде, выросла до 60% в четвертом квартале 2014-го.

Левада-Центр в декабре также сообщал, что 79% населения считают, что Россия вступила в экономический кризис, из-за этого 37% опрошенных решили экономить на еде, 22% - сократить затраты на развлечение, отдых или вообще отказаться от них.

Россияне экономили на развлечениях даже в предновогоднее время и новогодние каникулы, когда традиционно кафе и рестораны зарабатывают в несколько раз больше обычной месячной выручки. По результатам январского опроса Synovate Comcon, только каждый третий ходил в кафе или ресторан - это на 14% ниже показателя 2014 года, отмечают социологи. Каждый пятый горожанин (23%) вынужден был изменить планы на новогодние каникулы из соображений экономии. Также более половины участников исследования (55%) признались, что им пришлось сократить расходы на продукты для новогоднего стола.

Но снижение все же не такое масштабное, как в кризисный пик, зафиксированный в начале 2009го, говорится в отчете Synovate Comcon. По данным отраслевого ресурса "Весь общепит России", в 2009 году около 12% отраслевых предприятий прекратило существование, еще 8% провело ребрендинг. Лучше всего кризис пережили сегменты фастфуда. По оценке Synovate Comcon, на конец 2010-го завсегдатаями ресторанов называли себя 38,8% россиян, хотя годом ранее этот показатель был почти вдвое ниже (26%).

Холдинг "Г.М.Р. Планета гостеприимства" принял решение о закрытии почти всех ресторанов "Маленькая Япония". "Эти точки имели не очень привлекательные бизнес-модели, и для компании проще было их закрыть, чем заниматься ими, - рассказал президент холдинга Мераб Бен-Эл (Елашвили). - Для ресторанов японской кухни наступили непростые времена".

Почти четверть ресторанов закроется в течение года, считает эксперт Buffet Group Владимир Воронский: "Собственники помещений хотят привязать аренду к доллару. Кому удается договориться, там заведение остается. Кому не удается, съезжают очень быстро. Также сейчас происходит переоценка ценностей потребителя. Он становится более экономным. Поэтому тенденция будет такой: на месте ресторанов с чеком в 3 тыс. руб. будут открываться рестораны с чеком в 1,5 тыс. руб.".

Поделитесь с друзьями
Оставить комментарий
Рубрики
Новости
Еще от РБК