Курсы валют
USD 64,1528 0,4721
EUR 68,4703 0,8541
USD 63,8 800 0,0025
EUR 68, 1575 0,0850
USD 63,8333 0,0000
EUR 68,08 51 0,0009
USD 64,0000 64,2300
EUR 68,3000 68,4300
покупка продажа
64,0000 64,2300
68,3000 68,4300
21.11 — 28.11
63,0400
66,8300
BRENT 54,36 0,15
Золото 1175,89 0,01
ММВБ 2128,99 −0,20
Главная Новости Победа над творогом
Во что Valio обошлась любовь к России

Во что Valio обошлась любовь к России

Источник: Ъ-Online|
17:15 28 сентября 2015
Потеря российского рынка для Valio — верная смерть. В течение года после введения санкций компания пыталась развернуть производство в России, но не смогла.
Во что Valio обошлась любовь к России
Фото: Александр Коряков / Коммерсантъ

Илья Дашковский

 

8 августа 2014 года телефоны исполнительного директора Valio Пекки Лааксонена разрывались от звонков. Вопросы, которые ему задавали журналисты, выглядели издевательскими: "Что будет с компанией после введения Россией эмбарго на поставки продуктов питания?" "Правда ли, что Россия — это половина экспорта Valio?" "Что будет с персоналом?" По поводу последнего Пекка Лааксонен сразу объявил: вверенной его заботам крупнейшей в Финляндии продуктовой компании, скорее всего, придется расстаться с каждым четвертым работником. "Оставьте меня в покое, у меня и так достаточно проблем!" — не выдержав, рявкнул он в трубку очередному журналисту. Через месяц после этого Пекка Лааксонен ушел на пенсию.

 

Впрочем, проблемы компании не удалось решить и его преемнице, Анникке Хурме. Выручка Valio по итогам прошлого года упала на €120 млн, главным образом из-за потери российского рынка. Прибыль российского подразделения Valio сократилась на 35%. Министр финансов Финляндии Александр Стубб в недавнем интервью Blооmberg заявил, что падение продаж — прежде всего продуктов питания (на 78%) — сделало Финляндию самой слабой экономикой Евросоюза.

 

Придворная молочница

 

Главным поставщиком масла для российского императорского двора финский кооператив Valio стал еще в то время, когда Финляндия была частью Российской Империи — в 1908 году. Дальнейшее продвижение кооператива в Россию не остановили ни революция, ни войны, ни лихие 1990-е, ни хлебные нулевые. В 2013-м, по данным исследовательской компании "Агриконсалт", 33% всей импортной молочной продукции в России приходилось на Valio. Это больше, чем, например, привозили все белорусские молочники, вместе взятые.

 

Наша страна была не просто важна для финской компании — она оставалась самым большим (после собственного) и самым рентабельным рынком: на нее приходилась половина экспорта, 13% от общего производства и при этом — 20% выручки.

 

В отличие от других транснациональных компаний наращивать собственное производство в России до санкций Valio не спешила: следуя моде, небольшой завод в подмосковном Ершово несколько лет назад открыли, но 90% продукции по-прежнему поставляли из Финляндии. Что, в общем, неудивительно, учитывая, что Valio — это кооператив почти всех (85%) финских молочных ферм, и вся ее продукция по большому счету — способ продать молоко. Согласно отчетности компании, от ее закупок зависят около 30 тыс. финских фермеров; в прошлом году они получили за молоко от Valio €885 млн (почти половина ее оборота).

Valio всегда была кооперативом фермеров Финляндии, было бы странно ожидать от них инвестиций в фермеров российских. Да и при вложении в российское производство сырья они получили бы очень дорогой актив с длительным сроком окупаемости,— объясняет исполнительный директор Национального союза производителей молока ("Союзмолоко") Артем Белов.

По итогам 2014 года, первого года действия эмбарго, ассортимент Valio в России, по данным компании, сжался в 10 раз. В абсолютных цифрах российские продажи после введения эмбарго сократились вчетверо — до 2 тыс. тонн в месяц, то есть до уровня российского производства на всех арендованных и собственных мощностях. Весь сегмент импортной молочной продукции, который сузился в 2014 году до 21,7%, заняла продукция из Белоруссии. Объемы поставок белорусских молочных товаров в пересчете на молоко увеличились, по данным Росстата, с начала этого года процентов на десять. Остальное заняли российские производители. Одновременно сократился и спрос на молочную продукцию. Так, потребление сыра, по информации Valio, упало на 25%, а всех молочных продуктов — на 10%.

