Курсы валют
USD 64,1528 0,4721
EUR 68,4703 0,8541
USD 63,8 800 0,0025
EUR 68, 1575 0,0850
USD 63,8333 0,0000
EUR 68,08 51 0,0009
USD 70,0400 64,2000
EUR 77,6200 68,4900
покупка продажа
70,0400 64,2000
77,6200 68,4900
28.11 — 05.12
65,7000
67,3000
BRENT 54,36 0,15
Золото 1175,89 0,01
ММВБ 2128,99 −0,20
Главная Новости Аналитика Потолок Прохорова: сможет ли миллиардер заработать на Brooklyn Nets
Потолок Прохорова: сможет ли миллиардер заработать на Brooklyn Nets

Потолок Прохорова: сможет ли миллиардер заработать на Brooklyn Nets

Источник: Forbes.ru|
13:00 13 августа 2015
Михаил Прохоров построил клуб с самыми высокими зарплатами в НБА. Но спортивных успехов за пять лет владения Brooklyn Nets так и не добился.
Потолок Прохорова: сможет ли миллиардер заработать на Brooklyn Nets
Фото: REUTERS/Adam Hunger

Восемнадцатого июля 2013 года на своей домашней арене Barclays Center в Бруклине баскетбольный клуб Brooklyn Nets представил журналистам новых игроков — звезд Пола Пирса, Кевина Гарнетта, Джейсона Терри и Андрея Кириленко. Из заявленных участников не было только Кириленко, зато сюрпризом стало появление самого владельца 80% Brooklyn Nets Михаила Прохорова, оплатившего новые приобретения. Суммарная годовая зарплата обладателей чемпионских перстней Пирса, Гарнетта и Терри в новом клубе превышала $30 млн. Кириленко перешел в Brooklyn Nets за $3,2 млн. В итоге громкого трейда зарплатная ведомость 15 игроков клуба в сезоне 2013/2014 разбухла до $115 млн, более чем на $50 млн превысив установленный Национальной баскетбольной ассоциацией (НБА) потолок. По правилам НБА клуб был вынужден выплатить рекордный в лиге «налог на роскошь» — $90 млн.

 

«Я обещал создать в Бруклине команду, способную бороться за титул чемпиона. На данном этапе я сделал все, что мог», — объяснил свои возросшие траты на игроков Прохоров на пресс-конференции в Barclays Center. Сезон 2013/2014 Brooklyn Nets закончил с убытком $144 млн и проиграл в полуфинале конференции, что никак не соответствовало тратам на звездный состав. Пирс, Гарнетт и Терри в сезоне 2014/2015 играли уже в других клубах НБА, Андрей Кириленко вернулся в Россию и завершил спортивную карьеру.

 

В новом сезоне зарплаты игроков Brooklyn Nets снизились до $94 млн, «налог на роскошь», по оценкам, чуть превысит $40 млн. Спортивные достижения стали тоже скромнее — клуб Михаила Прохорова добрался до плей-офф, но проиграл в первом же раунде и из дальнейшей борьбы выбыл.

 

Когда в 2010 году Прохоров купил баскетбольный клуб, он обещал за пять лет сделать из него чемпиона НБА. В итоге второй раунд плей-офф стал самым большим его спортивным достижением. Возможно, он сделал на своем американском баскетбольном проекте отличный бизнес?

 

Лига равных возможностей

 

В интервью Forbes в 2010 году Михаил Прохоров говорил, что с переездом из Нью-Джерси в Бруклин его баскетбольный клуб станет прибыльным. В мае 2010 года совет управляющих НБА одобрил покупку Прохоровым 80% клуба New Jersey Nets, который через два года был переименован в Brooklyn Nets. Вместе с клубом русский миллиардер приобрел у структур девелопера Брюса Ратнера 45% в проекте строительства домашней арены для клуба в Бруклине — Barclays Center. Все эти покупки обошлись Прохорову в $200 млн. По прогнозам Прохорова, уже в 2012 году команда должна была приносить прибыль: «Миллионов двадцать. По консервативной оценке».

 

Barclays Center стоимостью около $850 млн был построен за рекордные 2,5 года и торжественно открыт осенью 2012 года. Символическую ленточку предприниматель из России перерезал вместе с миллиардером Майклом Блумбергом, который был тогда мэром Нью-Йорка. Прохоров и здесь не упустил возможности громко заявить о том, что к 2015 году клуб завоюет титул чемпиона НБА.

