Курсы валют
USD 59,1446 0,3076
EUR 69,4653 0,1671
USD 58,6 125 0,0125
EUR 69,28 50 0,0050
USD 58, 8302 0,0477
EUR 69,1 860 0,0689
USD 58,8000 58,9000
EUR 69,2500 69,4200
покупка продажа
58,8000 58,9000
69,2500 69,4200
18.12 — 25.12
57,8000
68,7200
BRENT 62,53 −0,10
Золото 1257,93 0,02
ММВБ 2131,04 0,05
Главная Новости Аналитика Далекие горизонты: выгодно ли инвестировать в семейный бизнес
Выгодно ли инвестировать в семейный бизнес

Выгодно ли инвестировать в семейный бизнес

Источник: Forbes.ru |

Инвесторы принимают решения о том, в акции каких компаний стоит инвестировать, руководствуясь такими критериями, как страна, отрасль, доступные финансовые инструменты, долгосрочные темпы роста конкретных компаний и многое другое. К числу критериев, которые следует учитывать, относится и форма владения бизнесом – частные и семейные компании, открытые акционерные общества или государственные корпорации. Хотя во всем мире инвестиции в семейный бизнес обычно считаются перспективными, в России, согласно результатам недавнего исследования KPMG, частные инвесторы относятся к подобным вложениям с сомнением, поскольку не понимают, что можно ожидать от такого сотрудничества и будет ли оно выгодным.

 

В недавнем исследовании Credit Suisse Global Family 900 мы сравнили семейные и несемейные компании и выяснили, почему вложения в семейный бизнес могут стать выгодной инвестиционной стратегией для инвесторов в долгосрочные активы, если они смогут преодолеть сопутствующие риски.

 

Во-первых, для семейного бизнеса характерен более высокий уровень долгосрочной рентабельности по сравнению с компаниями других форм собственности. Начиная с 1995 года ежегодный рост продаж семейных компаний, изученных Credit Suisse, составил 10% по сравнению с 7,3% для компаний, входящих в индекс MSCI ACWI (All Country World Index).

 

С 2006 года рост оборота семейных компаний в среднем составил 8,5% против 6,2% у компаний, выбранных в качестве ориентиров.

 

Кроме того, за девять лет по апрель 2015 года по показателю доходности семейные предприятия на 47% обогнали другие компании, включенные в индекс MSCI ACWI, что составляет около 4,5% в год в течение указанного периода.

 

Во-вторых, бизнес-цикл семейных компаний отличается меньшей нестабильностью, что можно продемонстрировать, сравнив темпы роста семейных и несемейных предприятий. В период с 1995 года рост продаж в семейных компаниях был более стабильным, в том числе в 2001-2002 годах, когда лопнул пузырь доткомов, а также во время финансового кризиса 2008 года. И в том, и в другом случае семейные предприятия продемонстрировали более скромные максимальные и минимальные значения. Вряд ли такая стабильность привлечет инвесторов, склонных к высоким рискам и предпочитающих играть на резких колебаниях цен, однако консервативным инвесторам и инвесторам в долгосрочные активы она может показаться интересной.

 

В-третьих, инвестиции семейных компаний в НИОКР оказались более эффективными в относительных показателях, несмотря на более низкие абсолютные показатели. Результаты нашего исследования показывают, что если рассматривать отношение капитализированных расходов на НИОКР к продажам, то в абсолютном исчислении эти расходы в среднем были на 30% ниже вложений в НИОКР у компаний, входящих в индекс MSCI ACWI. С поправкой на отраслевую специфику в 2014 году этот показатель был на 17% ниже. Однако если мы посмотрим на уровень доходности, ситуация в корне меняется. Например, в 2006-2014 годах в США «интенсивность» НИОКР в семейных компаниях фактически составляла всего четверть от контрольного уровня. Однако те же компании обеспечили рентабельность собственного капитала в среднем только на 250 базисных пунктов ниже, чем все компании в индексе MSCI. Разница между уровнем инвестиций в НИОКР и доходностью свидетельствует о том, что семейные компании в США гораздо более эффективно выбирали объекты НИОКР для инвестирования и расставляли приоритеты. То же самое можно сказать и о компаниях из ЕС (инвестиции в НИОКР на 4% ниже контрольного уровня; тогда как доходность капитала ниже на 2%).

 

В-четвертых, сделки семейных компаний с активами также оказались более успешными в относительных показателях. Согласно данным нашего исследования, начиная с 1990 года семейные предприятия ежегодно тратили на приобретение активов в среднем 2,1% выручки от продаж, тогда как несемейные компании отводили на это 5,7% выручки. В абсолютном выражении этот показатель в семейных компаниях на 60% меньше, чем у несемейных и соответствует более низким инвестициям в НИОКР. Такие данные подкрепляют мнение о том, что семейные предприятия достаточно консервативны и полагаются на органический рост, а не на рост за счет приобретений. С другой стороны, через три года после приобретения активов средний рост показателя денежной рентабельности инвестиций (CFROI) у семейных компаний более чем в два раза превышает результаты всех приобретавших активы компаний (21% против 9%), при этом темпы роста семейных компаний на 15 процентных пунктов выше, чем у всех компаний (22% против 7%).

 

Наконец, вопреки всеобщему мнению, качество отчетности в семейных компаниях гораздо лучше, чем в публичных компаниях.

