Курсы валют
USD 63,3901 −0,5213
EUR 68,2458 −0,2544
USD 63,28 00 −0,0025
EUR 67,1 550 −0,0375
USD 63,3056 0,0000
EUR 67,2644 0,0000
USD 63,2500 63,5700
EUR 68,1000 67,6400
покупка продажа
63,2500 63,5700
68,1000 67,6400
05.12 — 12.12
63,6000
68,6000
BRENT 53,89 −0,06
Золото 1170,59 −0,01
ММВБ 2207,02 0,59
Главная Новости Аналитика Дозаправка отложена: «Газпром нефть» отказалась от месторождения Великое
Дозаправка отложена: «Газпром нефть» отказалась от месторождения Великое

Дозаправка отложена: «Газпром нефть» отказалась от месторождения Великое

Источник: Forbes.ru|
14:30 6 октября 2015
Forbes выяснял, как совладелец аэропорта Внуково открыл крупное месторождение нефти и искал партнера для его разработки.
Дозаправка отложена: «Газпром нефть» отказалась от месторождения Великое
Фото: РИА Новости/ Александр Уткин

«Газпром нефть» отказалась от приобретения контрольного пакета компании АФБ, владеющей лицензией на разработку месторождения Великое, сообщил Forbes источник, близкий к переговорам. Совладелец аэропорта Внуково Виталий Ванцев, которому принадлежит компания АФБ, отказался от комментариев. Так же поступил и представитель «Газпром нефти». Forbes публикует текст из №11 (поступит в продажу 22 октября) о том, как Ванцеву удалось открыть нефтяное месторождение.

 

Заняться нефтяным бизнесом Виталия Ванцева, по его признанию, убедил тесть, астрофизик по специальности — Борис Богушев. Он рассказал зятю о небольшой компании АФБ, которая занимается геологоразведкой в Астраханской области. Совладелец Внуково согласился инвестировать в АФБ, и в 2014 году компания объявила об открытии гигантского месторождения в Астраханской области, получившего название «Великое» за свои запасы — около 300 млн т нефти и 90 млрд куб. м газа. «Таких крупных открытий в России не происходило уже более 20 лет», — гласил пресс-релиз Минприроды. Предыдущее месторождение сопоставимого размера — Ванкорское (500 млн т нефти) — было открыто еще в советские времена.

 

Впрочем, до начала добычи на Великом еще далеко: предстоит провести доразведку и доказать запасы, построить новые скважины, подключиться к трубопроводной системе. Большим знатоком нефтедобычи Ванцев себя не считает, поэтому в этот проект он пригласил партнера — компанию «Газпром нефть». Отдать ей контрольный пакет в компании АФБ он не боялся: нефтяным бизнесом должны заниматься профессионалы, а ему достаточно 49%, рассказал в интервью Forbes Ванцев. Он надеялся закрыть сделку до конца года. Forbes выяснял, как авиатору удалось найти большую нефть.

 

Предсказание астрофизика

 

На первый взгляд все логично: где самолеты — там и топливо. С середины 1990-x годов Виталий Ванцев управлял поставками авиационного керосина во Внуково с Московского и Рязанского НПЗ, а затем стал одним из совладельцев аэропорта. Частная компания «Внуково-инвест», в которой ему принадлежало 18%, построила новый ТЗК, центр бизнес-авиации, пассажирский терминал. Ванцев — младший партнер совладельца USM Holdings Андрея Скоча (№18, $5,7 млрд), активами которого управляет его отец Владимир Скоч. После объединения частных и государственных активов во Внуково по указу президента Владимира Путина Ванцев может получить 13,5% объединенной компании.

