Курсы валют
USD 63,4888 0,2142
EUR 73,9327 0,4519
USD 63,5 150 −0,0150
EUR 74,45 00 −0,0025
USD 63,5 982 0,0643
EUR 74, 4623 0,0805
USD 63,4000 63,5800
EUR 74,1200 74,0500
покупка продажа
63,4000 63,5800
74,1200 74,0500
23.07 — 30.07
63,5000
73,7000
BRENT 73,00 0,00
Золото 1231,51 0,07
ММВБ 2285,53 0,01
Главная Новости Аналитика Почему политика торговых барьеров привлекательна
Почему политика торговых барьеров привлекательна

Почему политика торговых барьеров привлекательна

Источник: Ведомости |

Казалось бы, у «импортозамещения» нет шансов на политическое выживание. О каком бы рынке ни шла речь, последствия ограничений импорта однозначны – в результате потребители получают меньшее количество продукта худшего качества и платят за это более высокую цену. Идет ли речь о чем-то простом – сыре или вине – или о чем-то сложном – лекарствах или программном обеспечении, последствия всегда одинаковы: потребитель платит больше за меньшее количество продукта. Конечно, кто-то выигрывает от барьеров для импорта – владельцы фирм, с продукцией которых конкурировал до запрета импорт. Но поскольку потребителей (тех, кто теряет) гораздо больше, чем владельцев фирм-производителей (тех, кто выигрывает), то импортозамещение не должно выглядеть политически привлекательным. Однако торговые барьеры воздвигались во все времена – значит, есть структурные причины для того, чтобы эта политика казалась привлекательной. В чем, действительно, дело?

 

Все дело в том, что, хотя потребителей миллионы, каждый теряет от барьера на импорт совсем мало. Например, если килограмм сыра стал стоить не 200, а 220 руб., то потери одной семьи составят в год всего 300–400 руб. – ничтожная сумма даже для самых бедных граждан. А выигрыш производителя, избавленного от конкуренции, составит миллионы рублей. Конечно, суммарно экономика проиграет – потери потребителей, умноженные на их количество, окажутся больше, чем суммарный выигрыш производителей (почему именно больше, а не столько же, объяснить на пальцах непросто: все дело в том, что в отсутствие конкуренции можно поднять цену, не увеличивая выпуск настолько, чтобы импорт полностью заместился; вот эта невыпущенная – ради того чтобы выпущенная продавалась подороже – продукция и будет безвозвратными потерями). Но тот факт, что каждый потребитель (из миллионов) теряет чуть-чуть, а владелец фирмы выигрывает очень много, дает мизерному меньшинству шанс на проталкивание выгодной ему политики.

 

Самый очевидный пример: когда министр сельского хозяйства Александр Ткачев, семья которого контролирует крупный агрохолдинг, агитирует за импортозамещение, он увеличивает прибыль этого агрохолдинга. Этот пример как будто из учебника (честно говоря, я не знаю, чем это объяснить – разве что полной дисфункцией правительства в последние три года), но более мелкие, не такие яркие примеры можно увидеть на газетных страницах просто каждый день.

Поделитесь с друзьями
Оставить комментарий
Читать наВедомости
Рубрики
Аналитика
Еще от Ведомости