Курсы валют
USD 63,9114 0,0373
EUR 68,5002 −0,1900
USD 63, 2275 −0,1375
EUR 68, 0750 −0,0750
USD 63,7 359 −0,0254
EUR 68, 5663 −0,0826
USD 63,6500 63,7000
EUR 68,4500 68,4000
покупка продажа
63,6500 63,7000
68,4500 68,4000
05.12 — 12.12
65,2000
69,3000
BRENT 53,01 −0,15
Золото 1173,00 −0,05
ММВБ 2160,51 −0,11
Анонс публикаций макроэкономических показателей ведущих стран

Анонс публикаций макроэкономических показателей ведущих стран

Источник: Ъ-Газета|
11:15 25 февраля 2015
Дорогие товары не пошли в кредит.
Анонс публикаций макроэкономических показателей ведущих стран
Евгений Курсков / Коммерсантъ
Фото: Евгений Курсков / Коммерсантъ

Сокращение спроса населения на кредиты в торговых сетях прогрессирует. Покупать в кредит шубы и мебель вместо мобильных телефонов и давать такие кредиты теперь уже не хотят граждане и боятся сами банкиры, хотя еще пару месяцев назад расчет был именно на это.

По словам опрошенных "Ъ" банкиров из топ-5 на рынке POS-кредитования (кредитование в торговых сетях), заместить падение объемов портфелей POS-кредитов за счет наращивания доли кредитования дорогих изделий из кожи и меха, а также мебели им вопреки ожиданиям не удается. Это "Ъ" подтвердили, в частности, в Альфа-банке, Русфинанс-банке, ХКФ-банке, отметив, что тенденция еще может измениться. В ОТП-банке не ответили на вопросы "Ъ", в "Русском стандарте" отказались от комментариев. Между тем еще в начале декабря именно кредитами на эти товары банки рассчитывали отчасти заместить снижающийся спрос населения на до тех пор бывшие наиболее популярными кредиты на мобильные телефоны и прочую технику. Дорогие шубы и мебель, несмотря на большую, по словам банкиров, устойчивость спроса на эти товары к изменениям макроэкономической среды, покупать в кредит, с одной стороны, не желают сами граждане. С другой — кредитовать заемщиков на эти товары из-за возрастающих рисков невозврата боятся теперь и банки.

По словам директора департамента POS-кредитования Русфинанс-банка Александра Воронина, "в декабре мы ожидали, что спрос на дорогие POS-кредиты, в частности ссуды на изделия из кожи и меха и дорогую мебель (ценовой сегмент от 200 тыс. руб.), будет увеличиваться, так как предполагали, что население поспешит вложиться в дорогие товары до того, как поднимутся ценники".

Впрочем, в итоге в банке, наоборот, зафиксировали падение спроса на такие продукты — с начала года доля продаж в кредит в указанных сегментах снизилась с 10% до 5%, указывает господин Воронин. По оценкам господина Воронина, массовое повышение цен отпугнуло клиентов, кроме того, часть клиентов поспешили вложиться не в шубы, а во вклады с высокими ставками, которые банки стали предлагать с конца прошлого года.

В ХКФ-банке структура портфеля POS-кредитов по сравнению с декабрьскими показателями не изменилась (55% — кредитование электроники и бытовой техники, 45% — кредитование мебели, одежды, обуви и ряда услуг). Однако "объемы портфеля по сравнению с декабрем снизились", указывает директор департамента POS-кредитования ХКФ-банка Александр Антоненко. По его словам, "в январе объем выдач POS-кредитов по сравнению с январем 2014 года снизился на 30%, в феврале по сравнению с аналогичным периодом прошлого года ожидается снижение объемов выдач на 20%". "В начале декабря мы рассчитывали, что сможем компенсировать выпадающие объемы POS-кредитования через увеличение среднего чека в сегментах ссуд на дорогую одежду и мебель и др.,— поясняет господин Антоненко,— однако теперь банк более осторожно относится к выдаче таких ссуд из-за опасений снижения платежеспособности граждан".

"В феврале спрос на товары длительного пользования, такие как дорогая мебель и одежда, хоть и меньше, чем в электронике и бытовой технике, но упал",— говорит и директор по развитию бизнеса потребкредитования и стратегических партнеров Альфа-банка Дмитрий Жиздюк. Сокращение в одежде и мебели, очищенное от сезонности, составило в 2015 году около 15% (здесь и далее цифры год к году), в мобильном сегменте — около 35%, в бытовой технике — около 50%, указывает господин Жиздюк.

По словам банкиров, определенную роль сыграл и отказ многих сетей предоставлять потребителям рассрочки на крупные покупки. Как сообщал "Ъ" 10 февраля, сокращение комиссионных доходов торговых сетей от присутствия в них кредитного бизнеса банков снижает возможности сетей по поддержанию акционных программ — так называемых продуктов без переплаты (программы "0-0-12", "0-0-24" и т. п.) или в рассрочку. Сложную ситуацию с товарным кредитованием подтверждают и торговые сети. По словам вице-президента компании Hoff Михаила Кучемента, "в этом феврале продажа товаров в кредит на 20% ниже, чем в феврале прошлого года". Причиной он называет снижение спроса со стороны граждан из-за неопределенной ситуации с платежеспособностью, а также сокращение рассрочек.

Теперь банкиры собираются наращивать где могут и что могут. Так, в ХКФ-банке рассчитывают "увеличивать долю в тех сегментах рынка, где банк уже представлен". В Русфинанс-банке тоже планируют "наращивать существующую партнерскую базу". В Альфа-банке намерены замещать продажи кредитов некредитными предложениями — индивидуальными зарплатными картами, пакетами банковского обслуживания, электронными и мобильными сервисами. "Если раньше на фоне сокращения рынка электронного ритейла банки планировали сместить акцент в бизнес-модели в сторону кредитования более дорогих товаров и за счет роста средней суммы чека поддержать падающий портфель, то теперь им приходится выдавать небольшие по сумме кредиты в разных сегментах рынка",— констатирует гендиректор Frank Research Group Юрий Грибанов. Впрочем, по его оценкам, справиться с падением объемов портфелей это им вряд ли поможет.

Валерия Францева

Поделитесь с друзьями
Оставить комментарий
Еще от Ъ-Газета