Курсы валют
USD 64,1528 0,4721
EUR 68,4703 0,8541
USD 63,8 800 0,0025
EUR 68, 1575 0,0850
USD 63,8333 0,0000
EUR 68,08 51 0,0009
USD 70,0400 64,1000
EUR 77,6200 68,3500
покупка продажа
70,0400 64,1000
77,6200 68,3500
28.11 — 05.12
64,4500
68,2500
BRENT 54,36 0,15
Золото 1175,89 0,01
ММВБ 2128,99 −0,20
Банк России проведет независимую проверку базы данных страхователей по ОСАГО

Банк России проведет независимую проверку базы данных страхователей по ОСАГО

Источник: Банки.ру|
17:03 11 сентября 2015
Впервые с начала действия в России базы страховых историй по ОСАГО автоматизированную информационную систему Российского союза автостраховщиков (АИС РСА) могут проверить на «чистоту». Из-за катастрофического роста жалоб россиян на неверное применение страховщиками коэффициента «бонус-малус» Банк России намерен инициировать независимую проверку базы данных страхователей по ОСАГО.
Банк России проведет независимую проверку базы данных страхователей по ОСАГО
Фото: Коммерсантъ/Олег Харсеев

Апрельский рост тарифов ОСАГО сразу на 40–60% позволил немного смягчить наболевшую для граждан проблему отказа страховщиков от заключения договора ОСАГО. Но, как оказалось, обернулся для ЦБ и Российского союза автостраховщиков новой головной болью – «катастрофическим увеличением» числа жалоб россиян на неверное применение страховыми компаниями скидки за безаварийную езду, констатирует директор по аналитической работе РСА Людмила Сенькина. По ее словам, после апрельской корректировки тарифов ОСАГО для «основной части населения огромное значение приобрел размер коэффициента «бонус-малус» (КБМ), то есть скидки за безаварийную езду.

 

В результате начался лавинообразный рост жалоб. «В прошлом году с требованием пересчитать КБМ в Российский союз автостраховщиков обратилось 15 тысяч граждан, причем в начале прошлого года количество обращений исчислялось сотнями. Для сравнения: только за июль этого года нам поступило 6 500 обращений. А всего уже около 25 тысяч обращений за этот год. Вал обращений растет в геометрической прогрессии, мы все вместе должны искать выход из сложившейся ситуации», – считает Сенькина. За летний период РСА завел 477 актов и вынес около 300 случаев штрафных санкций в адрес страховых компаний, касающихся загрузки данных по договорам ОСАГО в АИС РСА.

 

По словам Людмилы Сенькиной, учитывая масштаб проблемы, Банк России всерьез озадачен чистотой базы АИС РСА. «У нас были неоднократные совещания с ЦБ. Центробанк высказывает инициативу провести внешний аудит нашей базы АИС РСА», – говорит она, признавая, что база страховых историй полисов ОСАГО сегодня действительно «несовершенна».

 

«Чистота АИС РСА – это один из наших приоритетов», – утверждает заместитель директора департамента страхового рынка Банка России Светлана Никитина. По ее словам, для решения проблем с КБМ регулятор примет и ряд своих мер. Проблема некоренного расчета коэффициента «бонус-малус» носит как системный характер, так и технический, полагают в ЦБ. «Есть чисто технические вещи, и любимый прикол страховых компаний «бухгалтер беременная и айтишник в декрет ушел» не годится. За это мы со своей стороны будем наказывать», – предупреждает Никитина. По ее данным, в Центробанк ежемесячно поступает около 6 тыс. жалоб страхователей на неверное применение страховщиками скидки за безаварийную езду.

 

Во II квартале был зафиксирован всплеск роста числа таких обращений, отмечает Никитина. Представитель надзорного органа считает, что это связано с отзывом лицензий у компаний с большим объемом портфеля по ОСАГО: «Северная казна» (лишена лицензии 22 апреля) и РСТК (21 мая). Под конец своей деятельности эти компании не справлялись с обновлением данных по договорам в базе АИС РСА.

 

«Проблема у страхователей возникает тогда, когда страховая компания ушла с рынка, не внеся сведения о вашем договоре. Исправить ничего мы не можем, поскольку выступаем только оператором АИС РСА», – поясняет Людмила Сенькина из РСА, особо подчеркивая, что количество страхователей, чьи данные по вине ушедших с рынка компаний были внесены в систему ошибочно либо не внесены вовсе, исчисляется сейчас тысячами.

 

Как скоро будет проведен внешний аудит базы АИС РСА, не уточняется. Для этого необходимо провести конкурс, а оплачивать работу аудитора, скорее всего, будет Российский союз автостраховщиков, полагает Людмила Сенькина. «Внешний аудит АИС РСА – это заявленная тема, которой мы будем заниматься вместе с ЦБ», – говорит собеседница Банки.ру.

 

Исполнительный директор Российского союза автостраховщиков Евгений Уфимцев считает, что ситуация с коэффициентом «бонус-малус» не такая глобальная проблема, требующая проведения внешнего аудита базы данных страхователей. «Возможно, какие-то вещи потребуют внешнего аудита. Но пока мы действуем своими силами, наводим порядок и чистоту в информационной системе, ужесточаем требования к страховщикам», – говорит он. Уфимцев поясняет, что сегодня в АИС РСА довольной большой объем информации по страхователям, часть которой регламентирована, а другая часть, напротив, не регламентирована. Поэтому разными страховыми компаниями одни и те же сведения могут трактоваться, а значит, и заноситься в АИС РСА по-разному. Например, дата начала срока действия договора ОСАГО.

 

«Сейчас, с одной стороны, мы вместе с ЦБ отрабатываем методологические вещи, выясняем, что приводит к ошибкам в АИС РСА, почему возникает ситуация, что у человека несколько КБМ. С другой стороны, смотрим, что нам необходимо подправить в системе. Нормальный рабочий процесс, и не факт, что он выльется во внешний аудит», – заверил Уфимцев.

 

Проблемы с точным определением коэффициента «бонус-малус» имеются, однако внешний аудит базы АИС РСА не принесет никакого эффекта, а лишь подтвердит наличие проблем в базе данных, уверен директор по информационным технологиям СК «МАКС» Александр Горяинов. «Необходимо ввести системный внутренний контроль со стороны РСА с регламентированным периодом уведомления страховщиков о наличии отклонений», – считает эксперт.

 

Ранее Евгений Уфимцев из РСА объяснял, почему возникают споры с КБМ. По его мнению, нередко коэффициент рассчитывался некорректно из-за того, что у страхователя менялись данные – скажем, фамилия или водительское удостоверение – и он вовремя не сообщал об этом страховщику. Поэтому при покупке полиса КБМ рассчитывался для него как для «нового» водителя. В качестве другой причины некорректного КБМ называется также и то, что на автовладельца могло быть оформлено несколько полисов ОСАГО. В таких случаях в АИС РСА могло фигурировать два КБМ: более низкий и более высокий. КБМ для нового договора мог считаться по последнему закончившемуся договору.

 

По данным РСА за июнь, 35 млн российских автовладельцев имеют понижающий коэффициент менее 1 (от 0,5 до 0,95). Половина из них имеют КБМ от 0,5 до 0,75, то есть они ни разу не были виновниками ДТП.

 

Данис ЮМАБАЕВ, Banki.ru

Поделитесь с друзьями
Оставить комментарий
Рубрики
Страхование
Еще от Банки.ру