Курсы валют
USD 61,3222 0,4639
EUR 75,6532 0,2498
USD 61, 4000 0,0025
EUR 75,4 650 0,0175
USD 61,3 920 0,0550
EUR 75, 4831 0,1611
USD 61,3000 61,3000
EUR 75,5500 75,5500
покупка продажа
61,3000 61,3000
75,5500 75,5500
23.04 — 30.04
60,9000
75,0200
BRENT 73,71 100,00
Золото 1333,47 0,00
ММВБ 2285,53 0,01
Главная Новости Аналитика Гибкость — лучшая политика для торговых центров в условиях кризиса
Эксперты подвели итоги первого полугодия 2015 года на рынке торговой недвижимости

Эксперты подвели итоги первого полугодия 2015 года на рынке торговой недвижимости

Источник: BFM.RU |

В Москве пустует 9% торговых площадей, но в некоторых ТЦ этот показатель достигает 90%. ТЦ приходится быть креативными в том, что касается привлечения покупателей — те сейчас не склонны к лишним тратам.

 

Итоги первого полугодия 2015 года на рынке торговой недвижимости оказались гораздо позитивнее прогнозов, которые звучали еще несколько месяцев назад. И хотя в условиях прогрессирующего снижения покупательной способности населения говорить о развитии бизнеса пока не приходится, эксперты склонны считать, что самое худшее уже позади.

 

Согласно исследованию компании Knight Frank, в среднем по рынку уровень пустующих площадей составляет 9,1%, хотя в некоторых ТЦ на момент открытия работает не более 15% магазинов, то есть задействовано всего 10% торговой площади. Разумеется, такая ситуация не могла не привести к вынужденному снижению арендных ставок, которое началось в конце прошлого года и для некоторых категорий арендаторов продолжается до сих пор. К примеру, считается, что больше других от кризиса пострадали магазины аксессуаров и рестораны, которым удалось добиться 15-20% дисконта. Это говорит о том, что условия на рынке в данный момент диктует арендатор. Торговым центрам в такой ситуации приходится проявлять гибкость: в новых договорах аренды, заключенных в 2014-2015 годах, в большинстве случаев указываются различные схемы расчета арендного платежа в зависимости от товарооборота арендатора. При этом активно внедряется практика авансовых выплат.

 

Впрочем, ТЦ, не желающие идти на уступки, делают это не от хорошей жизни: на них, в свою очередь, давят банки-кредиторы. Однако последним тоже приходится быть более сговорчивыми: в качестве обоснования доходной части бюджета торгового проекта некоторые из них стали принимать во внимание расчеты на основе прогнозируемого товарооборота потенциальных арендаторов.

 

При этом в первом полугодии текущего года в эксплуатацию было введено 6 торговых центров общей площадью 778 тысяч квадратных метров, причем 70% из них были запущены в еще в первом квартале.

 

В итоге к концу первого полугодия на рынке экспонируется около 1,5 миллиона квадратных метров торговых площадей в функционирующих торговых центрах и объектах, находящихся на различных этапах строительства. Как утверждают эксперты, такой объем предложения при благоприятных экономических условиях «поглощается» рынком в течение 2-3 лет, но в данном случае этот процесс растянется на более длительный срок.

 

Анна Никандрова

региональный директор департамента торговой недвижимости компании Colliers International

Спрос на новые площади зависит от гибкости арендодателя в предоставляемых арендных условиях и его возможностей идти на уступки, то есть отсутствии жестких привязок к валюте, связанных с выданными валютными кредитами. Сделки заключаются в объектах, собственники которых готовы предлагать особые условия для арендаторов. Это могут быть скидки на короткий срок (3-12 месяцев) с дальнейшим пересмотром, фиксация курса или коридора обменного курса, установление низкой ставки в первый год и ее ежегодное повышение в течение трех лет до достижения объектом заявленных уровней посещаемости, а также установление ставки в формате процента от товарооборота на короткий срок (3-12 месяцев), размер которой в дальнейшем используется для фиксации ставки аренды комфортной для обеих сторон.

 

Но гибкая ценовая политика сейчас — это только половина успеха. Торговые центры вынуждены быть креативными и в вопросах привлечения покупателей, которые в последнее время не склонны к лишним тратам.

 

Константин Ковалев

управляющий партнер компании Blackwood

Для того, чтобы выжить, торговым центрам приходится обращать особое внимание на собственное маркетирование и, возможно, некоторое изменение формата. К примеру, устраивать акции выходного дня, организовывать культурные мероприятия для привлечения большего количества посетителей. В этом смысле особенно непросто приходится новым, пока нераскрученным площадкам, которые рискуют остаться без арендаторов. Проекты, которые уже успели зарекомендовать себя на рынке, пострадали не так сильно. В среднем, они снизили ставки всего на 4-5%, что некритично. Впрочем, пока рано делать какие-то выводы. Ситуация прояснится ближе к осени, когда некоторые ритейлеры могут прийти к выводу о том, что работать с отрицательным результатом уже невозможно. То же касается и ТЦ, которые в итоге могут столкнуться с необходимостью смены собственника.

Пустующие в кризис торговые центры, казалось бы, говорят о «затоваривании» рынка, однако Москва в рейтинге городов России по показателю насыщенности торговыми площадями, в лучшем случае, замыкает первую пятерку. На тысячу жителей здесь приходится только 410 квадратных метров площади, что считается средним показателем для крупных городов. При благоприятных экономических условиях можно было бы говорить о потенциале для роста, однако сейчас девелоперы в компании с ритейлерами об этом и не помышляют: их главная цель — не уйти в минус и остаться на плаву.

 

Екатерина Надрова

Поделитесь с друзьями
Оставить комментарий
Еще от BFM.RU