Курсы валют
USD 57,5660 −0,0867
EUR 68,5553 −0,5184
USD 57,5 050 −0,0325
EUR 67,96 50 −0,0025
USD 57,5 339 0,0293
EUR 67,9 808 0,0315
USD 57,5000 57,6400
EUR 68,6000 68,1000
покупка продажа
57,5000 57,6400
68,6000 68,1000
02.10 — 09.10
58,0000
68,5000
BRENT 58,57 −0,07
Золото 1305,71 0,01
ММВБ 2084,48 0,02
Главная Новости Квадратные метры Самое слабое звено: сегмент стрит-ритейла пострадал в кризис больше всех
Сегмент стрит-ритейла пострадал в кризис больше всех

Сегмент стрит-ритейла пострадал в кризис больше всех

Источник: BFM.RU |

Нынешний кризис в очередной раз продемонстрировал, что рынок стрит-ритейла  — наиболее уязвимый сегмент коммерческой недвижимости. Девальвация рубля, снижение покупательской активности и рост издержек привели к тому, что многие арендаторы были вынуждены закрывать магазины по причине нерентабельности. В самом сложном положении оказались рестораны и магазины одежды, которые, с одной стороны, составляют основу спроса на помещения этого формата, а с другой – первыми теряют клиентов во времена экономической нестабильности. Несладко пришлось и некоторым банкам, в полной мере почувствовавшим на себе последствия повышения ключевой ставки, закрытия иностранных рынков капитала и действий ЦБ по отзыву лицензий.

 

В итоге, уровень вакантности, еще в 2014 году державшийся на отметке в 4%, ко второму полугодию текущего года достиг рекордных 11,8%.

 

Константин Ковалев, управляющий партнер компании Blackwood:

 

«В нынешней ситуации рынок стрит-ритейла – это рынок арендатора. В условиях резкого снижения спроса на площади и, соответственно, относительно высокого уровня вакантности, именно он диктует условия. Поэтому арендодатели вынуждены идти на уступки и соглашаться на пересмотр договоров. Разумеется, на это есть объективные причины, в частности, снижение покупательской способности, и, как следствие, падение оборота. В некоторых сегментах закупки происходят исключительно в валюте, но ритейлеры стараются держать рублевые цены, чтобы сохранить спрос. Высокие арендные ставки делают бизнес нерентабельным, поэтому уровень дисконта сейчас может достигать 10-20, а в ряде отдельных случаев и 30%».

 

По данным компании Colliers International, после масштабного снижения ставок в 2014 году, во втором квартале текущего года они наконец-то стабилизировались. Однако на ключевых улицах Москвы доля свободных площадей продолжает расти. Например, в Столешниковом переулке вакантность с начала года поднялась с 17 до 21%. При этом ставка держится на уровне 225 тысяч рублей за кв. метр в год. На Тверской улице максимальная ставка снизилась в конце 2014 года и сейчас составляет 175 тысяч рублей за кв. метр в год, а доля свободных площадей достигла 12%.

 

Согласно оценкам компании RRG, нынешние показатели уровня ставок аренды ниже прошлогодних на 34%. Однако во втором квартале по торговым объектам за пределами Садового Кольца произошел рост на 6% до 705 долларов за кв. метр в год.

 

Впрочем, некоторым ритейлерам скидки со стороны арендодателей и увеличение объема предложения на рынке только на руку: к примеру, продуктовые сети в массе своей не ощутили оттока покупателей, а дискаунтеры, наоборот, только наращивают темпы продаж.

 

Екатерина Подлесных, руководитель направления стрит-ритейла Colliers International:

 

«В структуре спроса по количеству заявок лидирует общественное питание. Салоны красоты и магазины косметики сохраняют стабильную долю заявок, в то время как активность операторов одежды и аксессуаров увеличилась по сравнению со второй половиной 2014 года, что является результатом наметившейся стабилизации на рынке. Начиная со второго полугодия 2013 года, банки сократили свою активность, однако в 2015 году доля банковского сегмента в спросе была выше, чем в 2014 году. Продуктовые ритейлеры продолжают развиваться».

 

Дальнейшее развитие рынка целиком и полностью зависит от экономической ситуации в стране, которая напрямую влияет на уровень потребления. Эксперты отмечают, что сейчас покупатели совершенно не готовы сорить деньгами, а это значит, что в ближайшее время большинству ритейлеров придется балансировать на грани рентабельности, а то и сворачивать бизнес. Но как только на горизонте замаячит хоть какая-то стабильность, тяга к шопингу непременно возьмет верх и сегмент постепенно начнет восстанавливаться.

Поделитесь с друзьями
Оставить комментарий
Еще от BFM.RU