Курсы валют
USD 59,1446 0,3076
EUR 69,4653 0,1671
USD 59,0975 0,0000
EUR 69,4 700 −0,0275
USD 59,09 12 −0,0016
EUR 69,4 292 −0,0072
USD 59,0700 59,2400
EUR 69,4200 68,8500
покупка продажа
59,0700 59,2400
69,4200 68,8500
18.12 — 25.12
58,5000
68,5000
BRENT 63,85 −0,47
Золото 1241,18 0,01
ММВБ 2139,37 −0,38
Главная Новости Аналитика Почему не выходит Сингапур
Почему не выходит Сингапур

Почему не выходит Сингапур

Источник: Ведомости |

Могут ли авторитарные режимы эффективно управлять страной? Очередной ответ на этот вопрос дает работа двух авторов из ВШЭ – Андрея Мельвиля и Михаила Миронюка – Bad Enough Governance. Результаты заставляют усомниться в универсальности теории о том, что государственная состоятельность (способность эффективно контролировать территорию и производить общественные блага) и качество институтов выше всего в развитых демократиях, высоки в консолидированных автократиях и низки в переходных (гибридных) режимах.

 

Примеры состоятельных авторитарных государств – Сингапур времен Ли Куан Ю, современные Катар и Оман. Распространено мнение, что «сингапурская модель» может оказаться работающей на постсоветском пространстве. Казахстан часто называют примером эффективного авторитарного государства, а сравнения Нурсултана Назарбаева с Ли Куан Ю используются для намека на возможность авторитарных реформ в России.

 

Авторы показывают, что на материале 15 постсоветских государств это не работает.

 

Ни одна из постсоветских автократий (даже Казахстан) за 25 лет развития не стала государством с высокой степенью состоятельности. Для объяснения этого авторы используют модель «царя горы» – правителя, для которого сохранение монополии на экономическую и политическую ренту (их связь в начальной точке транзита – родовая черта большинства постсоветских государств) оказывается важнее создания качественных институтов. Больше того, чем хуже институты, тем лучше для «царя горы».

 

Тормозом реформ в этой ситуации оказываются не «ранние проигравшие» из числа тех, на кого опирался прежний режим (пенсионеры, бюджетники, чиновники), а «ранние победители» (те, кто получил доступ к ренте в результате приватизации). В частично свободных режимах (как будто находящихся в низшей точке переходного периода) институты оказались лучше, чем у автократий.

Поделитесь с друзьями
Оставить комментарий
Читать наВедомости
Рубрики
Аналитика
Еще от Ведомости