Курсы валют
USD 59,1312 0,0916
EUR 69,5619 −0,0281
USD 59,0 650 0,0400
EUR 69,7 300 −0,0200
USD 59,0 970 0,0361
EUR 69, 7396 0,0469
USD 59,1000 59,2500
EUR 69,7000 69,8200
покупка продажа
59,1000 59,2500
69,7000 69,8200
28.08 — 04.09
59,2300
69,4800
BRENT 52,53 −0,04
Золото 1288,10 −0,20
ММВБ 1958,52 0,30
Главная Новости Аналитика Закрытый "Космос"
Закрытый "Космос"

Закрытый "Космос"

Источник: Ъ-Деньги |

Глава обанкротившегося НПО "Космос" Андрей Черняков объявлен в розыск и обвинен в хищении 11,5 млрд руб. Жуликом или жертвой обстоятельств был строитель Алабяно-Балтийского тоннеля, разбиралась корреспондент ВАЛЕРИЯ ХАМРАЕВА.

 

"Алабяно-Балтийский тоннель" — словосочетание, способное довести жителей Северо-Западного района столицы до истерики. НПО "Космос" начало строить подземную дорогу в 2006 году, а два года назад была открыта только ее правая сторона. Тоннель стал самым дорогим дорожным долгостроем в Москве, если не в мире: на его строительство планировали потратить 7 млрд руб., к сегодняшнему дню потратили 70 млрд руб., а сроки увеличились с двух лет минимум до девяти.

 

На прошлой неделе стало известно, что в отношении главы НПО "Космос" Андрея Чернякова заведено несколько уголовных дел, в частности за хищение 11,5 млрд руб. у Банка Москвы. Сам он в розыске, предположительно бежал за границу. Компания существовала на российском рынке с 1991 года и брала на себя постройку самых крупных инфраструктурных проектов, однако информации о ней и ее создателе немного, и судить о том, стал ли он жертвой обстоятельств или на самом деле мошенник, приходится по крайне скудным сведениям.

 

Выход в свет

 

Андрей Черняков родился в Москве в 1959 году. Окончил Московский институт химического машиностроения. Доктор технических наук, владеет 25 патентами на изобретения, опубликовал множество научных трудов.

 

НПО "Космос" Черняков создал сразу после развала СССР, в 1991 году, на базе Государственного научно-исследовательского института химии и технологии элементоорганических соединений. Компания действительно должна была иметь отношение к химии, а не к космосу: полное ее название — "Кремнеорганические соединения "Москва"", однако занялась дорожным строительством. Начинали в регионах: в Перми вели фасадные работы, в Волгограде строили аэропорт, а к началу 2000-х добрались до Москвы. Дебютный выход состоялся сразу на крупном и скандальном объекте — Лефортовском тоннеле. Две компании-застройщика — "Трансстрой" и известное в узких кругах ООО "Организатор" — уже отбивались к тому времени от обвинений в хищениях на объекте. "Космос" предложил достроить тоннель и сохранить исторический облик района Лефортово.

 

С этого момента концерн стал выигрывать тендеры один за другим. Его манеру отбивать у конкурентов право на постройку назвали новым видом рейдерства (впрочем, рейдерством тогда называли все подряд), на самом же деле НПО сильно занижало стоимость и сроки строительства при подаче заявок. В результате "Космос" получил право на реставрацию здания Манежа после пожара, комплекса "Царицыно", транспортные развязки на КАД в Санкт-Петербурге. Правда, стройка каждого объекта растягивалась на долгое время, а смета увеличивалась ввиду непредвиденных обстоятельств. Однако больше всего проблем "Космосу" принесли спортивный комплекс "Академия дзюдо" и так и не завершенный Алабяно-Балтийский тоннель.

 

От суда к суду

 

Лето этого года началось для Чернякова необычно: столько внимания к его персоне в СМИ не было уже давно, а может, и никогда. За первую неделю июня глава НПО "Космос" оказался фигурантом сразу двух судебных разбирательств. Вначале подмосковная полиция объявила его в розыск, обвинив в мошенничестве при строительстве здания Академии дзюдо в Звенигороде. Черняков якобы не выполнил свою часть работы и подделал документы, описав в них действия, которых не совершал.

 

Построить академию Национальный союз ветеранов дзюдо и администрация Звенигорода хотели еще в 2006 году, но организации не хватило средств, поэтому "Космосу" предложили быть третьим соинвестором, утверждает адвокат Чернякова Руслан Коблев.

