Курсы валют
USD 59,5034 −0,1663
EUR 63,9424 0,2152
USD 59,5 175 −0,0225
EUR 63,9 150 −0,0625
USD 59, 5700 0,1433
EUR 63, 9776 0,1026
USD 59,4500 59,5800
EUR 63,7500 63,9500
покупка продажа
59,4500 59,5800
63,7500 63,9500
23.01 — 30.01
59,5500
63,2500
BRENT 55,32 0,02
Золото 1217,43 0,04
ММВБ 2146,09 0,05
Главная Новости Новости экономики Минфин не откажется от рейтинга
Минфин не откажется от рейтинга

Минфин не откажется от рейтинга

Источник: Ведомости |

Без контакта с рейтинговыми агентствами рейтинг мог быть еще ниже, не исключают эксперты. Россия может отказаться от договора по поддержанию кредитного рейтинга страны, заявил замминистра финансов Сергей Сторчак, курирующий долговую политику, в том числе работу с международными рейтинговыми агентствами. Так он прокомментировал решение международного рейтингового агентства Moody's снизить суверенный рейтинг России - вслед за агентством Standard & Poor's (S&P) - до спекулятивного уровня, вызвавшее в Минфине недоумение, обиду, негодование и подозрения в политической мотивированности такой оценки. Российская сторона регулярно проводит встречи с рейтинговыми агентствами, предоставляет все необходимые материалы, но "это бесполезно в этой ситуации", сказал Сторчак: "Пора прекратить цацканье с агентствами".

Сторчак высказал свою личную позицию, говорит федеральный чиновник. Она была эмоциональной, признает сотрудник Минфина. Минфин не рассматривает возможность расторжения договорных отношений с международными рейтинговыми агентствами, заверила пресс-секретарь министра Светлана Никитина. "Мы продолжим вести открытый диалог. Как и прежде, на регулярной основе будем предоставлять всем агентствам актуальную макроэкономическую информацию. Продолжим разъяснять все аспекты бюджетной и финансовой политики с целью повышения рейтинга в среднесрочной перспективе", - сообщила Никитина.

Но в ближайшее время вряд ли рейтинг будет повышен, сообщило Moody's. Непредсказуемость политики - один из трех факторов снижения рейтинга, объяснило оно, наряду с ухудшением финансового положения и экономики из-за кризиса на Украине и падения цен на нефть.

Ранее крайне негативную оценку решения Moody's высказал министр финансов Антон Силуанов. Снижение рейтинга вторым агентством - хуже, чем первым или третьим: спекулятивный рейтинг от второго агентства означает, что Россия покинула инвестиционную категорию - если оценка трех агентств разная, то рейтинг двух из трех считается довлеющим.

Отказ от договора с эмитентом по поддержанию рейтинга не означает автоматического прекращения рейтингования. Рейтинговые агентства могут продолжать рейтинговать эмитента дистанционно, т. е. без контактов с ним, на основе информации из открытых источников - такая практика существует в отношении и компаний, и государств. Например, из 129 стран, рейтингуемых агентством S&P, у 18 - так называемый unsolicited rating (дистанционный). Среди таких стран - Германия, Франция, Швейцария, Италия, Япония, Сингапур, Турция, Великобритания, США. Поддержка рейтинга без контракта с эмитентом продиктована, как правило, интересами инвесторов и, кроме того, для присвоения рейтингов компаниям-эмитентам важно иметь суверенный рейтинг их страны, объяснил представитель S&P.

Европа, США - довольно большие рынки и в отношении их достаточно публичной информации для того, чтобы дистанционная оценка была корректной, говорит директор по региональным рейтингам агентства "Рус-рейтинг" Антон Табах. Тем не менее это не избавляет от скандалов: европейские и американские чиновники нередко реагируют на негативные рейтинговые действия так же, как российский Минфин, и даже еще эмоциональнее - например, итальянский парламентарий предлагал вообще запретить публиковать рейтинги, а чиновники Австрии и Германии - создать европейские рейтинговые агентства, чтобы не полагаться на американские. Белый дом, впрочем, тоже высказывал недовольство ухудшением прогноза по рейтингу, а за завышенные, по его мнению, перед кризисом 2008 г. рейтинги даже подал на S&P в суд. Европарламент после кризиса ужесточил регулирование деятельности рейтинговых агентств - в частности, публиковать суверенные unsolicited rating они могут не менее двух, но не более трех раз в год и только строго по расписанию.

Дистанционные корпоративные рейтинги обычно бывают ниже, чем "контактные", у всех трех мировых агентств: как показало исследование рейтингов компаний и банков за 1996-2006 гг. экспертами Frankfurt School of Finance & Management, Goethe-University Frankfurt и European Business School, одна из причин занижения - недостаточная прозрачность эмитентов. К такому же выводу пришли эксперты Loyola College in Maryland и Towson University, проанализировав дистанционные рейтинги японских эмитентов.

Но для компаний дистанционный рейтинг скорее редкость, а в отношении стран это нормальная практика, говорит Табах. Однако для России unsolicited rating, скорее всего, был бы хуже, полагает он, поддерживать контакт с агентствами в ее интересах. Основная проблема с такими странами, как Россия, не недостаток информации, а те ощущения, которые агентства получают при общении с чиновниками в отношении экономических и финансовых перспектив страны, говорит директор Центра исследования экономической политики экономического факультета МГУ Олег Буклемишев: "Вопрос не в фундаментальных показателях, а в будущем - из-за хаотично формируемой антикризисной политики, метаний Центробанка плюс еще ситуации на Донбассе складывается в итоге довольно неприглядная картинка". Сейчас рейтинг определяют не экономические, а политические факторы, заключает он. И Минфину тоже обижаться не на кого: "А что было неожиданного [в снижении рейтинга России]? Минфин сдал в Госдуму заведомо нереалистичный бюджет, страна второй месяц без бюджета, с непонятным секвестром - на что обижаться?"

Поделитесь с друзьями
Оставить комментарий
Еще от Ведомости