 

К сезону 2013/2014 в Brooklyn Nets был проведен полный ребрендинг, клуб поменял эмблему и форму. Если в 2012 году по продажам формы клуб занимал анекдотичное 31-е место (всего в лиге 30 клубов, но по продажам формы команду Прохорова опередил уже несуществующий клуб из Сиэтла), то к весне 2013 года вышел на четвертое. При вместимости Barclays Center 18 000 зрителей в первый сезон было продано 11 000 абонементов. Продажи билетов (от $25 на втором ярусе до $120 000 в VIP-зоне) пошли настолько хорошо, что однажды на матч не смог попасть сам Майкл Блумберг — ему не досталось билета, хвастаются в клубе. Клуб и арена заключили почти 120 спонсорских контрактов, в том числе и с российским «Аэрофлотом», который с помощью баскетбольного проекта Михаила Прохорова решил улучшить имидж в Северной Америке.

 

Но клубу по-прежнему не хватало громких спортивных достижений.

 

И в сезоне 2013/2014 Михаил Прохоров пошел на прорыв, бросив на спортивную гонку невиданные финансовые ресурсы даже по меркам самой щедрой к игрокам спортивной ассоциации в мире — НБА (зарплатный фонд 448 игроков лиги в 2014 году превысил $2 млрд, средняя зарплата — более $4,5 млн). За сезон на зарплаты и налоги в Brooklyn Nets было потрачено около $200 млн.

 

Но деньги в НБА, оказалось, не решают всех проблем — лига давно научилась выравнивать возможности бедных и богатых клубов.

 

«В НБА работает правило 20%, — рассказывает бывший игрок ЦСКА, заслуженный тренер РСФСР, телекомментатор Владимир Гомельский. — От всего, что НБА зарабатывает на телетрансляциях, атрибутике, лицензиях, лига оставляет себе только 20%, остальное распределяется по клубам. Клубы продают местные телетрансляции, свою атрибутику, билеты и 20% от этих доходов направляют в НБА. Для поддержания конкурентоспособности клубов работает и «налог на роскошь», который владельцы клубов вынуждены выплачивать лиге, если превышают пороги зарплат».

 

Основная проблема Brooklyn Nets, по мнению Гомельского, в плохом менеджменте, допустившем ряд ошибок, в том числе в комплектовании команды. «Как можно, к примеру, оценить покупку за такие деньги Гарнетта и Пирса, которым 70 лет на двоих? — удивляется бывший тренер. — Играть по 35 минут у них ноги не выдерживают, они пешком будут ходить, что они и делали».

 

Прохоров же считал, что с покупкой именно этих игроков клуб достиг «великолепного баланса между звездными ветеранами и молодыми талантами». Что происходило на самом деле в клубе, рассказал кабельному каналу ESPN Пол Пирс в апреле 2015-го. «Мы не были окружены молодыми баскетболистами, которые к чему-то стремятся. Напротив, вокруг нас были только ветераны, не желавшие ни играть, ни тренироваться, — откровенничал Пирс. — Мне и Гарнетту каждый день приходилось уговаривать того или иного парня поработать на тренировке. Если бы меня и Кевина не было в Nets, команду бы постигло фиаско колоссальных масштабов».

 

По словам председателя совета директоров Brooklyn Nets Дмитрия Разумова, повышение профиля команды за счет инвестиций и агрессивной маркетинговой компании было сознательным решением. «По сути, и баскетбольные операции, и бизнес Brooklyn Nets — это стартап, нам все пришлось выстраивать с нуля, — рассказывает Разумов. — С учетом размера рынка и конкурентной среды это должны были быть большие инвестиции. В какой-то момент мы решили пожертвовать операционной прибылью ради повышения капитализации команды».

 

Brooklyn Nets в сезоне 2013/2014 выбыла из плей-офф, проиграв команде Miami Heat, которой был начислен «налог на роскошь» в размере $14,4 млн, а чемпионом стал San Antonio — один из 25 клубов, не превысивших порога зарплат. Все они, кстати, получили по $3 млн от собранного НБА в 2014 году «налога на роскошь».

 

«За Гарнетта и Пирса переплатили, — признается знакомый Прохорова, — но они способствовали росту популярности клуба. Не так все хорошо по игре было, но в плей-офф все-таки вышли. Михаил никого не винит, есть у него некоторый негатив к отдельным игрокам, их мотивации, но позитив от роста стоимости клуба для него более важен».

