Курсы валют
USD 56,7597 0,1672
EUR 69,2582 0,0852
USD 56, 6225 0,0525
EUR 69,4800 0,0000
USD 56,57 21 0,0021
EUR 69, 5546 0,0714
USD 56,6600 56,7500
EUR 69,4000 69,5000
покупка продажа
56,6600 56,7500
69,4000 69,5000
22.01 — 29.01
57,1200
68,1000
BRENT 68,67 −0,15
Золото 1334,36 −0,03
ММВБ 2290,56 0,10
Главная Новости Аналитика «У нас нет проблем в России»: что будет с PayPal после отделения от eBay
Что будет с PayPal после отделения от eBay

Что будет с PayPal после отделения от eBay

Источник: Forbes.ru |
Платежный сервис PayPal «развелся» с интернет-аукционом eBay и стремительно дорожает на бирже. Как бизнес американской компании развивается в России в эпоху санкций?
Что будет с PayPal после отделения от eBay
Фото: Getty Images

20 июля 2015 года глобальная PayPal завершила процедуру разделения с eBay Inc., в состав которой входила с 2002 года, и тут же вернулась на NASDAQ в качестве независимой компании (через неделю торгов капитализация PayPal была выше, чем у eBay в 1,3 раза). Как развивается бизнес компании в России и как скажется на нем отделение от интернет-аукциона?

 

«Питера Тиля я не встречал. Элона Маска видел. Правда, не в офисе, а на конференции», — говорит Владимир Малюгин, председатель правления PayPal Russia. После отделения, по его словам, ничего не изменилось. «Я и раньше подчинялся главе европейского PayPal. Коллеги из российского eBay переехали в офис в Москва-сити, но скоро вернутся, займут отдельный этаж в этом же бизнес-центре», — поясняет Малюгин.

 

Разделение назрело давно. Если в момент поглощения платежной системы PayPal, созданной Питером Тилем, Максом Левчиным и Элоном Маском, на eBay приходилась львиная доля проводимых платежей, то в последние несколько лет ситуация сильно изменилась.

 

В России на eBay приходится менее 50% платежей через PayPal, на глобальном уровне – не более 30%.

 

На отделении сервиса давно настаивали и миноритарий eBay Карл Айкан, и Элон Маск, заработавший на продаже своей доли в PayPal начальный капитал для своих следующих проектов. Весной 2014 года он категорично заявил в интервью американскому Forbes, что PayPal «будет разорван на куски Amazon Payments, Apple или дерзкими стартапами, если останется частью eBay».

 

Финансовые технологии – одно из самых перспективных направлений и желающих на нем заработать много. Сервис онлайн-кредитования Affirm, новый проект Макса Левчина, в мае 2015 года привлек $275 млн от инвесторов. Юрий Мильнер собирался вложиться в сервис онлайн-платежей Stripe. Сам PayPal в начале июля объявил о покупке онлайн-системы денежных переводов Xoom за $890 млн и намерен купить платформу Paydiant, позволяющую ритейлерам создавать свои мобильные кошельки. «Разделение дает обеим компаниям возможность развиваться с присущей им динамикой, — говорит Малюгин. – Если говорить о платежах, глобальный PayPal в прошлом году вырос на 26%, до $235 млрд, а направление мобильных платежей – на 68%, до $46 млрд. Теперь мы можем сконцентрировать все ресурсы на таких вот многообещающих направлениях».

 

Раньше Малюгин отвечал за развитие производителя смартфонов HTC на Ближнем  Востоке и в Африке. В российский PayPal он пришел осенью 2012 года, за полгода того, как компания получила лицензию небанковской кредитной организации (это дало возможность не только оплачивать покупки в рублях, но и получать и выводить деньги на счет в банке). Говорит, что тогда сразу несколько платежных систем искали менеджера с опытом работы на разных рынках. И все собеседники скептически отзывались о шансах PayPal в России – мол, они зависят от eBay и неповоротливы. «Это подогрело мой интерес к предложению PayPal», — смеется Малюгин.

 

К моменту выхода PayPal на рынок российские платежные сервисы уже предложили пользователям все основные услуги: денежные переводы, оплату ЖКУ, квитанций, государственных услуг, платежи в интернет-магазинах. «С тех пор популярность разных методов онлайн-оплаты в целом выросла, но кардинально картина не поменялась. И сейчас большинство сайтов принимают платежи с банковских карт — 89%, из кошельков в Яндекс.Деньгах — 47%, WebMoney — 44%, Qiwi — 39%, PayPal — 8%, RBK Money — 3%, — приводит данные исследования аналитиков «Яндекса» Евгения Арнаутова, пресс-секретарь Яндекс.Денег. — У PayPal есть перспективы в определенных нишах, например там, где российский продавец должен принимать деньги из-за границы».

