Курсы валют
USD 64,1528 0,4721
EUR 68,4703 0,8541
USD 63,8 800 0,0025
EUR 68, 1575 0,0850
USD 63,8333 0,0000
EUR 68,08 51 0,0009
USD 64,0000 64,2300
EUR 68,3000 68,4300
покупка продажа
64,0000 64,2300
68,3000 68,4300
28.11 — 05.12
65,7000
67,3000
BRENT 54,36 0,15
Золото 1175,89 0,01
ММВБ 2128,99 −0,20
Главная Новости Аналитика Закрытый "Космос"
Закрытый "Космос"

Закрытый "Космос"

Источник: Ъ-Деньги|
17:36 15 июня 2015
Кто ответит за главный московский долгострой.
Закрытый
Фото: Василий Шапошников / Коммерсантъ

Глава обанкротившегося НПО "Космос" Андрей Черняков объявлен в розыск и обвинен в хищении 11,5 млрд руб. Жуликом или жертвой обстоятельств был строитель Алабяно-Балтийского тоннеля, разбиралась корреспондент ВАЛЕРИЯ ХАМРАЕВА.

 

"Алабяно-Балтийский тоннель" — словосочетание, способное довести жителей Северо-Западного района столицы до истерики. НПО "Космос" начало строить подземную дорогу в 2006 году, а два года назад была открыта только ее правая сторона. Тоннель стал самым дорогим дорожным долгостроем в Москве, если не в мире: на его строительство планировали потратить 7 млрд руб., к сегодняшнему дню потратили 70 млрд руб., а сроки увеличились с двух лет минимум до девяти.

 

На прошлой неделе стало известно, что в отношении главы НПО "Космос" Андрея Чернякова заведено несколько уголовных дел, в частности за хищение 11,5 млрд руб. у Банка Москвы. Сам он в розыске, предположительно бежал за границу. Компания существовала на российском рынке с 1991 года и брала на себя постройку самых крупных инфраструктурных проектов, однако информации о ней и ее создателе немного, и судить о том, стал ли он жертвой обстоятельств или на самом деле мошенник, приходится по крайне скудным сведениям.

 

Выход в свет

 

Андрей Черняков родился в Москве в 1959 году. Окончил Московский институт химического машиностроения. Доктор технических наук, владеет 25 патентами на изобретения, опубликовал множество научных трудов.

 

НПО "Космос" Черняков создал сразу после развала СССР, в 1991 году, на базе Государственного научно-исследовательского института химии и технологии элементоорганических соединений. Компания действительно должна была иметь отношение к химии, а не к космосу: полное ее название — "Кремнеорганические соединения "Москва"", однако занялась дорожным строительством. Начинали в регионах: в Перми вели фасадные работы, в Волгограде строили аэропорт, а к началу 2000-х добрались до Москвы. Дебютный выход состоялся сразу на крупном и скандальном объекте — Лефортовском тоннеле. Две компании-застройщика — "Трансстрой" и известное в узких кругах ООО "Организатор" — уже отбивались к тому времени от обвинений в хищениях на объекте. "Космос" предложил достроить тоннель и сохранить исторический облик района Лефортово.

 

С этого момента концерн стал выигрывать тендеры один за другим. Его манеру отбивать у конкурентов право на постройку назвали новым видом рейдерства (впрочем, рейдерством тогда называли все подряд), на самом же деле НПО сильно занижало стоимость и сроки строительства при подаче заявок. В результате "Космос" получил право на реставрацию здания Манежа после пожара, комплекса "Царицыно", транспортные развязки на КАД в Санкт-Петербурге. Правда, стройка каждого объекта растягивалась на долгое время, а смета увеличивалась ввиду непредвиденных обстоятельств. Однако больше всего проблем "Космосу" принесли спортивный комплекс "Академия дзюдо" и так и не завершенный Алабяно-Балтийский тоннель.

 

От суда к суду

 

Лето этого года началось для Чернякова необычно: столько внимания к его персоне в СМИ не было уже давно, а может, и никогда. За первую неделю июня глава НПО "Космос" оказался фигурантом сразу двух судебных разбирательств. Вначале подмосковная полиция объявила его в розыск, обвинив в мошенничестве при строительстве здания Академии дзюдо в Звенигороде. Черняков якобы не выполнил свою часть работы и подделал документы, описав в них действия, которых не совершал.