 

Когда Ванцев услышал от тестя о существовании компании АФБ, та владела лицензией на геологическое изучение, разведку и добычу углеводородного сырья надсолевой части Тамбовского участка в Харабалинском районе Астраханской области, то есть на глубине примерно до 2000 м. Для более глубокого бурения — в подсолевом комплексе — нужна была отдельная лицензия, и на нее у компании денег уже не было. К идее инвестировать в АФБ Ванцев сначала отнесся скептически. Сомнения вполне оправданные: добыча нефти — непрофильный для него бизнес, а что если нефти там нет? «Я даже говорил тестю: вы что, разорить меня хотите?» — смеется Ванцев.

 

Данных о запасах Тамбовского участка тогда не было, а его ресурсы оценивались довольно скромно — всего в 2 млн т нефти. Но Богушев нашел аргументы. Тамбовский участок находится на территории Прикаспийской нефтегазоносной провинции, в подсолевом комплексе которого уже открыты гигантские залежи углеводородов: Астраханское газоконденсатное месторождение (2,5 трлн кубометров газа), месторождения в Казахстане — Кашаган (общие запасы 6 млрд т нефти и 1 трлн куб. м газа), Тенгиз (общие запасы 3 млрд т нефти) и др. Это позволяло надеяться на большие запасы Тамбовского участка. Кроме того, месторождение в Прикаспийской низменности близко и к рынкам сбыта, и к транспортной инфраструктуре: неподалеку пролегает нефтепровод, соединяющий месторождение Тенгиз с пунктом перевалки в Новороссийске.

 

И Ванцев решил рискнуть. Первые 37,8 млн рублей на лицензию он выделил АФБ в 2011 году, а затем выкупил компанию у ее владельцев за $35 млн (кто они, Ванцев не говорит, в СПАРКе они упомянуты просто как граждане РФ). И уже в 2012 году специалисты компании пришли к выводу, что сырья на территории Тамбовского участка может быть в сотни раз больше, чем разведано. Но это предстояло еще доказать.

 

Для сопровождения геологоразведочных работ он сразу же привлек зарубежного аудитора. Как выяснил Forbes, это американская компания DeGolyer and MacNaughton, которая специализируется на геологических, геофизических исследованиях, инженерном анализе, оценке запасов. Исполнительный вице-президент DeGolyer and MacNaughton Чарльз Бойет подтвердил Forbes, что его компания действительно сотрудничала с АФБ, но обсуждать подробности не стал.

 

В геологоразведочные работы Ванцев вложил еще $35 млн. Глубина бурения была большая, признает он. АФБ пробурила первую скважину глубиной около 5000 м. Для сравнения: глубина залегания нефти на крупнейших российских месторождениях в 2–2,5 раза меньше. Но низкое расположение углеводородов — характерная особенность Прикаспийской нефтегазоносной провинции. К тому же, указывает Ванцев, у скважины оказался очень высокий дебит: в других провинциях нужно пробурить пять скважин, чтобы добывать столько же нефти.

 

Впрочем, радоваться находке совладельцу Внуково, не очень хорошо разбиравшемуся в тонкостях нефтедобычи, пришлось недолго. Оказалось, что самое трудное — не найти нефть, а доказать ее наличие чиновникам из профильных ведомств.

 

«Нам не верили»

 

Процессы открытия нефтяных месторождений, регистрации их запасов и ввода их в эксплуатацию в России строго регламентированы. Сначала компания, владеющая лицензией, проводит разведку, бурит несколько пробных скважин и оценивает запасы месторождения. Затем она предоставляет свои расчеты в Роснедра и государственную комиссию по запасам полезных ископаемых (ГКЗ). Если специалисты ведомства подтверждают оценку, ГКЗ и Министерство природных ресурсов ставят заявленные запасы на баланс, то есть регистрируют их. В случае с месторождением АФБ процесс постановки запасов на баланс занял почти три года. Ванцев искренне недоумевал.