 

Мы использовали методику анализа отчетности Credit Suisse HOLT для оценки неблагоприятных для миноритарных акционеров отклонений от норм бухгалтерского учета и обнаружили, что семейные компании ведут более качественный учет по сравнению с компаниями в целом. Так, 67% семейных компаний был присвоен рейтинг не ниже среднего по сравнению с 60% в целом по выборке. При детальном изучении бухгалтерских показателей у семейных компаний также наблюдаются более высокие стандарты качества — 67% таких компаний имеют рейтинг не ниже среднего по показателю «дебиторская задолженность» и 64% — по показателю «кредиторская задолженность».

 

С другой стороны, инвестиции в семейный бизнес имеют и отрицательные стороны и сопряжены с определенными рисками, которые необходимо учитывать при принятии окончательного решения. Их можно разделить на 2 основные группы: риски, связанные с корпоративным управлением, и риски, относящиеся к вопросам наследования.

 

Риски в области корпоративного управления связаны с непрозрачностью структуры и процессом принятия решений в семейных компаниях. Как правило, управление сконцентрировано в руках ограниченного числа лиц, и совет директоров не обладает реальными полномочиями и независимостью. Особое внимание следует обратить на практику двойных голосов или предоставления неголосующих акций внешним акционерам. Одним из наиболее наглядных примеров подобной политики является Франция и принятый там «закон Флоранжа», гарантирующий право двойного голоса инвесторам, владеющим акциями более двух лет. Учитывая, что большинство акций, принадлежащих частным инвесторам, сосредоточено в семейных организациях, данный закон только усилил семейный контроль над бизнесом. В настоящее время большинство семейных компаний во Франции используют право двойного голоса. Заметным исключением является L’Oreal, cовет директоров которой в апреле 2015 года проголосовал за сохранение принципа «одна акция – один голос». Введение права на два голоса на акцию для поощрения долгосрочных инвесторов, с нашей точки зрения, безусловно негативный фактор.

 

Риски, связанные с наследованием и сохранением бизнеса, могут быть проиллюстрированы следующими статистическими данными: по информации Credit Suisse, лишь 50% семейных компаний продолжают работать при втором поколении владельцев, 22% компаний — при третьем поколении и 10% — при четвертом поколении. Это объясняется важной ролью основателя семейного бизнеса, проблемами наследования, а также отсутствием у наследников мотивации преумножать, а не тратить капитал.

 

Учитывая проблемы, связанные с инвестициями в семейный бизнес, для преодоления возможных рисков и получения максимальной выгоды от капиталовложений дальновидным инвесторам следует принимать во внимание несколько моментов.

 

Когда инвестировать: в первом или третьем поколении

 

Судя по доходности акций в разные периоды развития компании, выгоднее всего инвестировать в бизнес одновременно с его основателем, то есть в первые годы существования компании, когда возможен быстрый рост. За последние девять лет среднегодовой темп роста компаний первого поколения составлял 9%. Это вовсе не означает, что инвесторы должны автоматически рассчитывать на IPO, потому что компании первого поколения также предлагают оптимальные возможности для торговли акциями. Это объясняется незрелостью компаний и непониманием их перспектив инвесторами, которые могут переоценивать или недооценивать показатели компании на начальной стадии развития и слишком бурно реагировать на изменения курса акций.

 

Интересно отметить, что показатели компаний у третьего поколения немного лучше, чем у второго поколения. Причина этого может заключаться в том, что проблемы, связанные с наследованием капитала и преемственностью, с которыми сталкивается второе поколение, преодолеваются в третьем поколении. Кроме этого, это может быть связано с тем, что третье поколение склонно передавать управление внешним специалистам, а также с тем, что по мере накопления семейного капитала третье поколение владельцев начинает ощущать себя скорее управляющими, чем собственниками бизнеса. В дальнейшем доходность компаний начинает снижаться с приходом каждого нового поколения.

 

Куда инвестировать: конкретные отрасли и страны

 

Анализ опережающих показателей семейных компаний по отраслям и странам за период с 2006 года позволяет выделить наиболее перспективные отрасли экономики в каждой из стран. Так, компании, продающие дорогостоящие потребительские товары, лидируют в Германии и США, медицинские компании — в Индии и Китае, предприятия, работающие в сфере информационных технологий, — в Китае и США, компании, производящие товары массового спроса, — в Мексике, предприятия тяжелой промышленности — в Китае и на Филиппинах.

 

Как минимизировать риски, связанные с сохранением бизнеса: выбирайте компании, продающие материальные активы

 

Наконец, для снижения рисков, связанных с преемственностью, инвестору необходимо тщательно выбирать сферы деятельности семейных компаний. Предприятия, работающие в отраслях с высокой концентрацией интеллектуальной собственности, к примеру, в здравоохранении и ИТ, продаются владельцами быстрее, чем компании в других сегментах экономики. Это обусловлено тем, что такие компании в наибольшей степени зависят от ноу-хау своих основателей и после ухода первого поколения могут столкнуться с проблемами, вызванными сменой владельца и неспособностью поддерживать бизнес на высоком уровне. В то же время компании, занимающиеся продажей материальных активов (например, товары повседневного спроса, недвижимость и т. д.), как правило, более стабильны и менее подвержены этому риску благодаря развитой корпоративной структуре и структуре производства.

 

Инвестиции в семейный бизнес сопряжены с трудностями и, безусловно, с определенным риском, однако правильный выбор момента и наиболее перспективных отраслей поможет потенциальным инвесторам сориентироваться в неясных ситуациях и повысить доходность в долгосрочной перспективе.

Поделитесь с друзьями
Оставить комментарий
Рубрики
Аналитика
Еще от Forbes.ru