 

Деньги делают деньги

 

В январе 2015 года американский журнал Forbes оценил Brooklyn Nets в $1,5 млрд при годовой выручке $212 млн. Годом ранее стоимость клуба оценивалась в $780 млн (при выручке $190 млн).

 

«Планируя эту сделку, мы рассчитывали, что переезд команды из Нью-Джерси в Бруклин, в Нью-Йорк, наш агрессивный подход к баскетболу и бизнесу команды дадут свои результаты, и, к счастью, так и случилось, — объясняет Михаил Прохоров. — Учитывая, что общий объем инвестиций в проект — команду и Barclays Arena — составил около $400 млн, текущая оценка одной только команды в $1,5 млрд — отличный показатель».

 

Владимир Гомельский считает, что рост капитализации клуба никак не связан с действиями Прохорова и его управленческой команды: «Сама лига разбогатела, в нее пришли миллиардные сделки, в прошлом году к тому же был заключен фантастический контракт на телевизионные трансляции». (Осенью 2014 года НБА заключила контракт на девять лет на телетрансляции с телекомпаниями ESPN и TNT на $24 млрд, что увеличивает годовой доход лиги от телеправ c $930 млн до $2,5 млрд.)

 

«Спортивное мастерство имеет малое отношение к стоимости клуба, — соглашается независимый спортивный эксперт Ларри Кул. — Новая сделка с национальным телевидением существенно увеличила выручку, что вызвало очередной рост стоимости клубов. Потом продажа Los Angeles Clippers установила новый уровень цен».

 

Планка входа в НБА для новых владельцев резко повысилась. В апреле 2014 года за $550 млн был продан Milwaukee Bucks, в мае бывший генеральный директор Microsoft Стив Балмер купил клуб Los Angeles Clippers за $2 млрд.

 

Рост стоимости команд лиги на фоне последних крупных сделок и подписания новых телевизионных соглашений НБА с Walt Disney и Time Warner заставил агентство Fitch Ratings в январе 2015 года повысить кредитный рейтинг баскетбольной ассоциации до рекордного уровня «А–» (для сравнения: «Газпрому» и РЖД присвоены рейтинги «ВВВ–»). Аналитики агентства резюмировали: «НБА обладает сильной экономической моделью, которая предусматривает равное распределение выручки от многолетних телевизионных контрактов и существенное распределение выручки от команд. Действующее коллективное соглашение между НБА и ассоциацией игроков НБА обеспечивает финансовую стабильность и конкурентное равновесие. Стабильны показатели посещения и просмотра матчей американскими болельщиками на фоне роста количества фанатов за рубежом». В ответ НБА увеличила совокупный кредитный лимит всех 30 команд почти в два раза, до $1,5 млрд.

 

Управляющий партнер ROI Sports Group Рей Кац оценивает стоимость Brooklyn Nets в $1,2–1,5 млрд. Удорожание клуба, по его мнению, связано в первую очередь с ростом продаж прав на трансляцию на национальном уровне, во вторую очередь — с увеличением продаж на местном, региональном медиарынке. «Nets проделал огромную работу по росту выручки на локальном спонсорском уровне, — объясняет Кац. — Кроме того, посещаемость матчей клуба в Бруклине выше, чем она была в Нью-Джерси».

 

Особое внимание в клубе начали уделять русскоязычным болельщикам — впервые в НБА на русском языке начали проводить промоакции, рассылки по электронной и обычной почте. На домашней арене проводились даже специальные вечера русской культуры. Матчи открывали известные спортсмены из России, русские оперные певцы, фанатов на трибунах учили кричать по-русски «За–щи–та» (по аналогии с американским кличем Defense). «Пришло в итоге пять человек из всего русскоязычного Бруклина, — оценивает результаты Гомельский. — У клуба нет истории, она у них с Прохорова начинается, хотя Nets дважды завоевывал чемпионский титул, в 1974 и 1976 годах».

 

Председатель совета директоров Дмитрий Разумов говорит, что за время владения Михаилом Прохоровым выручка Brooklyn Nets выросла на 91%. Продажи товаров с символикой в расчете на одного человека увеличились на 320%, посещаемость мероприятий (загруженность трибун) за пять лет выросла с 69% до 94%.

 

Кроме доходов от продажи билетов и проведения мероприятий Barclays Center получает деньги по спортивному неймингу от британской банковской группы Barclays, с которой заключен 20-летний контракт стоимостью $400 млн.

