Курсы валют
USD 64,1528 0,4721
EUR 68,4703 0,8541
USD 63,8 800 0,0025
EUR 68, 1575 0,0850
USD 63,8333 0,0000
EUR 68,08 51 0,0009
USD 64,0000 64,2300
EUR 68,1000 68,2300
покупка продажа
64,0000 64,2300
68,1000 68,2300
28.11 — 05.12
64,7500
69,7500
BRENT 54,36 0,15
Золото 1176,77 0,11
ММВБ 2128,99 −0,20
Главная Новости Новости экономики Грозит ли россиянам пенсия
Анонс "Ведомостей" на 2 марта 2015 г.

Анонс "Ведомостей" на 2 марта 2015 г.

Источник: Рамблер-Финансы|
07:00 2 марта 2015
Пенсионная реформа, проводимая в России, вызывает споры и среди чиновников, и в обществе. О том, на что рассчитывать россиянам, в нашем материале.
Анонс
depositphotos.com
Фото: depositphotos.com

В начале двухтысячных годов правительство страны заметило начинающийся дисбаланс пенсионной системы и стали выдвигаться различные возможные решения.

Ситуация не была критической, но признаки надвигающегося демографического кризиса намекали на серьезную проблему для экономической и социальной сферы страны.

Тогда же было решено, что поскольку государственная система пенсий СССР разрушена (ответственность государства за весь объем выплат пенсий), распределительная система с нагрузкой справиться не может уже сейчас и не сможет потом (ответственность Пенсионного Фонда России за весь объем выплат при помощи государства), значит нужно использовать новый подход к балансу между работниками и пенсионерами. Была выдвинута идея накопительной пенсии для граждан, когда каждый человек откладывает на себя средства и по выходу на пенсию ими пользуется. Для тех, кто по разным причинам не сможет накопить на минимальную пенсию, оставить социальную пенсию по старости. Идея была изначально нереалистичной, поэтому в нее стали вносить поправки: накопительную пенсию вводить решили постепенно, по частям и в сроки, измеряемые десятилетиями.

В первое десятилетие ПФР создал систему персонифицированного учета, довел систему до рабочего состояния, были определены категории граждан по годам рождения на присоединение к накопительной системе, заработала связка по управлению пенсионными деньгами (схема отлично себя зарекомендовала в других странах): администратор счетов – Пенсионный Фонд; организация, управляющая деньгами со счетов – управляющая компания; хранилище, где непосредственно лежат деньги ВСЕХ будущих пенсионеров – специализированный депозитарий ВТБ (сейчас имеет такое название). Немного позже в пенсионную систему вошли негосударственные пенсионные фонды, развернувшие бурную деятельность, развившие инфраструктуру пенсионного рынка и ознакомившие большинство граждан с их правами в этой сфере.

Система стала накапливать ресурсы и перераспределять их через фондовый рынок только внутри страны. В то же время выяснилось, что система работает, в-основном, с бюджетными деньгами и доступ к пенсионным «длинным» деньгам имеют далеко не все, кому требуется. После кризиса 2008 года правительство заметило, что в пенсионной системе накопилась приличная сумма, которую легко забрать, а дефицит бюджета ПФР растет все быстрее.

«Смена поколений» чиновников прошла успешно и «старые новые» ответственные лица стали усиленно интересоваться, почему деньги не потратить сейчас, а потом произойдет следующая смена поколений и проблемы будут уже для других. Второе десятилетие пенсионной реформы началось с изменений, направленных на возвращение к ситуации двухтысячных годов. Переход обратно к полностью распределительной системе подается, как давно назревшее решение, идет дискредитация накопительной системы, а недостаток ресурсов предлагается решить радикально с: повышения пенсионного возраста, полной ликвидации накопительного компонента, полной или частичной отмены досрочных пенсий, повышения минимального стажа, изменения порядка получения социальной пенсии по старости.