 

Построить академию Национальный союз ветеранов дзюдо и администрация Звенигорода хотели еще в 2006 году, но организации не хватило средств, поэтому "Космосу" предложили быть третьим соинвестором, утверждает адвокат Чернякова Руслан Коблев.

 

Неизвестно, на что рассчитывал, инвестируя в проект, Черняков, который никогда не увлекался дзюдо. Администрация города обязалась провести коммуникации и построить понижающую трансформаторную подстанцию (ПТП). На эти нужды из бюджета выделили 100 млн руб. Коблев подчеркивает, что Черняков вложил в строительство академии чуть больше 1 млрд руб., а после того, как город не исполнил обязательства, решил вместо ПТП за свой счет установить дизельную котельную.

 

"Если бизнесмен подарил городу 1 млрд руб. и вдобавок взял на себя оплату коммуникаций — сферу ответственности администрации,— то обвинять его в том, что он украл 39 млн руб., просто какой-то абсурд. Он скорее потерпевший",— уверен Коблев. В мае 2012 года Владимир Путин посетил открывшуюся академию и оставил на стене подпись, но для инвестора, как выяснилось, это был вовсе не хеппи-энд.

 

Второе обвинение поступило от Банка Москвы, на кредиты которого "Космос" в последние годы строил все проекты, в том числе Алабяно-Балтийский тоннель.

 

Банк выдал НПО "Космос" 11,5 млрд руб., которые, как утверждает кредитор, были перечислены на счета дочерних и аффилированных фирм. Черняков выступал гарантом возврата средств, а в качестве залога фигурировала только его подмосковная дача. Адвокат, правда, утверждает, что дача расположена на 2 га дорогой земли и стоит около полумиллиарда рублей, но кредитор находит оценку завышенной. Банк обвиняет Чернякова еще и в том, что он фиктивно развелся со второй женой Екатериной и по условиям брачного договора выплатил ей 500 млн руб. По словам адвоката, развод не фиктивный: Черняков уехал за границу жить уже с новой семьей, деньги по брачному договору Екатерина не получила, а получила две свои же московские квартиры, которые Черняков, пока состоял в браке, якобы на себя переписал, квартиру Чернякова в Брюсовом переулке и деревянный сруб в Люберцах.

 

Коблев считает, что активная деятельность следствия и судов и их полная открытость для СМИ не что иное, как "травля" и "заказная кампания" против бизнесмена.

 

Смена команды

 

На самом деле до 2010 года дела НПО "Космос" шли весьма успешно. Черняков стал своим в команде Юрия Лужкова, получил от него несколько десятков медалей и грамот, в 2009 году присутствовал на праздновании его юбилея. Был дружен и с тогдашним главой стройкомплекса Владимиром Ресиным — впрочем, в книге "Москва в лесах", в которой могущественный заместитель мэра хотел отобразить "все подробности обретения Москвой нового облика", об НПО "Космос" нет ни слова.

 

Как рассказал "Деньгам" один из крупных московских застройщиков, репутация у компании в профессиональном сообществе всегда была приличная: "Конечно, все знали, что откаты при дорожном строительстве составляют не меньше 40%, зато считалось, что НПО "Космос" строит качественно, тут уж претензий не было".

 

Нельзя сказать, что при новом градоначальнике "Космос" стали намеренно уничтожать: в 2011 году у НПО было 15 контрактов на 22,9 млрд руб., годовая выручка (по данным Forbes) составила 15,5 млрд руб. В 2012 году компания получила девять проектов на 7,7 млрд руб., а вот в 2013-м — один, но на 5 млрд руб. Однако именно 2010-2013 годы оказались для "Космоса" разрушительными, главным образом из-за нехватки средств. Фатальным стал проект Алабяно-Балтийского тоннеля.

 

Тендер на постройку объекта компания Чернякова выиграла еще в 2007 году. На тот момент "Космос" уже мог похвастаться завершенным Лефортовским тоннелем. На руку оказалась и дружба с Ресиным, которой не было у двух конкурентов "Космоса" — "Трансстроя" и "Мостотреста". Впрочем, одного знакомства с руководством столицы для победы в тендере было недостаточно: "Космос" занизил суммарную цену строительства Волоколамского, Алабяно-Балтийского и реконструкции Ленинградского тоннелей на 6 млрд руб. в первом аукционе и на 4 млрд руб. во всех остальных. Общая стоимость развязки составила 85,8 млрд руб.