 

Неизвестно, на что рассчитывал, инвестируя в проект, Черняков, который никогда не увлекался дзюдо. Администрация города обязалась провести коммуникации и построить понижающую трансформаторную подстанцию (ПТП). На эти нужды из бюджета выделили 100 млн руб. Коблев подчеркивает, что Черняков вложил в строительство академии чуть больше 1 млрд руб., а после того, как город не исполнил обязательства, решил вместо ПТП за свой счет установить дизельную котельную.

 

"Если бизнесмен подарил городу 1 млрд руб. и вдобавок взял на себя оплату коммуникаций — сферу ответственности администрации,— то обвинять его в том, что он украл 39 млн руб., просто какой-то абсурд. Он скорее потерпевший",— уверен Коблев. В мае 2012 года Владимир Путин посетил открывшуюся академию и оставил на стене подпись, но для инвестора, как выяснилось, это был вовсе не хеппи-энд.

 

Второе обвинение поступило от Банка Москвы, на кредиты которого "Космос" в последние годы строил все проекты, в том числе Алабяно-Балтийский тоннель.

 

Банк выдал НПО "Космос" 11,5 млрд руб., которые, как утверждает кредитор, были перечислены на счета дочерних и аффилированных фирм. Черняков выступал гарантом возврата средств, а в качестве залога фигурировала только его подмосковная дача. Адвокат, правда, утверждает, что дача расположена на 2 га дорогой земли и стоит около полумиллиарда рублей, но кредитор находит оценку завышенной. Банк обвиняет Чернякова еще и в том, что он фиктивно развелся со второй женой Екатериной и по условиям брачного договора выплатил ей 500 млн руб. По словам адвоката, развод не фиктивный: Черняков уехал за границу жить уже с новой семьей, деньги по брачному договору Екатерина не получила, а получила две свои же московские квартиры, которые Черняков, пока состоял в браке, якобы на себя переписал, квартиру Чернякова в Брюсовом переулке и деревянный сруб в Люберцах.

 

Коблев считает, что активная деятельность следствия и судов и их полная открытость для СМИ не что иное, как "травля" и "заказная кампания" против бизнесмена.

 

Смена команды

 

На самом деле до 2010 года дела НПО "Космос" шли весьма успешно. Черняков стал своим в команде Юрия Лужкова, получил от него несколько десятков медалей и грамот, в 2009 году присутствовал на праздновании его юбилея. Был дружен и с тогдашним главой стройкомплекса Владимиром Ресиным — впрочем, в книге "Москва в лесах", в которой могущественный заместитель мэра хотел отобразить "все подробности обретения Москвой нового облика", об НПО "Космос" нет ни слова.

 

Как рассказал "Деньгам" один из крупных московских застройщиков, репутация у компании в профессиональном сообществе всегда была приличная: "Конечно, все знали, что откаты при дорожном строительстве составляют не меньше 40%, зато считалось, что НПО "Космос" строит качественно, тут уж претензий не было".

 

Нельзя сказать, что при новом градоначальнике "Космос" стали намеренно уничтожать: в 2011 году у НПО было 15 контрактов на 22,9 млрд руб., годовая выручка (по данным Forbes) составила 15,5 млрд руб. В 2012 году компания получила девять проектов на 7,7 млрд руб., а вот в 2013-м — один, но на 5 млрд руб. Однако именно 2010-2013 годы оказались для "Космоса" разрушительными, главным образом из-за нехватки средств. Фатальным стал проект Алабяно-Балтийского тоннеля.

 

Тендер на постройку объекта компания Чернякова выиграла еще в 2007 году. На тот момент "Космос" уже мог похвастаться завершенным Лефортовским тоннелем. На руку оказалась и дружба с Ресиным, которой не было у двух конкурентов "Космоса" — "Трансстроя" и "Мостотреста". Впрочем, одного знакомства с руководством столицы для победы в тендере было недостаточно: "Космос" занизил суммарную цену строительства Волоколамского, Алабяно-Балтийского и реконструкции Ленинградского тоннелей на 6 млрд руб. в первом аукционе и на 4 млрд руб. во всех остальных. Общая стоимость развязки составила 85,8 млрд руб.

 

Еще на этапе планировки Алабяно-Балтийского тоннеля стало понятно, что это очень сложный объект. Дорога пролегает не просто под шоссе, а под Волоколамским и Ленинградским тоннелями и Замоскворецкой линией метро на глубине примерно 25 м. А под тоннелем протекает подземная река Таракановка, которую пришлось заключить в новый коллектор.