 

«Нам не верили, — вспоминает он. — Чиновники нам говорили: «У вас месторождение в Прикаспийской низменности, это плохой регион». Мы на это отвечали: «Как же плохой? Вот ведь рядом в Казахстане есть Тенгиз и Кашаган с запасами нефти в миллиарды тонн — это все один регион!» А они нам: «То в Казахстане, а вы в Астрахани». И так четыре раза подряд». АФБ безуспешно пыталась зарегистрировать запасы Тамбовского участка на нескольких заседаниях ГКЗ. После того как АФБ, как считает Ванцев, сняла все вопросы чиновников по существу, дискуссия зашла в тупик, и он обратился напрямую к главе Минприроды Сергею Донскому.

 

До этого совладелец Внуково не был близко знаком с Донским. Но, объясняет он, в ситуации, когда его компании не давали внятного ответа на вопрос «Как сделать так, чтобы вы поверили нашим расчетам?», другого выхода не было. В авиационном бизнесе, уверяет Ванцев, он поступает точно так же — обращается с официальными письмами к министру транспорта: «Мне преференций никаких не нужно. Я просил объективного решения: если что-то еще нужно доделать, мы готовы. Но если нет оснований для отказа, то почему нам отказывают?».

 

Долгий процесс постановки на баланс — самая распространенная проблема с только что открытыми месторождениями, объясняет специалист Роснедр. Как правило, полученных в ходе разведки данных недостаточно, а запасы считаются по определенной формуле, в которую входит много параметров. Иногда, если параметры недостаточно обоснованны, месторождение могут на баланс и вовсе не поставить. «И в том случае ситуация была как раз похожая», — уверяет собеседник Forbes.

 

По словам Ванцева, на одном из заседаний ГКЗ министр попросил своих подчиненных дать компании АФБ детальное объяснение, что с ее «документами не так». И после этого дело сдвинулось с мертвой точки, считает предприниматель. Просьб что-либо ускорить со стороны компании к министерству не было, уточнил представитель Минприроды. В конце 2013 года запасы месторождения Великое были поставлены на баланс. Об открытии в России крупного месторождения нефти объявил сам Донской, выступая на конференции «Разведка и добыча нефти: факторы устойчивого развития». «Небольшая компания рискнула, вложила средства и сделала хорошее открытие», — заявил тогда министр. В тот же день Минприроды выпустило пресс-релиз, в котором объем запасов Великого — более 300 млн т нефти — был назван «беспрецедентным».

 

Казалось, Ванцев одержал победу, но эта победа была с одной оговоркой. Большая часть запасов месторождения Великое — 328,6 млн т нефти — поставлена на баланс по категории C2, то есть как предварительные и требующие дополнительного уточнения в процессе последующей разведки и разработки. Ванцев признает, что Великому нужна доразведка, и компания уже к ней готовится. «По одной скважине в принципе не может быть больших доказанных запасов по С1 (категория подтвержденных запасов), — объясняет бизнесмен. — Нужно три-четыре, а еще лучше пять скважин».

 

Проект новой скважины АФБ уже сдала в экспертизу. До начала промышленной добычи Ванцеву, по его оценке, нужно вложить в проект еще $150 млн, и эти деньги он надеется инвестировать уже вместе с партнером.

 

Сделка на $3,5 млрд

 

Весной 2014 года в интервью агентству Bloomberg Борис Богушев, ставший гендиректором АФБ в 2012 году, рассказал, что промышленная добыча нефти на Великом может начаться через 5–7 лет. Общий объем инвестиций для обустройства месторождения он оценил в $1,5 млрд. После того как запасы месторождения поставили на баланс, совладелец Внуково занялся поисками стратегического партнера. Богушев в интервью Bloomberg обмолвился, что интерес к Великому проявляют несколько крупных нефтегазовых компаний, в том числе иностранных.

 

Стратегический партнер для разработки Великого нашелся довольно скоро. Зимой 2014 года стало известно о готовящейся сделке между АФБ и «Газпром нефтью». Об этом 23 декабря агентству «Интерфакс» рассказал все тот же Сергей Донской. По его словам, министерство следило за этим проектом и приветствует стремление крупной компании инвестировать в него. Сумма готовящейся сделки не называлась. По словам Ванцева, определенной цифры не было, потому что точных данных о себестоимости добычи еще нет. Но были ковенанты: сумма сделки зависела от стоимости барреля нефти и количества извлекаемых запасов по международной классификации, которые еще предстоит доказать.