 

Молоко как вода

 

У снижения финансовых показателей Valio помимо российского продовольственного эмбарго есть еще две причины.

 

Во-первых, проблемы с собственным антимонопольным ведомством. Дело в том, что на своем основном, финском, рынке, держа достаточно низкие цены, Valio в 2012 году занимала половину, тесня, например, такого гиганта, как датскую Arla Foods, у которой еще c 2009 года были планы занять 30% финского рынка молока. Однако, проиграв в 2012 году суд по иску местной ФАС и заплатив огромный штраф, Valio вынуждена была существенно поднять цены — к сегодняшнему дню ее доля на рынке опустилась ниже 30%.

 

Во-вторых, в этом году случился мировой кризис перепроизводства молока. Цена в ЕС с января прошлого года упала с 34 евроцентов за литр до 29 евроцентов в середине сентября нынешнего, что для низкорентабельного бизнеса, окупающегося по 10-15 лет, очень существенно.

 

Фермеры по всей Европе митинговали несколько месяцев, требуя немедленно спасти их бизнес. В городке Сен-Ло на северо-западе Франции аграрии вылили на улицы 30 тыс. литров жидкого навоза и пытались взять штурмом здание местной префектуры. В Бельгии разворачивали фуры с импортным продовольствием, а в Англии фермеры разгуливали рядом с молочными прилавками вместе с коровами: мол, посмотрите, до чего довели нас цены, пришлось бросить хозяйство и протестовать в городе. Наше телевидение охотно транслировало сюжеты о фермерских бунтах, объясняя, что происходят они из-за запрета на экспорт в Россию, но, конечно, кризис перепроизводства объясняется не только введением эмбарго.

 

В 2013 году Россия занимала 10% от всего аграрного экспорта ЕС, а доля товаров, попавших под эмбарго, составляла лишь 4%. За август 2014 года — май 2015-го страны ЕС экспортировали к нам продовольствия на €5,376 млрд против €9,388 млрд в 2013 году. На самом деле от российского эмбарго серьезно пострадали отдельные страны ЕС — Финляндия, Эстония, Латвия и Литва. Финские производители молока, по их собственным оценкам, потеряли €400 млн.

 

Они протестовали, требуя от правительства субсидий, а от торговых сетей — справедливых закупочных цен. Правда, в отличие от буйных европейских коллег, финны не водили коров по улицам, а продавали картошку с сардельками по 20 евроцентов за порцию, надеясь таким образом продемонстрировать согражданам абсурдность низких цен на молоко. Впрочем, финским фермерам было куда девать молоко: у них была Valio.

Согласно основному принципу Valio, все молоко фермеров должно быть переработано. Экспорт в Россию был заменен на продажу промышленности масла и сухого молока,— сообщает генеральный директор ООО "Валио" (российское подразделение Valio) Рауль Леннстрем в своей июльской презентации для Европейского социально-экономического комитета.

Отметим, что, продавая сухое молоко вместо молочных продуктов, компания, конечно, сильно снизила свою рентабельность.

 

Дорогая Россия

 

Под грузом всех этих проблем сохранение хоть какой-то доли российского рынка стало для Valio вопросом выживания. Сразу после объявления эмбарго компания принялась активно искать возможности для производства в России. И такие возможности нашлись. На гатчинском заводе группы "Галактика" (российский производитель молочных продуктов под брендом "Большая кружка" и другими марками) финны арендовали мощности и раньше, но теперь увеличили там долю производства с 6% до 10%. Кроме того, Valio сняла у Ehrmann часть мощностей на ее подмосковном предприятии в Раменском районе и вдвое увеличила производство на своем собственном подмосковном заводе в Ершово. Компания даже смогла найти поставщиков молока на новые арендованные мощности: в основном молоко в Гатчину для нее поставляют хозяйства Ленинградской области.

 

В результате Valio смогла начать в России производство сливочного масла, питьевого молока, йогуртов и других молочных продуктов, которые раньше завозились из Финляндии.

Сегодня компания Valio 90% собственной продукции для российского рынка производит в России,— говорит Рауль Леннстрем.

Впрочем, это всего лишь четверть прежних объемов. А больше производить в России финской компании будет сложно: нет ни сырья нужного качества, ни мощностей по переработке. Теоретически, по данным Артема Белова из "Союзмолоко", отечественные молокоперерабатывающие предприятия загружены в среднем на 60%, а по сыру и маслу и вовсе на 30-40%. Но, утверждают переработчики, качество этих мощностей оставляет желать лучшего. С сырьем еще сложнее.

