Курсы валют
USD 57,0233 −0,4014
EUR 61,9615 0,0979
USD 56,9 025 −0,0200
EUR 61,9 800 0,0450
USD 56,9 541 0,0329
EUR 61,93 37 −0,0047
USD 56,8500 57,1300
EUR 61,9500 61,3700
покупка продажа
56,9000 57,2000
61,9500 61,3700
03.04 — 10.04
57,2900
61,7000
BRENT 50,74 0,02
Золото 1254,01 −0,04
ММВБ 2013,16 0,21
Главная Новости Деньги Деньги за Mistral приплыли
Россия и Франция рассчитались за «Мистрали»

Россия и Франция рассчитались за «Мистрали»

Источник: Ъ-Online |

В Кремле и Елисейском дворце вчера сообщили, что спор вокруг контракта на поставку России двух вертолетоносцев типа Mistral разрешен. Как стало известно "Ъ", в обстановке строжайшей секретности на расчетные счета было переведено свыше €1,1 млрд — в Москве опасались, что эти деньги могут быть арестованы в рамках дела ЮКОСа. В сентябре специалисты завершат демонтаж российского оборудования, после чего Франция станет полноправным владельцем кораблей.

 

О том, что стороны урегулируют все вопросы по расторжению контракта на поставку ВМФ РФ двух кораблей — "Владивосток" и "Севастополь" — в начале августа, "Ъ" писал 31 июля. Вчера практически одновременно эту информацию подтвердили в специальных сообщениях Кремль и Елисейский дворец. В ходе телефонного разговора между президентом РФ Владимиром Путиным и президентом Франции Франсуа Олландом главы государств приняли совместное решение о прекращении действия контракта от 17 июня 2011 года. При этом в Кремле подчеркнули, что "в ходе экспертных переговоров" удалось договориться о возмещении РФ средств, выплаченных по контракту, а также о возврате поставленного российского оборудования и материалов. "Франция уже перечислила средства и после возврата оборудования сможет распоряжаться обоими кораблями",— заявили "Ъ".

 

Таким образом, вчера была поставлена точка в споре, длившемся почти год. Впервые о невозможности поставить РФ первый вертолетоносец господин Олланд заявил в сентябре 2014 года, пояснив, что "действия, предпринятые Россией на востоке Украины, нарушают принципы безопасности в Европе". Об этом же в конце прошлого года говорил министр обороны Франции Жан-Ив Ле Дриан (см. "Ъ" от 6 декабря 2014 года). В ответ Владимир Путин заявил, что при таком раскладе Москва рассчитывает получить обратно аванс, выданный на строительство кораблей. В противном случае Россия могла бы отстаивать свои права в Европейском арбитражном суде, но Франция предпочла разорвать контракт с формулировкой "на основании договоренностей правительств двух стран". На протяжении всех переговоров готовый "Владивосток" корпорация DCNS, создававшая корабли, содержала за свой счет, тратя на это до €5 млн ежемесячно.

 

Соглашение о разрыве контракта было предварительно парафировано правительствами двумя стран: со стороны РФ это сделал вице-премьер Дмитрий Рогозин, со стороны Франции — генеральный секретарь по обороне и национальной безопасности Луи Готье. Собственно, именно они вели переговоры с весны 2015 года о сумме возвращаемых Москве средств. Еще в мае Франция была готова возместить "расходы и убытки" — €784,6 млн (и то в случае получения документальных подтверждений), в то время как Россия требовала вернуть не только аванс €892,9 млн, но и средства на обучение 400 моряков экипажа, строительство инфраструктуры для базирования вертолетоносцев во Владивостоке и работы по созданию четырех опытных образцов палубных вертолетов Ка-52К — в сумме €1,163 млрд (см. "Ъ" от 15 мая). Главным аргументом Москвы в споре с Парижем было то, что контракт разрывался не по ее инициативе и, по словам источника "Ъ" в Кремле, никаких контраргументов у Франции по этому поводу не было.

 

По информации "Ъ", вчера в обстановке строжайшей секретности на расчетные счета одного из российских банков было перечислено свыше €1,1 млрд: в эту сумму вошли также все риски и расходы, связанные с демонтажем и разгрузкой с кораблей российского оборудования. По словам источников "Ъ" в сфере военно-технического сотрудничества, "строжайшая секретность" была обусловлена рисками России в связи с делом ЮКОСа (в июле 2014 года Гаагский суд обязал правительство выплатить бывшим акционерам нефтяной компании $50 млрд): в момент перевода средств из Франции в Россию все положенные по условиям разрыва контракта деньги могли быть арестованы.

 

Согласно договоренностям, оба корабля останутся в распоряжении Франции. Правда, по данным "Ъ", это произойдет не ранее сентября, поскольку для демонтажа оборудования на верфи STX в Сен-Назер отправится группа российских специалистов, которым предстоит вернуть системы управления и связи. После этого французские корабелы получат сертификаты конечного пользователя, выданные на кормовые части (их производил Балтзавод),— эти документы находятся сейчас в департаменте по обеспечению государственного оборонного заказа Минобороны РФ. Де-факто это будет означать, что Париж получит право на реэкспорт кораблей заинтересованной в них стороне. Ранее американские конгрессмены предлагали генсеку НАТО Йенсу Столтенбергу выкупить Mistral. В числе потенциальных покупателей кораблей французские СМИ называли Китай и Индию, однако официально эта информация не подтверждалась.

 

В пресс-службе Минобороны Франции "Ъ" сообщили, что никто в военном ведомстве "не строит гипотез" на тему того, что будет с кораблями. Вопрос о сроках демонтажа российского оборудования с Mistral будет решать DCNS, заявил "Ъ" представитель Минобороны Франции. Официальный представитель корпорации DCNS Эмманюэль Годе вчера заявил "Ъ", что слишком поздно узнал об окончательном разрыве контракта на поставку вертолетоносцев, и отказался от комментариев. В Елисейском дворце давать дополнительные комментарии "Ъ" не стали.

Поделитесь с друзьями
Оставить комментарий
Рубрики
Деньги
Еще от Ъ-Online