 

Минимальная стоимость барреля запасов, по договоренности Ванцева и «Газпром нефти», составляла $1,6 за баррель, максимальная — $3. Таким образом, если АФБ докажет все 300 млн т нефти запасов, то компания может быть оценена минимум в $3,5 млрд. Это значит, что за продажу контроля в АФБ он мог получить $1,8 млрд.

 

С момента объявления о сделке прошло уже девять месяцев, но она до сих пор не закрыта. Почему? «Газпром нефть» отказалась от комментариев. Но источник, близкий к компании, говорит, что оценка месторождения действительно проводилась. О Великом еще многое неизвестно, объясняет собеседник Forbes в ГКЗ. По его словам, нельзя исключать, что запасы месторождения завышены. По статистике, подтверждаемость запасов на месторождениях по категории С2 составляет в среднем 40–50%. «То есть Великое в реальности может оказаться вдвое меньше», — подчеркивает собеседник из ГКЗ.

 

«Газпром нефть» хотела окончательно убедиться в ценности месторождения и полностью зависела от информации, предоставляемой продавцом, рассказал Forbes специалист из Роснедр. По его словам, «Газпром нефть» не может самостоятельно проводить никаких работ на месте. Не может она запрашивать какие-либо документы и в Роснедрах. Общедоступный пакет геофизических работ после конкурса по месторождению стал собственностью недропользователя. Это чем-то похоже на ситуацию с продажей автомобиля, объясняет собеседник Forbes: продавец всегда старается убедить покупателя, что автомобиль не битый, не краденый, хранился в гараже, но достоверно об этом судить можно только в мастерской, если проверить автомобиль специальными приборами.

 

Еще одна проблема, которая стоит перед потенциальным покупателем Великого, — экономика проекта. Поскольку нефть на пробуренной скважине залегает слишком низко, технологии освоения Великого будут очень дорогими, уверяет собеседник Forbes в крупной нефтесервисной компании. Возможно, при нынешних ценах на нефть разработка такого месторождения кажется покупателю невыгодной и он пытается сбить цену, о которой компании договаривались изначально, предполагает аналитик Raiffeisen Андрей Полищук. Ванцев подтверждает, что на Великом будут большие капитальные затраты, но уверяет, что операционные затраты будут низкими. А на нефтяные цены он смотрит философски: «Это же проект не на год и не на два. Такие проекты создаются на десятилетия». А в такой перспективе Ванцев видит тенденцию на повышение цен.

 

При ситуации, когда цены на нефть стремительно меняются каждый день, нефтегазовые компании концентрируются на более простых проектах с готовой инфраструктурой, которые уже сейчас приносят деньги. Великое, напротив, проект сложный. За него нужно не только заплатить крупную сумму, но и еще больше вложить в его разработку, отмечает Полищук.

 

Знакомый Ванцева говорит, что для разработки Великого бизнесмен будет искать нового партнера. За время работы в авиационной отрасли совладелец Внуково решал комбинации и посложнее. «Я хорошо помню, как мне 10 лет назад рассказывали, что аэропорт Внуково не имеет тенденции к развитию и никогда регулярные перевозки здесь развиваться не будут. Но сейчас во Внуково мы видим другое», — вспоминает предприниматель. В этом году Внуково стал единственным аэропортом Москвы, в котором растет объем перевозок: за 8 месяцев аэропорт обслужил 11,4 млн пассажиров, что на 30,4% выше показателя 2014 года. И все же правила игры в авиации и нефтяном бизнесе совсем разные.

Поделитесь с друзьями
Оставить комментарий
Рубрики
Аналитика
Еще от Forbes.ru