Часть правительства настаивает на немедленном решении и, как обычно, потом будет «бороться» с последствиями. Другая часть правительства (занимающаяся вопросом) предлагает решать пенсионную проблему постепенно (несколько лет еще имеется). Обе группы не могут просчитать до конца всех необходимых мер, поскольку изменение по одному параметру «пенсионный возраст» влечет за собой изменение по социальному, медицинскому обеспечению, физической подготовке, десяткам отраслей экономики, а  изменение по повышению минимального стажа предполагает официальную занятость граждан, чего пока обеспечить им сложновато. Отмена накопительного компонента выглядит оригинальным экспериментом над страной – большая часть граждан ногами и руками проголосовало за его сохранение, введение программы софинансирования начало восстанавливать доверие к пенсионной системе, но «вдруг» пошел откат.

Нам вводят балльную систему расчета трудовых пенсий, зависящих от реального наполнения бюджета ПФР (с его уже имеющимся дефицитом в триллионы рублей) и говорят, что это будет выгодно. Посчитать, правда, не получится самому – параметры меняются ежегодно, даже те, что написаны в конкретных цифрах:

СП = (ФВ х КПВ) + (ИПК х КПВ) х СПК, где:

СП – страховая пенсия в году назначения пенсии;

ФВ – фиксированная выплата;

ИПК – индивидуальный пенсионный коэффициент, равный сумме всех годовых пенсионных коэффициентов гражданина;

СПК – стоимость одного пенсионного коэффициента в году назначения пенсии;

КПВ – премиальные коэффициенты за выход на пенсию позже общеустановленного пенсионного возраста (имеет разные значения для ФВ и СП).

Что можно разложить на более полную формулу:

 

Расчет пенсии граждан, имеющих только страховую часть пенсии на конкретный период её оформления

Стоимость балла зависит от ежегодного постановления правительства и количество баллов здесь играет опосредованную роль. К сожалению, система будет работать, как пособие по старости еще минимум 15 лет. Реально осуществленные изменения (любые) ослабят давление демографического кризиса, но не смогут его победить. Выбор у правительства стоит не только в наполнении бюджета пенсионного фонда, но и в создании новых рабочих мест для молодежи и старшего поколения, уплате страховых взносов на всех работающих граждан в полном объеме, изменения подходов к здоровью, спорту и образованию.

Главный нюанс по всем этим изменениям – ни в одной стране мира так и не добились реального постоянного снижения давления на пенсионную систему с помощью всех вышеперечисленных мер. Накопительный компонент сейчас служит больше инструментом для внутренних инвестиций, свою эффективность он докажет только через 10-12 лет у первых, принявших эту систему, стран. Вперед выходит еще один момент – введение пенсионной системы тормозит демографическую составляющую государства. Обеспеченные люди имеют другие приоритеты и меньше рождается детей, старшее поколение позже уходит с хорошей работы и молодежь не может вовремя туда устроиться (перенять опыт), что приводит к ухудшению экономики. Количество трудоспособных граждан падает, растет теневой рынок, размер отчислений в пенсионную систему падает – система приводится в состояние ухудшения положения всех категорий граждан и решить проблему можно только с помощью прогресса либо большего количества ресурсов на человека. На планете ресурсы ограничены, а прогресс двигается лучше всего в империях или подобных структурах, т.е. при экспансии или войне.

Поиск решения для реального прироста пенсий в обозримом будущем ведется постоянно, изучается опыт других стран, другие страны уже не один год изучают наш опыт. Вывод напрашивается только один – пенсия в России останется пособием, размеры которого будут варьироваться в разные стороны, но иметь уравнительный характер. При выходе на заслуженный отдых, как и за все время существования человечества, помогут собственные накопления и дети. Правильное воспитание и постоянное откладывание небольшой части средств позволят жить полной жизнью в старшем возрасте, что доступно и понятно только «после».  

Сергей Звенигородский, начальник отдела розничных продуктов «СОЛИД Менеджмент»

Специально для «Рамблер Финансы»

Поделитесь с друзьями
Оставить комментарий