 

Сегодня у PayPal уже 2 млн активных российских пользователей.

 

Комиссия – от 2,9% до 3,9% — взимается с поставщиков товаров и услуг (мерчантов), с покупателей при оплате со своего виртуального кошелька PayPal ничего не берут. При этом PayPal берет на себя проверку мерчантов и урегулирование отношений с ними – срок приема претензий за не тот или не того качества товар не так давно продлили с 45 до 180 дней. «В глобальном колл-центре в Ирландии сейчас работает сотня русскоязычных операторов. Мы не разглашаем выручку, но бизнес в России развивается быстро», — говорит Малюгин.

 

Отношения с другими системами электронных платежей Малюгин считает конструктивными – например, российский офис PayPal способствовал соглашению о сотрудничестве eBay с Qiwi. С ноября 2014 года электронный кошелек Visa Qiwi Wallet стал одной из платежных опций при покупке товаров на eBay. «Платежи на eBay через Qiwi обрабатываются платежной системой PayPal — это оптимальная схема, обеспечивающая удобство и оперативность расчетов с продавцами, представленными на интернет-аукционе. Компаниям потребовалось значительное время для выстраивания структуры сотрудничества, так как отношения трехсторонние», — говорит Константин Кольцов, руководитель департамента по связям с общественностью группы Qiwi.

 

Россия – единственная страна, где PayPal дает пользователям возможность пополнять счет наличными в оффлайне (это можно сделать в салонах «Евросети» и «Связного», в том числе через терминалы).

 

По словам Малюгина, кроме традиции вносить деньги на счет через терминал, российские пользователи по своему поведению практически не отличаются от европейцев или американцев. «Миф о доминировании кеша в России развеивают наши исследования. Только в наличных деньги держат всего 5% онлайн-пользователей, более 70% уже пополняют баланс мобильного не кешем», — отмечает он. В феврале совместное исследование с компанией Data Insight показало, что количество тех, кто оплачивает онлайн-покупки в сети выросло с 50% до 63%, количество p2p платежей (от пользователя пользователю, например, когда коллеги скидываются кому-то на подарок) выросло с 32% до 49%. Российский рынок онлайн-торговли сейчас оценивается в $11 млрд, плюс $4-5 млрд приходится на трансграничную торговлю. Сегодня почти каждое второе мобильное устройство в России хотя бы раз использовалось для платежей онлайн. И 7% тех, кто платит онлайн, делают это только с мобильного устройства.

 

Быстрые темпы роста платежей с мобильного отмечают и в Яндекс.Деньгах: за год доля таких платежей в общем обороте этого сервиса выросла на 50%, сейчас самый высокий показатель оплат с мобильного в двух категориях — денежные переводы и погашение штрафов ГИБДД (здесь каждый третий платеж идет со смартфона). Растет популярность платежей за ЖКУ, налоги, штрафы и прочие городские и государственные услуги. В Qiwi отмечают еще и рост платежей в адрес банков. По данным опроса TNS, когда-либо электронными деньгами пользовались 82% респондентов (россияне в возрасте 20-44 лет из городов с населением от 700 000 человек), при этом Яндекс.Деньгами пользуются 44% респондентов, Webmoney — 43%, Qiwi — 36%, PayPal — 35%. А по данным Synovate Comcon, в первом квартале 2015 года минимум раз в месяц 44% пользователей электронных кошельков совершали платеж через Qiwi, 20% — через Яндекс.Деньги, 9% — через Webmoney и 8,8% — через PayPal. «Многие пользователи электронных платежных сервисов выбирают сразу несколько продуктов и используют каждый под конкретные нужды», — отмечает Кольцов из Qiwi.

 

Как сделать так, чтобы доля онлайн-платежей выросла? «Есть исследование, в котором утверждается, что когда человек совершает платеж, в мозгу задействуются центры боли. Надо эту процедуру максимально упростить, сделать удобной», — формулирует главный вызов для PayPal Малюгин.

 

По его словам, никаких особенных трудностей на российском рынке у компании нет. Недавний скандал с Доктором Лизой, когда «Известия» написали о том, что ее фонд «Справедливая помощь», собиравший средства для помощи детям Донбасса, не смог подключиться к системе, Малюгин объясняет техническим отказом — для заведения в систему благотворительных фондов требуется больше документов, чем по обычным мерчантам. «Мы связались с фондом сразу же, как узнали об их проблеме. Сейчас они проходят онбординг, — говорит глава российского PayPal. – У нас нет никаких проблем в России в связи с тем, что мы американская компания».

Поделитесь с друзьями
Оставить комментарий
Рубрики
Аналитика
Еще от Forbes.ru