Курсы валют
USD 56,3131 0,4678
EUR 61,5052 0,7120
USD 56, 5200 0,0675
EUR 61, 6000 0,0550
USD 56,5 157 −0,0085
EUR 61, 5866 −0,0273
USD 56,4000 56,5000
EUR 61,5000 61,2000
покупка продажа
56,3600 56,5000
61,4500 61,2000
24.04 — 01.05
55,9400
59,5800
BRENT 52,01 0,02
Золото 1265,00 −0,02
ММВБ 2001,50 0,28
Главная Новости Аналитика Хитрая экономика школьных издательств проистекает из неясных законов
Хитрая экономика школьных издательств проистекает из неясных законов

Хитрая экономика школьных издательств проистекает из неясных законов

Источник: Независимая газета |

Схемы бюджетного финансирования издания школьных учебников вызывают много критики. По закону каждая школа должна самостоятельно заказывать выбранные педагогами учебники. Однако на самом деле закупки контролируют некие региональные операторы, тесно связанные с местными и федеральными чиновниками. Казенных денег на закупку учебников и пособий часто не хватает. А коммерческие издательства навязывают родителям очень недешевые дополнительные учебные материалы, которые обходятся семьям в несколько тысяч рублей. Разобраться в мутной экономике школьных учебников вчера попытались эксперты Общественной палаты (ОП), которые заявили о необходимости изменения законодательства.

 

Практически всем родителям в РФ приходится самостоятельно закупать учебники и учебные пособия. В разных школах на эти цели собирают с каждого школьника по 3–5 тыс. руб. Между тем формально все учебные пособия должны быть бесплатными. «По Конституции РФ гражданам гарантируется общедоступность и бесплатность общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. Таким образом, сбор дополнительных средств с родителей школьников является незаконным» – такова официальная позиция региональных властей.

 

По закону учитель имеет право самостоятельно выбирать учебные пособия. Однако в действительности у педагогов такого права нет. Результаты проведенного общественной организацией «Независимая ассоциация словесников» анкетирования показали, что только 30% учителей самостоятельно выбирают учебник, 20% – руководствуются выбором администрации школы, а половина соглашается использовать уже закупленные администрацией учебники.

 

Член комиссии ОП по развитию науки и образования Роман Дощинский пояснил, что по закону школы за счет средств бюджетов разных уровней должны обеспечиваться не только бесплатными учебниками, но и прочими методическими материалами.

 

«Но книгоиздатели придумали понятие учебно-методического комплекса (УМК), включающего кроме основного учебника рабочие программы, методические материалы, рабочие тетради, задачники, контрольно-измерительные материалы, словари и даже иногда учебное оборудование», – говорит Дощинский. В итоге из бюджета оплачивается только учебник, все остальное покупают родители. Специалисты отмечают, что иногда стоимость дополнительных пособий значительно превышает цену учебника. А его цена у издателей отнюдь не маленькая – около 300–500 и даже 700 руб.

 

На государственную экспертизу в отличие от учебников издатели предоставляют лишь около 5% из линейки дополнительных пособий, считает Дощинский.

 

«Теоретически учитель может составить индивидуальный учебный план, утвердить его у школьной администрации, – говорит член совета профильного профсоюза «Учитель» Всеволод Луховицкий. – Учителю материально выгодно новаторство, за это он получает доплату из стимулирующего фонда, а школа может рассчитывать на бюджетный грант. Но государство не дает денег на учебники, которые не входят в рекомендованный список. Проще говоря, учитель сталкивается с дилеммой: или дети учатся по стандарту и получают учебники бесплатно, или у них уникальные педагоги со своими новаторскими методиками, но тогда родителям надо самим покупать все пособия и даже учебники».

Поделитесь с друзьями
Оставить комментарий
Читать наНезависимая газета
Рубрики
Аналитика
Еще от Независимая газета