 

К месту оказалась и покупка Barclays Center. В отчетности компании Брюса Ратнера Forest City говорится, что выручка центра в 2014 году составила $117 млн, на $12 млн больше, чем годом ранее (в 2012 году выручка у арены была ниже $50 млн). В октябре 2013 года Forest City объявила, что за первый год работы Barclays Center стал концертной площадкой номер один в стране, горожане и гости Нью-Йорка потратили, находясь на стадионе и рядом с ним, около $145 млн. По данным журнала Pollster, в 2014 году домашняя арена Brooklyn Nets подтвердила звание самой популярной концертной площадки в стране и заняла 11-е место в мире. Здесь провели свои шоу Пол Маккартни, Барбра Стрейзанд, Джей-Зи, Rolling Stones. Планируется, что в 2015 году Barclays Center станет ареной для матчей Национальной хоккейной лиги, а в 2016-м — местом проведения Национального съезда Демократической партии.

 

«В Америке теперь мало кто не знает Михаила Прохорова, — рассказывает глава компании Russian-American Media Светлана Иванова. — Помимо баскетбольного мира за ним, естественно, следит и мир бизнеса. Ведь Прохоров создал в Америке новый бренд — Brooklyn Nets. Его развитие с точки зрения роста команды и финансовой стороны вопроса американцам, да и многим за пределами Америки очень интересно».

 

Новый бренд быстро приобрел звездный состав болельщиков, среди которых Джей-Зи, Бейонсе, Рианна, Ники Менаж, Флойд Мейуэзер, Мария Шарапова и Ким Кардашьян.

 

В этом году на играх клуба побывали принц Уильям с женой Кейт, Майкл Блумберг, Дэвид Бекхэм, Пол Маккартни, Билл Клинтон.

 

В 2013 году Михаил Прохоров попал на обложку американского Forbes. Статья о нем начиналась с посещения миллиардером матча своего клуба с Chicago Bulls на арене Barclays Center.

 

«Покупкой клуба НБА Прохоров купил вход в высший свет США, — считает Владимир Гомельский. — Его знают, с ним считаются. Если захочет с кем-то встретиться, вряд ли ему кто откажет. А вот с баскетболом у него пока не получилось, клубом НБА плотнее надо заниматься, но времени на это, понятно, у Прохорова нет».

 

В марте 2015 года американский телеканал ESPN составил рейтинг владельцев 30 клубов НБА, в котором Михаил Прохоров занял 29-е место, в рейтинге генеральных менеджеров клубов Дмитрий Разумов занял 30-е место.

 

Гнать цены вверх

 

В октябре 2014 года издание NetsDaily сообщило о том, что Прохоров ведет переговоры о продаже доли в Brooklyn Nets с владельцем бейсбольной команды Los Angelеs Dodgers. По данным источников издания, на переговорах клуб российского миллиардера был оценен в $1,7 млрд, а его домашняя арена Barclays Center — в $1,1 млрд.

 

В январе 2015 года агентство Bloomberg сообщило, что Михаил Прохоров нанял инвестиционный банк Evercore Partners для поиска покупателей на свой пакет в Brooklyn Nets. По данным источников Forbes, на этот раз стоимость клуба и его домашней арены была оценена самим Прохоровым в $3 млрд — но именно эта оценка и затормозила сделку.

 

В апреле он заявил, что собирается продавать не всю свою собственность в американском баскетбольном проекте, а только миноритарный пакет.

 

Прохоров слишком завысил цену? «Если не появятся какие-нибудь арабские шейхи, то Прохоров может и не найти покупателей на клуб по заявленным им ценам», — считает Владимир Гомельский. В свою очередь, Рей Кац из ROI Sports Group оценивает клуб и его домашнюю арену в $2,2–2,5 млрд. «Получить за них $3 млрд собственники смогут, только если появится агрессивный покупатель уровня Стива Балмера», — уверен Кац.

 

Brooklyn Nets убыточен все пять лет, что им владеет русский миллиардер.

 

По итогам первой половины сезона 2014/2015 локальный телерейтинг Brooklyn Nets, согласно журналу SportsBusiness, снизился на 29%, до 0,55 — это стало четвертым по величине падением в НБА. Интерес к клубу и его владельцу из России среди американских болельщиков начал спадать. Для сохранения или увеличения капитализации клуба уже нужны спортивные результаты. Владимир Гомельский не видит пока в Brooklyn Nets предпосылок для этого.

Поделитесь с друзьями
Оставить комментарий
Рубрики
Аналитика
Еще от Forbes.ru