Курсы валют
USD 64,1528 0,4721
EUR 68,4703 0,8541
USD 63,8 800 0,0025
EUR 68, 1575 0,0850
USD 63,8333 0,0000
EUR 68,08 51 0,0009
USD 64,0000 64,2300
EUR 68,3000 68,4300
покупка продажа
64,0000 64,2300
68,3000 68,4300
28.11 — 05.12
65,7000
67,3000
BRENT 54,36 0,15
Золото 1175,89 0,01
ММВБ 2128,99 −0,20
Главная Новости Аналитика Автокредит этой осенью: будет ли спрос?
Автокредит этой осенью: будет ли спрос?

Автокредит этой осенью: будет ли спрос?

Источник: Рамблер/финансы|
20:21 9 сентября 2015
Многие из тех, кто хотел занять, чтобы купить автомобиль, похоже, это уже сделали в первые месяцы действия программы льготного автокредитования. В рамках этой инициативы государство вносит за заемщика часть процентной ставки (2/3 от ставки рефинансирования ЦБ, или 5,3%). Всплеск активности пришелся на первые три месяца с начала реализации этой программы, она стартовала в апреле 2015 года. Несмотря на то, что теоретическая доступность автокредитования для населения сохраняется (госпрограмма действует до 31 декабря 2015 года), реализовать эту возможность россияне не спешат.
Автокредит этой осенью: будет ли спрос?
Фото: depositphotos.com

ЦБ РФ констатировал оживление спроса на автокредиты во II квартале по сравнению с предыдущим кварталом 2015 года. Такие данные приводятся в аналитическом бюллетене Банка России по результатам исследования 60 крупнейших российских банков за указанный период. В то же время в материалах Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) сообщается, что с января по сентябрь 2015 года продано всего 1 051 851 автомобилей, против 1 582 727 шт. в прошлом году (снижение на 33,5%).

 

По данным Frank Research Group в три первых месяца действия госпрограммы льготного автокредитования (с апреля по июнь 2015 года) займов на авто было выдано на 75,7 млрд рублей (в январе-марте этот показатель составил 36,4 млрд рублей). Немалую роль в этом сыграло существенное снижение цен на автомобили с конца зимы. Пойти на это автопроизводителей заставил невыполненный план по продажам и угроза потери дилерской сети. В результате, с февраля российское подразделение компании Renault снизило стоимость популярного кроссовера Duster на 3%. Цены на Opel снизились в среднем на 10–18%. Daewoo в рамках антикризисного предложения установила специальные цены на популярные Matiz (от 299 тыс. рублей) и Gentra (от 419 тыс. рублей). Из-за резкого падения спроса автомобили Peugeot (в зависимости от модели) подешевели примерно на 200 тыс. рублей.

 

Снижение цен и льготное кредитование ненадолго стабилизировали ситуацию на рынке. Уже в июле объем выдачи автозаймов составил 29,85 млрд рублей, что на 2,6% меньше июня). На сегодняшний день, по данным Минпромторга РФ, в кредит по госпрограмме продано 103,5 тыс. транспортных средств.

 

Не «отогреют» рынок, скорее всего, и сами автопроизводители, которые пока не повышают стоимость авто, ожидая первых шагов от конкурентов. Повысить цены первым означает нанести ощутимый удар по своей репутации – признать, как минимум, что компания будет решать свои проблемы за счет потребителя, перекладывая на их плечи последствия падения рубля. Впрочем, автобизнес рассчитывает на то, что государство продлит программу льготного автокредитования.

 

Стоит отметить, что предпосылок для удешевления автокредитов сейчас нет, за исключением снижения ключевой ставки с 14 до 11,5%. Росту популярности этого вида займа препятствует и увеличение страховых тарифов. Ведь кредитное авто – это затраты на КАСКО и личное страхование. Даже если банк соглашается выдать кредит в отсутствие договора личного страхования, плюсы этого решения аннулирует повышенная процентная ставка.

 

Сами банкиры также не готовы выдавать автокредиты под низкие ставки и прежним заёмщикам. Для новых авто ставка сохраняется в 18-19,5% годовых (для подержанных - 20-25%). Крое этого, к потребителям предъявляются теперь более высокие требования, а некоторые банки (в том числе «Сбербанк») вообще прекратили оформление автозаймов. Действия банкиров понятны: объем просроченной задолженности по автокредитам с начала года вырос на 15%, достигнув 90 млрд рублей к 1 июля 2015 года (по оценке Национальной службы взыскания).

 

В данной ситуации эксперты Банка России склонны полагать, что за автокредитами пойдут теперь только ответственные люди, трезво оценивающие свои возможности и уверенные в своей способности обслуживать кредит – проще говоря, идеальные заемщики. Но проблема в том, что разумные и идеальные не хотят идти в банк. Результаты опроса, проведённого Национальным агентством финансовых исследований (НАФИ), показывают: у населения нет желания «влезать в кредит». Приобрести машину за «живые» деньги в 2015 году планирует 58% респондентов (против 27% в 2014 году), а доля тех, кто был готов оформить автокредит, снизилась вдвое (не более 25%, против 58% в 2014 году). Причины, которые заставляют людей отказываться от мыслей об автокредите, не оригинальны: высокая процентная ставка, как следствие огромная переплата, падение уровня доходов и трудности, связанные с подтверждением платежеспособности (в стране растёт объем «чёрных» и «серых» зарплат).

 

По оценкам аналитиков «ВТБ24», рынок автокредитования находится на уровне 2009-2010 годов и существенного роста не ожидается. Покупка нового авто – свидетельство того, что человек уверен в завтрашнем дне, о чем пока говорить не приходится. Займ в условиях кризиса – все-таки малооправданная роскошь, особенно с учётом неизбежных дополнительных трат на страхование, обслуживание кредита и самого транспортного средства. Если недвижимость в любое время воспринимается как надёжное вложение, то новенький автомобиль, как только в него сел счастливый владелец, почти сразу теряет процентов 10% от рыночной стоимости.

 

Вот и получается, что автокредит этой осенью хоть и сохраняет свою доступность, но только на бумаге. Разумный заемщик вряд ли будет добиваться у банка получения невыгодного займа и ставить под угрозу свое финансовое состояние из-за относительно малоценного и быстроизнашивающегося имущества. Так что традиционного сезонного «обострения» спроса на автокредиты ждать не приходится.

Поделитесь с друзьями
Оставить комментарий
Рубрики
Аналитика