Магия цифр в молочном бизнесе такова: после введения эмбарго в России перерабатывается на 6 млн тонн в год больше молока, чем производится,— поделился с "Деньгами" старший эксперт рынка молока Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Алим Аюбов.

Эти "дополнительные" 6 млн тонн берутся из белорусского сухого молока (а белорусы, в свою очередь, могут производить его из польского и прибалтийского сырья) и пальмового масла или других дешевых растительных жиров, которыми заменяют жиры молочные.

 

Плюс ко всему остается проблема качества. Дело в том, что наш высший сорт молока для финнов никакой не высший, а так — средненький. По словам заместителя генерального директора сельскохозяйственного предприятия "Вощажниково" в Ярославской области (поставщик сырого молока для производства Valio на гатчинском заводе) Олега Долинного, требования к "европейскому стандарту", который нужен Valio, вдвое жестче, чем к высшему сорту у нас. Поэтому закупить сырое молоко, чтобы его переработать во что-то отвечающее финским требованиям, очень непросто.

 

Сырое молоко в ЕС в среднем дешевле, чем в России, даже при нынешнем курсе евро.

У нас качественное молоко стоит 25-26 рублей за килограмм,— утверждает Алим Аюбов.— В большинстве стран еврозоны оно процентов на пять дешевле, а, например, в Латвии дешевле почти вдвое — 14,77 рубля (€0,2).

Финские цены в 27,1 рубля за килограмм (€0,3665) не в счет, так как Valio существует только для того, чтобы фермерам было хорошо, и обязана закупать у них все, что они произвели.

 

Подождет, но в Россию не пойдет

 

Всерьез о создании российского производства Valio, похоже, не готова думать даже при сегодняшних рисках. В официальных комментариях представители финской компании в этом не признаются, но в уже упоминавшейся презентации для Европейского социально-экономического комитета Рауль Леннстрем сообщил, что увеличение производства в России — мера временная, в ожидании снятия эмбарго.

Продолжающееся эмбарго усилит местное (российское.— "Деньги") производство, как и ожидает правительство. В то же время увеличение нашего местного производства удерживает полки для Valio. Это облегчит возвращение импортной продукции Valio после снятия эмбарго,— пишет глава российского бизнеса компании.

Аренда мощностей и собственные поставщики сырья избавляют еще и от серьезных, трудноокупаемых затрат на строительство предприятий. Генеральный директор "Русмолко" Суманта Кумар Де утверждает, что от момента начала строительства фермы до получения молока может уйти не менее двух лет, а специалист по развитию производителя и переработчика молока ГК "Лосево" Валерия Иванова полагает, что если даже не строить ферму, а приобретать и реконструировать, то срок ее окупаемости составит не меньше восьми лет. Оба специалиста скептически высказались о возможности получения существенной прибыли от производства сырого молока в России — скорее можно говорить о выходе со временем на уровень безубыточности.

 

Так или иначе, Valio уже потеряла значительную долю российского рынка, которую арендой мощностей не восстановишь. Например, в X5 Retail Group рассказали, что доля финской компании в обороте снизилась примерно впятеро по сравнению с 2012 годом. Примерно то же произошло и в "Дикси", а место Valio заняли российские и белорусские производители.

 

Очевидно, что в том сложном положении, в котором оказалась компания, думать о восстановлении доли на рынке поздно. В более выигрышном положении оказались те иностранные компании, которые до эмбарго располагали собственным производством и переработкой в России. Пока же лидером практически по всем нишам отечественного молочного рынка остается Danone, у которого свое производство в России (благодаря тому, что в 2010 году французская компания приобрела российскую "Юнимилк"). По данным Euromonitor International, на рынке йогуртов "Юнимилк" занимал 18%, на рынке питьевого молока 25%. До последнего времени Valio лидировала на рынке сыра с долей продаж в 9%. Эту долю она, может, и сохранит, но в целом о былом могуществе мечтать не приходится. Доходы россиян упали, и они стали экономить на еде, в том числе на молочных продуктах. Теперь в премиум-сегменте свою продукцию Valio продавать сложнее, как и конкурировать с дешевыми продуктами из Белоруссии.

Поделитесь с друзьями
Оставить комментарий
Рубрики
Новости
Еще от Ъ-Online