 

В таких условиях грунтовые воды могли начать заливать тоннель и создавать пустоты под домами. Черняков выкупил итальянскую фирму, владеющую специальной технологией горизонтального бурения: вода выкачивалась из грунта и на ее место тут же заливалась бетонная смесь, что позволило избежать проседания земли и обвала домов. Дополнительные траты составили около 6 млрд руб.

 

Как рассказал Руслан Коблев, строительство такого сложного объекта должно вестись этапами, каждый из которых согласуется в мэрии. К моменту ухода с поста Юрия Лужкова все согласованные этапы стройки были пройдены. Однако в октябре 2010 года стройка подвисла: новое руководство Москвы не могло решить, насколько целесообразен тоннель и нужно ли продолжать его прокладывать. Почти год, с октября 2010 по август 2011 года, стройка на объекте не велась.

 

Навязали и выгнали

 

Решение возобновить стройку было принято в марте 2011 года, причем Алабяно-Балтийский тоннель стал частью Северо-Западной хорды. Об этом департамент строительства Москвы сообщил Банку Москвы в письме, в котором указал и на необходимость привлечения НПО "Космос" к работам и выдачи организации кредита.

 

По словам Коблева, у него на руках есть несколько официальных писем на имя председателя правления Банка Москвы Михаила Кузовлева, в которых столичная администрация берет на себя ответственность за кредиты, выдаваемые на имя Чернякова. Адвокат считает кредиты "навязанными": Алабяно-Балтийский тоннель — проект города, а не частная постройка НПО "Космос", поэтому логично, что все затраты, связанные с тоннелем, ложатся на плечи московского правительства, а оно, не имея возможности расплатиться с подрядчиком, вынудило его взять кредит под собственное поручительство.

 

Город обещал рассчитаться с "Космосом", но в 2013 году размер кредитов достиг 9 млрд руб., обслуживание по ним — 3 млрд руб., а у НПО не было средств на их погашение: правительство Москвы так и не выделило их. "Космос" стал банкротом. Сотрудники компании не получали зарплаты, начались недовольства, люди стали выходить на пикеты с лозунгом "Черняков — вор".

 

Между тем Черняков пытался урегулировать вопросы с Банком Москвы. В конце 2013 года банк решил продолжить финансирование работ и открыть новую кредитную линию. Одним из условий сделки стало личное поручительство Чернякова по всем кредитам, которое он сразу дал, чтобы сохранить бизнес.

 

Однако это не помогло: уже в марте 2014 года финансирование вновь приостановилось, а все кредиты были объявлены просроченными. По словам Коблева, бизнеса как такового у Чернякова на тот момент уже не осталось, поэтому фактическое руководство компанией он передал банку и уехал за границу.

 

В мэрии на официальный запрос "Денег" не ответили и подтвердить или опровергнуть информацию не смогли. В пресс-службе ВТБ, в который входит теперь Банк Москвы, говорить на эту тему отказались, отметив только, что банк не получал "от Андрея Чернякова никаких денежных средств в рамках погашения его обязательств по кредитному договору".

 

Сегодня Чернякову только по делу о кредитах грозит до десяти лет лишения свободы. С учетом того, что бизнесмен уже объявлен в розыск, а следствие хочет просить суд о заочном аресте, он, скорее всего, будет доступен для экстрадиции из других стран. При этом адвокат утверждает, что Черняков готов защищаться, так как не сделал ничего противозаконного.

 

Тем временем строительство Алабяно-Балтийского тоннеля продолжается: очередная дата его завершения — конец этого года. После банкротства НПО "Космос" стройкой тоннеля занялся "Мосинжпроект", принадлежащий городской администрации. В то же время целесообразность такой сложной развязки в районе Сокол вызывает вопросы уже и у городских властей. Ранее заместитель мэра Москвы по градостроительной политике и строительству Марат Хуснуллин уже называл Алабяно-Балтийский тоннель самым дорогим и сложным долгостроем столицы, который тем не менее будет введен в эксплуатацию в 2015 году. Что, впрочем, по его словам, не решит транспортную проблему Сокола, так как ''причина пробок в том, что, к сожалению, в генплане города до сих пор до конца не учтен рост автомобилизации".

Поделитесь с друзьями
Оставить комментарий
Еще от Ъ-Деньги