Курсы валют
USD 57,5706 0,2985
EUR 67,9333 0,5756
USD 57, 2725 −0,0875
EUR 67,9 100 −0,0200
USD 57,36 35 −0,0064
EUR 67, 8743 −0,0544
USD 57,3000 57,5500
EUR 67,9000 68,1700
покупка продажа
57,3000 57,5500
67,9000 68,1700
23.10 — 30.10
57,0000
67,6000
BRENT 57,25 0,07
Золото 1289,45 −0,03
ММВБ 2072,73 −0,05
Главная Новости Аналитика Хитрая экономика школьных издательств проистекает из неясных законов
Хитрая экономика школьных издательств проистекает из неясных законов

Хитрая экономика школьных издательств проистекает из неясных законов

Источник: Независимая газета |

Схемы бюджетного финансирования издания школьных учебников вызывают много критики. По закону каждая школа должна самостоятельно заказывать выбранные педагогами учебники. Однако на самом деле закупки контролируют некие региональные операторы, тесно связанные с местными и федеральными чиновниками. Казенных денег на закупку учебников и пособий часто не хватает. А коммерческие издательства навязывают родителям очень недешевые дополнительные учебные материалы, которые обходятся семьям в несколько тысяч рублей. Разобраться в мутной экономике школьных учебников вчера попытались эксперты Общественной палаты (ОП), которые заявили о необходимости изменения законодательства.

 

Практически всем родителям в РФ приходится самостоятельно закупать учебники и учебные пособия. В разных школах на эти цели собирают с каждого школьника по 3–5 тыс. руб. Между тем формально все учебные пособия должны быть бесплатными. «По Конституции РФ гражданам гарантируется общедоступность и бесплатность общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. Таким образом, сбор дополнительных средств с родителей школьников является незаконным» – такова официальная позиция региональных властей.

 

По закону учитель имеет право самостоятельно выбирать учебные пособия. Однако в действительности у педагогов такого права нет. Результаты проведенного общественной организацией «Независимая ассоциация словесников» анкетирования показали, что только 30% учителей самостоятельно выбирают учебник, 20% – руководствуются выбором администрации школы, а половина соглашается использовать уже закупленные администрацией учебники.

 

Член комиссии ОП по развитию науки и образования Роман Дощинский пояснил, что по закону школы за счет средств бюджетов разных уровней должны обеспечиваться не только бесплатными учебниками, но и прочими методическими материалами.

 

«Но книгоиздатели придумали понятие учебно-методического комплекса (УМК), включающего кроме основного учебника рабочие программы, методические материалы, рабочие тетради, задачники, контрольно-измерительные материалы, словари и даже иногда учебное оборудование», – говорит Дощинский. В итоге из бюджета оплачивается только учебник, все остальное покупают родители. Специалисты отмечают, что иногда стоимость дополнительных пособий значительно превышает цену учебника. А его цена у издателей отнюдь не маленькая – около 300–500 и даже 700 руб.

 

На государственную экспертизу в отличие от учебников издатели предоставляют лишь около 5% из линейки дополнительных пособий, считает Дощинский.

 

«Теоретически учитель может составить индивидуальный учебный план, утвердить его у школьной администрации, – говорит член совета профильного профсоюза «Учитель» Всеволод Луховицкий. – Учителю материально выгодно новаторство, за это он получает доплату из стимулирующего фонда, а школа может рассчитывать на бюджетный грант. Но государство не дает денег на учебники, которые не входят в рекомендованный список. Проще говоря, учитель сталкивается с дилеммой: или дети учатся по стандарту и получают учебники бесплатно, или у них уникальные педагоги со своими новаторскими методиками, но тогда родителям надо самим покупать все пособия и даже учебники».

Поделитесь с друзьями
Оставить комментарий
Читать наНезависимая газета
Рубрики
Аналитика
Еще от Независимая газета