Курсы валют
USD 58,8987 0,1905
EUR 69,4298 0,0250
USD 58,8 725 0,0525
EUR 69,4 675 0,0275
USD 58, 9187 0,0224
EUR 69, 5239 0,0350
USD 58,8200 59,0300
EUR 69,4700 69,6000
покупка продажа
58,8200 59,0300
69,4700 69,6000
18.12 — 25.12
58,5000
68,5000
BRENT 63,53 0,14
Золото 1256,70 −0,02
ММВБ 2137,88 −0,15
Главная Новости Аналитика Школа молодого миллиардера: три ошибки золотого призера конкурса стартапов
Три ошибки начинающего стартапа

Три ошибки начинающего стартапа

Источник: Forbes.ru |

Наш проект вышел на окупаемость почти год назад — в сентябре 2014 года. Но наградой были не успех и деньги, а понимание, сколько же промахов мы допустили в процессе работы. В первые три месяца работы «в плюс» бизнес быстро набирал обороты: количество заказов увеличилось с пяти почти до сорока в день, а число входящих звонков доходило до сотни. Нужно было одновременно отслеживать множество процессов, а наша команда при этом была невелика – пять человек работали в режиме full time и четверо — на аутсорсе. Мы не были готовы к бурному росту, некоторые «паззлы» выпадали из поля зрения. Вот несколько ошибок, которые мы допустили:

 

«Раздутый» штат

 

Первую серьезную оплошность мы допустили, когда поняли, что поток заказов не ослабевает, а с каждым днем усиливается. Мы видели, что нам катастрофически не хватает диспетчеров, курьеров, секретарей, менеджеров по работе с корпоративными клиентами. Но вместо того, чтобы придумать как оптимизировать обработку и доставку заказов мы начали судорожно набирать людей. Через месяц штат был укомплектован и с работой справлялся. Но никто не вел единую базу клиентов, например, мы не могли подсчитать процент возвращающихся заказчиков, и вся работа была слишком хаотична.

 

Брешь в борту была залатана. Мы выдохнули и огляделись вокруг. Оказалось, что существуют удобные облачные программы для ведения базы клиентов, где можно видеть все покупки, скидки и комментарии. Есть программы для оптимизации службы доставки и наблюдения за заказами, для работы со складом и планом производства. Мы осознали, что число штатных сотрудников неоправданно выросло, а огромную часть их работы могут выполнять программы всего за пару тысяч рублей в месяц. На внедрение и адаптацию этого ПО мы потратили почти столько же времени, сколько на обучение новых сотрудников. За два с половиной месяца из-за неоправданного расширения штата (его сократили до прежних размеров) мы потеряли около 700 000 рублей.

 

Невнимание к бухгалтерии

 

Полноценно отслеживать денежные потоки мы с моим партнером начали только в январе 2015 года. Оказалось, что наш бухгалтер весь 2014 год сдавал неполную отчетность. Добиться от него, какие налоги компания платила, а какие нет, мы так и не смогли. Новый бухгалтер восстанавливает реестры и оценивает размер неуплаченных налогов и штрафов. Ориентировочный долг – 250 000 рублей. Мы продолжаем платить за свое образование….

 

«ПРОСТИТЕЗАСРАНЦЕВ»

 

В конце марта мы расширили ассортимент и перешли на новый сайт. Разработчики писали его специально для нас. По недосмотру часть заказов в течение целого месяца просто исчезала, не попадая к нам. Когда ошибку обнаружили, восстановить данные клиентов было невозможно.

 

Мы сменили разработчиков. Они готовят нам и нашим представителям новые лендинги [развернутые рекламные предложения товара или услуги в виде одностраничного сайта – Forbes]. А пока, чтобы извиниться перед клиентами, мы объявили промо-код на скидку в 50%. При оформлении заказа нужно ввести «ПРОСТИТЕЗАСРАНЦЕВ» и стоимость автоматически уменьшится. Финансовые потери мы оценили в миллион рублей.

 

Франчайзи в свободном полете

 

В начале года мы решили запустить продажу франшизы и заключили несколько договоров концессии в регионах. Тщательно выбирали партнеров — проводили собеседования, некоторые специально приезжали в Москву. Мы снабдили франчайзи информацией о продуктах, провели обучение, отгрузили первые партии товара и дали предпринимателям полную свободу. Мы исходили из благих побуждений – регион региону рознь, все предприниматели – индивидуальности. Многих это повергло в замешательство: люди не знали с чего начать, хаотично пробовали различные каналы продаж или вовсе бездействовали.

 

Мы  почувствовали неладное, когда увидели, что регионы развиваются очень неравномерно. Одни партнеры привлекли сотни подписчиков в социальных сетях, другие даже не зарегистрировали свои страницы. Одни заказывали вторую или третью партии продукта, а другие только разбирались с первой.

 

Мы поняли, что продавать технологически сложный продукт после пары тренингов под силу не каждому опытному бизнесмену.

 

В июле мы изменили программу работы с  франчайзи. Теперь будем их всячески консультировать и поддерживать, начиная от помощи в интернете (создание персональных контент-планов для страничек в социальных сетях, продвижение страниц, настройка  контекстной рекламы), заканчивая схемами сотрудничества с дистрибуторами, идеями для промо-акций и материалами для мерчандайзинга.

 

Теперь мы выпускаем ежемесячный дайджест, в котором рассказываем франчайзи о планах и новых продуктах, а также озвучиваем самые интересные новости, полученные от самих партнеров. В планах — онлайн-конференции по обмену опытом, персональные консультации, мастер-классы. В ближайшие месяцы я планирую лично посетить каждого франчайзи.

 

За обучение «на ошибках» мы заплатили серьезную сумму, которую могли потратить на что-то более полезное. Запуская проект, будьте внимательны и вдумчивы. Если кажется, что все идет хорошо, значит, вы чего-то не замечаете. Дешевле взять паузу, проанализировать ситуацию, спросить совета, чем лететь во весь опор и ломать лес. Разгребать ведь придется тоже вам.

Поделитесь с друзьями
Оставить комментарий
Рубрики
Аналитика
Еще от Forbes.ru