Курсы валют
USD 63,8741 −0,0501
EUR 68,6902 0,9242
USD 63,8 725 0,0400
EUR 68,4 325 0,0175
USD 63,8 702 −0,0248
EUR 68, 4416 −0,1348
USD 64,0000 64,0500
EUR 68,4500 68,7300
покупка продажа
64,0000 64,0500
68,4500 68,7300
05.12 — 12.12
65,2000
69,3000
BRENT 53,69 −0,32
Золото 1169,54 0,04
ММВБ 2152,35 −0,05
Главная Новости Железные дороги поворачивают в прошлое
Железные дороги поворачивают в прошлое

Железные дороги поворачивают в прошлое

Источник: Ъ-Газета|
22:52 9 сентября 2015
ОАО РЖД хочет вернуть вагоны на государственном уровне.
Железные дороги поворачивают в прошлое
Фото: Кирилл Кухмарь / Коммерсантъ

Как стало известно "Ъ", ОАО РЖД подготовило свой вариант целевой модели развития рынка грузоперевозок. По сути, монополия предлагает развернуть реформу вспять, консолидировав обратно российский парк вагонов, отложив в долгий ящик либерализацию тяги и создание конкурентных перевозчиков. При этом ОАО РЖД рассчитывает снять с себя значительную часть ответственности перед клиентами. Но модель разработана еще при экс-президенте монополии Владимире Якунине, и позиция нового руководства пока не ясна, а видение Минэкономики, которое формирует итоговый вариант модели, существенно отличается от подхода ОАО РЖД.

 

Вчера глава Минэкономики Алексей Улюкаев объявил, что министерство совместно с ОАО РЖД разработает "дорожную карту" повышения эффективности монополии. "Будем работать по доходам: компания в последнее время теряла высокодоходные грузы и увеличила объемы перевозки низкодоходных грузов,— пояснил министр.— Значит, наверное, прейскурант нужно посмотреть, нуждается и само образование тарифов в корректировке". Также, по его словам, обсуждается реструктуризация монополии.

 

Активизация интереса Минэкономики к ОАО РЖД предваряет завершение работы над целевой моделью развития рынка железнодорожных перевозок. Именно это министерство должно выпустить к 1 октября сводный документ. Сейчас, уточнили "Ъ" в Минэкономики, он находится в разработке, основной задачей целевой модели будет создание "сбалансированного рынка перевозок" с учетом мнения всех заинтересованных сторон.

 

"Ъ" удалось ознакомиться с предложениями, представленными ОАО РЖД, их разрабатывал Институт проблем естественных монополий (ИПЕМ). Ключевая идея ОАО РЖД не нова и полностью противоречит реализовывавшейся до сих пор реформе железнодорожного транспорта: монополия хочет обратно консолидировать вагонный парк России, сейчас принадлежащий множеству в основном частных операторов, сделав его "обезличенным". В то же время ОАО РЖД надеется предотвратить возвращение полного госрегулирования тарифов, как это было до реформы, когда монополия владела основной частью российских вагонов. Параллельно ОАО РЖД предлагает целый ряд мер для ограничения расширения конкурирующего вагонного парка — от увеличения платы за простой до запрета продления нормативного срока службы подвижного состава.

 

Основные возможные направления дальнейшей либерализации железнодорожного рынка, в первую очередь появление частной локомотивной тяги и альтернативных перевозчиков, ОАО РЖД надеется, наоборот, отсрочить. В модели подчеркивается, что рассматривать их следует только по итогам соответствующих пилотных проектов, которых пока нет даже в планах. Но если вообще задумываться о конкуренции перевозчиков, то, по мнению монополии, только в рамках модели "за маршрут" (когда на конкурс выставляется целое направление и на нем работает один победитель). При этом, фактически выступая за усиление своих позиций в отрасли, ОАО РЖД хочет снижения своей ответственности перед грузоотправителями по операциям, связанным с погрузкой-выгрузкой вагонов, и ряду других.

 

Целевая модель для ОАО РЖД была разработана еще до смены руководства монополии, которую в конце августа возглавил Олег Белозеров. Вчера в ОАО РЖД не смогли уточнить, разделяет ли он перечисленные идеи. Но, отмечает знакомый с ситуацией источник "Ъ", пока замечаний не поступало. Альтернативную модель разработал совет потребителей ОАО РЖД. Она предполагает либерализацию к 2018 году как минимум 20% рынка перевозок и разделение в дальнейшем инфраструктурной и перевозочной деятельности ОАО РЖД с выделением из него "гарантирующего перевозчика". Глава совета Сергей Мальцев передал "Ъ", что пока не знаком с деталями модели ИПЕМа. "Но мы, вероятно, расходимся в таких ключевых параметрах, как отказ от появления на грузовом железнодорожном транспорте конкуренции перевозчиков "на маршруте" и выход на самоокупаемость перевозочной деятельности путем выделения инфраструктурной компании, представленных в предложениях совета",— добавил он, подчеркнув, что обсуждение моделей продолжится "на различных площадках".

 

По мнению главы "Infoline-Аналитики" Михаила Бурмистрова, модель ИПЕМа вообще не учитывает интересы грузовладельцев и строится на ущербной логике, в основе которой не интересы участников рынка, а "неизмеримые показатели типа технологической эффективности, по которым ОАО РЖД периодически меняет схемы и методы расчета". Модель совета потребителей очень похожа на ту, что предлагалась еще в 2007 году, отмечает эксперт, но "в ней хотя бы есть какие-то новые мысли", а документ ИПЕМа "совершенно оторван от реальности".

 

Наталья Скорлыгина

Поделитесь с друзьями
Оставить комментарий
Рубрики
Новости
Еще от Ъ-Газета