Курсы валют
USD 62,4352 0,1796
EUR 73,2427 0,4472
USD 62,5 950 0,0450
EUR 72, 9100 0,0550
USD 62, 5181 0,0575
EUR 72,85 14 0,0009
USD 62,4500 62,7500
EUR 73,1000 73,2500
покупка продажа
62,4500 62,7500
73,1000 73,2500
23.07 — 30.07
63,7500
74,1800
BRENT 71,61 −0,53
Золото 1227,51 −0,02
ММВБ 2285,53 0,01
Главная Новости Аналитика Кредиторы при своих: о чем договорился Киев
Кредиторы при своих: о чем договорился Киев

Кредиторы при своих: о чем договорился Киев

Источник: Forbes.ru |

В четверг, 27 августа, была объявлено о сделке между Минфином Украины и клубом ее кредиторов. Минфин и украинское правительство заявили о большой победе и предотвращении дефолта, но рейтинговое агентство Fitch в тот же день снизило кредитный рейтинг страны. При внимательном рассмотрении сделка выглядит не как решение стратегических долговых вопросов, а как их отсрочка. Соглашение с кредиторами было необходимым условием получения пакета помощи МВФ в полном объеме. При этом важный и политически, и финансово вопрос о подлежащем погашению в декабре российском займе (оформленном как выпуск еврооблигаций на $3 млрд) был выведен за скобки и будет решаться отдельно.

 

В целом условия соглашения достаточно традиционны для такого рода реструктуризаций – списание 20% от тела долга, установление купонов на уровне существенно ниже нынешних дефолтных уровней, но не сильно ниже, чем купонная ставка по существующим облигациям. По всем бумагам предоставляется отсрочка на 4 года, в течение которых долг будет обслуживаться. В параметры сделки включены бумаги госкомпаний («Укрзализницы» и некоторых других). Параметры списания находятся примерно на полпути между заявленными до начала переговоров (40% требовала украинская сторона, кредиторы вообще отказывались от списаний). Однако достаточно высокая ставка купона (премия почти в 6% годовых к гособлигациям США) и не очень длительная отсрочка компенсируют инвесторам потери.

 

Выгода Украины от списания по данным из меморандума заведомо ниже объявленных $15 млрд, но все равно высока.

 

Поскольку обе стороны знали что со сделкой деньги МВФ будут у всех, а без нее дефолт и прочие проблемы, то стороны торговались быстрее и менее жестко, чем в случае с Россией в 1999-2000 годах или Аргентиной после 2002 года. Сделка получилась скорее взаимовыгодной.

 

Чтобы подсластить и без того не слишком горькую для инвесторов сделку, владельцы облигаций получат так называемые ворранты. Выплаты по этим бумагам привязаны к темпам роста экономики Украины (рост ВВП выше 3%, номинальный ВВП выше $125 млрд, потолок выплат 1% ВВП). При всей красоте идеи привязки выплат к экономическому росту или же взысканию проблемных активов (для банков), результаты для инвесторов, как показывает практика по воррантам выданным Аргентиной или казахстанским банком БТА, обычно близки к нулю. Выплаты легко можно предотвратить несложными манипуляциями со статистикой или курсом, поэтому вероятность получить хоть что-то по этим бумагам крайне мала.

 

Самый интересный вопрос: что будет с облигацией, принадлежащей российскому ФНБ?

 

Несмотря на призывы (в том числе официальных лиц) объявить долг одиозным и не платить по нему, формальной просьбы о реструктуризации до сих пор не поступало, а купоны платились исправно. Согласно информации из киевских источников, полная выплата будет противоречить условиям выпуска новых бумаг и программе МВФ. Полный дефолт может иметь негативные последствия, а признание долга официальным и не подлежащим списанию (утечки в СМИ на эту тему были в мае-июне) со стороны МВФ также маловероятны. При этом российский Минфин озвучил жесткую позицию, отказываясь от списаний, хотя и допуская возможность растяжки выплаты долга.

 

В рамках этих ограничений стоит ожидать торга, причем не по чисто долговым вопросам, а в рамках всей сложности российско-украинских взаимоотношений, экономических и политических. И у России, и у Украины сильные и опытные команды переговорщиков, а в таких сделках всегда есть место для креатива. При желании можно сделать такое списание, которое не будет выглядеть списанием.

 

В целом сделка сократит долговую нагрузку Украины на 3% ВВП и не затронет долг перед МВФ и другие межгосударственные займы. Она снимает проблемы немедленного дефолта и всех связанных с ним негативных последствий, дает пространство для маневра. Но способность Украины обслуживать свой долг в среднесрочной перспективе зависти от успехов в наполнении бюджета и экономического роста, а пока перспективы в этих областях достаточно мрачные.

 

Антон Табах
директор по региональным и инфраструктурным рейтингам агентства Рус-Рейтинг, доцент ВШЭ

Поделитесь с друзьями
Оставить комментарий
Рубрики
Аналитика
Еще от Forbes.ru