Курсы валют
USD 59,6067 0,2367
EUR 63,2308 0,1086
USD 59,8 900 0,0100
EUR 63,48 25 0,0025
USD 59,8943 0,0000
EUR 63,4865 0,0000
USD 59,7100 59,8500
EUR 63,3400 63,4500
покупка продажа
59,7100 59,8500
63,3400 63,4500
16.01 — 23.01
59,2200
62,9500
BRENT 55,38 0,00
Золото 1202,69 −0,01
ММВБ 2189,07 −0,02
Главная Новости Аналитика Малый бизнес не пускают в госсектор
Малый бизнес не пускают в госсектор

Малый бизнес не пускают в госсектор

Источник: Ъ-Газета |

Минэкономики предложило снизить квоту малого бизнеса в госзакупках в 2015 году с 18% до 9%. Министерство объясняет инициативу сосредоточением закупок крупных заказчиков в первой половине года. В предпринимательском объединении "Клуб лидеров", проверявшем выполнение "дорожной карты" по расширению доступа малого и среднего бизнеса к закупкам госкомпаний, отмечают, что оно затрудняется сложностью требований к поставщикам и дороговизной необходимых процедур. По мнению экспертов, 18-процентную квоту для малого бизнеса могут выделить не все госкомпании: чтобы сделать это, им придется выносить непрофильные виды деятельности на аутсорсинг.

Минэкономики опубликовало проект поправок к постановлению правительства от 11 декабря 2014 года N1352, который предлагает снизить долю малых и средних предприятий в закупках крупных госзаказчиков с 18% до 9% с учетом субподряда, а долю прямых договоров — с 10% до 5%. Документ появился на портале раскрытия правовой информации regulation.gov.ru. Как отмечает министерство, "учитывая... осуществление большей части закупок и заключение договоров в первой половине календарного года, осуществление заказчиками годового объема закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства в течение второго полугодия 2015 года представляется сложно выполнимой задачей". О том, что целевые показатели "дорожной карты" по расширению доступа малого и среднего бизнеса к закупкам компаний с госучастием в этом году могут быть не достигнуты, рассказали "Ъ" и в предпринимательском объединении "Клуб лидеров", которое проводит "контрольные закупки" выполнения "дорожных карт" на практике, но там причиной называют нерасторопность закупщиков в наращивании участия таких предпринимателей в поставках.

Напомним, постановление о введении квот на участие малого бизнеса в закупках премьер-министр Дмитрий Медведев подписал в декабре 2014 года. С 1 июля 2015 года в закупках госкомпании с выручкой более 10 млрд руб. доля поставок от некрупных компаний должна составить минимум 18% (с учетом субподряда) и 10% в виде прямых договоров. Ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение в явном виде нет, отмечает глава направления "Новый бизнес" АСИ, председатель "Клуба лидеров" Артем Аветисян. В то же время, по его словам, с 1 января 2016 года госкомпании, которые не будут выполнять план по закупкам у МСП, попадут под регулирование закона о госзакупках (44-ФЗ), что будет означать для заказчика "более строгую систему планирования и проведения закупок".

Среди основных препятствий для малого и среднего бизнеса предприниматели, опрошенные "Клубом лидеров" в рамках "контрольных закупок" по "дорожной карте", отмечают затратность размещения заявки и низкие шансы на получение заказа. "Сотни разных электронных торговых площадок, у каждой свои правила, зачастую слишком сложные, компании необходимо иметь отдельного сотрудника, который бы мониторил заявки,— пишут участники опроса.— Главная проблема заключается в том, что большое количество заявок изначально сформулировано под "своего" поставщика, в том числе в виде дополнительных требований в виде дорогостоящей добровольной сертификации".

Сейчас пилотные программы действуют у четырех госкомпаний ("Газпром", "Россети", РЖД, "Автодор"), они были запущены еще в декабре 2013 года. По словам общественного представителя АСИ в Москве Дмитрия Волкова, в лидерах — "Автодор", где показатель уже превысил планку 18%, однако в большинстве госкомпаний ситуация "далека от переломной". Впрочем, по словам гендиректора Национальной ассоциации институтов закупок Сергея Габестро, единая для всех норма грозит и тем, что для выполнения плана госкомпании станут попросту выделять из основного бизнеса непрофильные виды деятельности — от столовых до бухгалтерии. Для того же, чтобы МСП действительно получили доступ к закупкам, необходимо учитывать отраслевую и региональную специфику и проводить предквалификацию поставщиков, иначе уйти от ручного режима их выбора вряд ли удастся, полагает эксперт.

Татьяна Едовина, Олег Сапожков

Поделитесь с друзьями
Оставить комментарий
Рубрики
Аналитика
Еще от Ъ-Газета