Курсы валют
USD 57,0233 −0,4014
EUR 61,9615 0,0979
USD 56,9 575 0,0350
EUR 61,9 650 0,0300
USD 56,9 751 0,0539
EUR 61,9 426 0,0042
USD 56,8500 57,2000
EUR 61,8500 61,3700
покупка продажа
56,8500 57,2000
61,8500 61,3700
03.04 — 10.04
57,2400
62,2800
BRENT 50,58 −0,30
Золото 1255,38 0,07
ММВБ 2013,16 0,21
Главная Новости Количество ресторанов и кафе в Москве сократилось впервые за два года
Москва потеряла за месяц 1,5% ресторанов и кафе, их число сократилось до 2778

Москва потеряла за месяц 1,5% ресторанов и кафе, их число сократилось до 2778

Источник: РБК |
Рестораторы Москвы с трудом выживают в новой реальности: импортные продукты и аренда подорожали, а россияне начали экономить в первую очередь на общепите. Если в ноябре в столице насчитывалось 2824 ресторана, то в январе - только 2778, подсчитала компания 2ГИС.
Москва потеряла за месяц 1,5% ресторанов и кафе, их число сократилось до 2778
Фото: ТАСС

Двери закрываются

Президент Федерации рестораторов и отельеров России Игорь Бухаров прогнозировал в декабре, что после новогодних каникул в Москве могут закрыться десятки ресторанов. Среди причин - снижение платежеспособности населения, запрет на курение в ресторанах, платные парковки в центре, добавлял директор консалтинговой компании RestCon Андрей Петраков.

Оценить масштаб проблемы помогла статистика компании 2ГИС, которая составляет электронные карты российских городов, в том числе собирает справочную информацию - адреса и телефоны коммерческих предприятий. Чтобы поддерживать базу данных в актуальном виде, специалисты 2ГИС периодически обзванивают все рестораны, кафе и бары, чтобы убедиться, что те продолжают свою работу.

Впервые за последние два года число ресторанов в Москве начало сокращаться, отметили специалисты 2ГИС: за два месяца - с ноября по январь - закрылось сразу 46 заведений. Раньше их количество увеличивалось от месяца к месяцу достаточно быстрыми темпами (см. инфографику). Закрываются и люксовые концепции, и скромные гастропабы, под ударом все форматы - суши-бары и пиццерии, восточные рестораны и кафе русской кухни.

В конце декабря 2014-го закрылся ресторан православной кухни "Воскресение" на Рочдельской улице, проработав около года. На своей страничке в Facebook он объяснил, что прекратил существование "по решению акционеров". "В последнее время посещаемость в ресторане сильно упала, - прокомментировал бывший бренд-шеф ресторана Максим Сырников. - Думаю, что он перестал приносить доход". 13 января о своем закрытии в Facebook объявил ресторан Tapa De Comida: "Добрый день, друзья! Ресторан Tapa De Comida прощается с вами. Дон Кихот устал бороться с ветряными мельницами, Дульсинея состарилась, Боливар не вынес своих двоих. С вами было весело. Простите и не грустите".

Известные рестораны, закрывшиеся после новогодних праздников

"Я регулярно бываю в нескольких торговых центрах и заметил, что в одном из них закрылись два ресторана на фуд-корте, в другом - еще два, одно в третьем и одно в четвертом, - рассказывает Петраков из RestCon. - Кафе сейчас работают почти с нулевой прибылью, рестораторы жалуются на снижение среднего чека". Но это лишь начало тренда, настоящие проблемы начнутся весной, когда пойдут массовые увольнения в компаниях: "Тогда клиентов у ресторанов станет значительно меньше, и число ресторанов в Москве может сократиться на 20-25%".

Новые концепции

Совладелец сети популярных детских ресторанов "АндерСон" Анастасия Татулова рассказывает, что в конце января было принято решение о закрытии ресторана Simon Says в высотке на Кудринской площади, на его месте появится новый "АндерСон". "Simon изначально был для нас непрофильным бизнесом, потому что наша сеть рассчитана на детскую аудиторию, а Simon Says - ресторан для взрослых, - объясняет Татулова. - Поэтому пришлось осваивать новый бизнес, создавать для ресторана отдельную управляющую компанию. Плюс в последние месяцы рентабельность Simon была очень низкой. Вместо Simon Says, куда принципиально не пускали посетителей моложе 21 года, появится "АндерСон" в новом формате - для тинейджеров. Ребрендинг обошелся всего в 1-1,5 млн руб.".