 

Еще на этапе планировки Алабяно-Балтийского тоннеля стало понятно, что это очень сложный объект. Дорога пролегает не просто под шоссе, а под Волоколамским и Ленинградским тоннелями и Замоскворецкой линией метро на глубине примерно 25 м. А под тоннелем протекает подземная река Таракановка, которую пришлось заключить в новый коллектор.

 

В таких условиях грунтовые воды могли начать заливать тоннель и создавать пустоты под домами. Черняков выкупил итальянскую фирму, владеющую специальной технологией горизонтального бурения: вода выкачивалась из грунта и на ее место тут же заливалась бетонная смесь, что позволило избежать проседания земли и обвала домов. Дополнительные траты составили около 6 млрд руб.

 

Как рассказал Руслан Коблев, строительство такого сложного объекта должно вестись этапами, каждый из которых согласуется в мэрии. К моменту ухода с поста Юрия Лужкова все согласованные этапы стройки были пройдены. Однако в октябре 2010 года стройка подвисла: новое руководство Москвы не могло решить, насколько целесообразен тоннель и нужно ли продолжать его прокладывать. Почти год, с октября 2010 по август 2011 года, стройка на объекте не велась.

 

Навязали и выгнали

 

Решение возобновить стройку было принято в марте 2011 года, причем Алабяно-Балтийский тоннель стал частью Северо-Западной хорды. Об этом департамент строительства Москвы сообщил Банку Москвы в письме, в котором указал и на необходимость привлечения НПО "Космос" к работам и выдачи организации кредита.

 

По словам Коблева, у него на руках есть несколько официальных писем на имя председателя правления Банка Москвы Михаила Кузовлева, в которых столичная администрация берет на себя ответственность за кредиты, выдаваемые на имя Чернякова. Адвокат считает кредиты "навязанными": Алабяно-Балтийский тоннель — проект города, а не частная постройка НПО "Космос", поэтому логично, что все затраты, связанные с тоннелем, ложатся на плечи московского правительства, а оно, не имея возможности расплатиться с подрядчиком, вынудило его взять кредит под собственное поручительство.

 

Город обещал рассчитаться с "Космосом", но в 2013 году размер кредитов достиг 9 млрд руб., обслуживание по ним — 3 млрд руб., а у НПО не было средств на их погашение: правительство Москвы так и не выделило их. "Космос" стал банкротом. Сотрудники компании не получали зарплаты, начались недовольства, люди стали выходить на пикеты с лозунгом "Черняков — вор".

 

Между тем Черняков пытался урегулировать вопросы с Банком Москвы. В конце 2013 года банк решил продолжить финансирование работ и открыть новую кредитную линию. Одним из условий сделки стало личное поручительство Чернякова по всем кредитам, которое он сразу дал, чтобы сохранить бизнес.

 

Однако это не помогло: уже в марте 2014 года финансирование вновь приостановилось, а все кредиты были объявлены просроченными. По словам Коблева, бизнеса как такового у Чернякова на тот момент уже не осталось, поэтому фактическое руководство компанией он передал банку и уехал за границу.

 

В мэрии на официальный запрос "Денег" не ответили и подтвердить или опровергнуть информацию не смогли. В пресс-службе ВТБ, в который входит теперь Банк Москвы, говорить на эту тему отказались, отметив только, что банк не получал "от Андрея Чернякова никаких денежных средств в рамках погашения его обязательств по кредитному договору".

 

Сегодня Чернякову только по делу о кредитах грозит до десяти лет лишения свободы. С учетом того, что бизнесмен уже объявлен в розыск, а следствие хочет просить суд о заочном аресте, он, скорее всего, будет доступен для экстрадиции из других стран. При этом адвокат утверждает, что Черняков готов защищаться, так как не сделал ничего противозаконного.

 

Тем временем строительство Алабяно-Балтийского тоннеля продолжается: очередная дата его завершения — конец этого года. После банкротства НПО "Космос" стройкой тоннеля занялся "Мосинжпроект", принадлежащий городской администрации. В то же время целесообразность такой сложной развязки в районе Сокол вызывает вопросы уже и у городских властей. Ранее заместитель мэра Москвы по градостроительной политике и строительству Марат Хуснуллин уже называл Алабяно-Балтийский тоннель самым дорогим и сложным долгостроем столицы, который тем не менее будет введен в эксплуатацию в 2015 году. Что, впрочем, по его словам, не решит транспортную проблему Сокола, так как ''причина пробок в том, что, к сожалению, в генплане города до сих пор до конца не учтен рост автомобилизации".

Поделитесь с друзьями
Оставить комментарий
Еще от Ъ-Деньги