О ребрендинге ресторана "Рыбка" объявил президент холдинга BulldozerGroup (сети "Тануки" и "Бенвенуто", ресторан "Поехали" и др.) Александр Орлов: "В текущем году мы планируем изменить концепцию, ресторан был рассчитан на посетителя премиум-класса, средний чек был около 2,5 тыс. руб. Ресторанам такого уровня в принципе не просто найти своего гостя в России, плюс ко всему ситуацию осложнили введение санкций на рыбу и морепродукты, а также скачки валютных курсов. В результате мы решили сделать данный ресторан более демократичным - от меню до интерьера". Ребрендинг, по словам Орлова, может обойтись сети в 20-35 млн руб. Средний чек в новом ресторане будет составлять около 1,2 тыс. руб. "Меню будет ориентировано на одесскую кухню, в которой много черноморской рыбы. По закупкам мы уже заключили контракты с рядом поставщиков - все они российские компании из высшего эшелона", - добавил он.

Экономят на еде

Проблемы рестораторов находят подтверждение и в официальной статистике: в октябре 2014 года Росстат впервые с февраля 2010-го зафиксировал сокращение совокупной выручки отрасли - на 1,7%, до 109,8 млрд руб. При этом опрошенные РБК московские рестораторы называли данные Росстата не отражающими реальную картину на рынке общепита в Москве: снижение выручки компаний в прошлом году составило от 5 до 30%. Директор RestCon Андрей Петраков оценил среднее падение доходов в 10%.

В исследовании Sberbank CIB, посвященном потребительским настроениям среднего класса в России, аналитики отметили один из главных трендов - чувствительность к цене и пессимистичный настрой. Доля представителей среднего класса, которые стали экономить на еде, выросла до 60% в четвертом квартале 2014-го.

Левада-Центр в декабре также сообщал, что 79% населения считают, что Россия вступила в экономический кризис, из-за этого 37% опрошенных решили экономить на еде, 22% - сократить затраты на развлечение, отдых или вообще отказаться от них.

Россияне экономили на развлечениях даже в предновогоднее время и новогодние каникулы, когда традиционно кафе и рестораны зарабатывают в несколько раз больше обычной месячной выручки. По результатам январского опроса Synovate Comcon, только каждый третий ходил в кафе или ресторан - это на 14% ниже показателя 2014 года, отмечают социологи. Каждый пятый горожанин (23%) вынужден был изменить планы на новогодние каникулы из соображений экономии. Также более половины участников исследования (55%) признались, что им пришлось сократить расходы на продукты для новогоднего стола.

Но снижение все же не такое масштабное, как в кризисный пик, зафиксированный в начале 2009го, говорится в отчете Synovate Comcon. По данным отраслевого ресурса "Весь общепит России", в 2009 году около 12% отраслевых предприятий прекратило существование, еще 8% провело ребрендинг. Лучше всего кризис пережили сегменты фастфуда. По оценке Synovate Comcon, на конец 2010-го завсегдатаями ресторанов называли себя 38,8% россиян, хотя годом ранее этот показатель был почти вдвое ниже (26%).

Холдинг "Г.М.Р. Планета гостеприимства" принял решение о закрытии почти всех ресторанов "Маленькая Япония". "Эти точки имели не очень привлекательные бизнес-модели, и для компании проще было их закрыть, чем заниматься ими, - рассказал президент холдинга Мераб Бен-Эл (Елашвили). - Для ресторанов японской кухни наступили непростые времена".

Почти четверть ресторанов закроется в течение года, считает эксперт Buffet Group Владимир Воронский: "Собственники помещений хотят привязать аренду к доллару. Кому удается договориться, там заведение остается. Кому не удается, съезжают очень быстро. Также сейчас происходит переоценка ценностей потребителя. Он становится более экономным. Поэтому тенденция будет такой: на месте ресторанов с чеком в 3 тыс. руб. будут открываться рестораны с чеком в 1,5 тыс. руб.".

Поделитесь с друзьями
Оставить комментарий
Рубрики
Новости
Еще от РБК