Курсы валют
USD 64,1528 0,4721
EUR 68,4703 0,8541
USD 63,8 800 0,0025
EUR 68, 1575 0,0850
USD 63,8333 0,0000
EUR 68,08 51 0,0009
USD 64,0000 64,2300
EUR 68,2000 68,2300
покупка продажа
64,0000 64,2300
68,2000 68,2300
28.11 — 05.12
64,7500
69,7500
BRENT 54,36 0,15
Золото 1175,89 0,01
ММВБ 2128,99 −0,20
Главная Новости Аналитика Нескорая помощь: как правительство может поддержать рубль
Нескорая помощь: как правительство может поддержать рубль

Нескорая помощь: как правительство может поддержать рубль

Источник: Forbes.ru|
13:20 12 октября 2015
В чем причины слабости национальной валюты и что с ней будет.
Нескорая помощь: как правительство может поддержать рубль
Фото: Fotolia/PhotoXPress.ru

Очевидно, что рубль зависит от нефти. Предсказывать рубль на один день, месяц — бессмысленное занятие. Однако в перспективе большое влияние на курс национальной валюты оказывает политика государства. В сегодняшних условиях единственный эффективный метод, который есть в распоряжении правительства, способный поддержать курса рубля на горизонте один–три года, – это сокращение дефицита бюджета. Реформа, модернизация экономики – это все сработает в долгосрочной перспективе, но, к сожалению, нет никаких признаков того, что этим кто-то реально озабочен. На Банк России рассчитывать не приходится — фундаментальные причины слабости рубля Центробанк самостоятельно «лечить» практически не способен.

 

Как правительство может помочь рублю?

 

Для начала идентифицируем фундаментальные причины слабости национальной валюты:

 

Бюджетный дефицит;

 

Рост денежной массы, ведущий к инфляции;

 

Рост зависимости доходов бюджета от «сырьевой ренты». Этот пункт можно раскрыть в целую диссертацию о причинах провала диверсификации российской экономики и низкой производительности труда;

 

Хронический отток капитала;

 

Что уже делает правительство и какие меры, вероятно, будут приняты в будущем:

 

Сокращение расходов бюджета с целью уменьшения бюджетного дефицита;

 

Увеличение налоговой нагрузки (сейчас обсуждается изъятие 1 трлн рублей дополнительных налогов с экспортеров, что может покрыть до 40% прогнозируемого дефицита консолидированного бюджета);

 

Улучшение баланса платежей между бюджетом и госкомпаниями: меньше дотаций, больше дивидендов в бюджет;

 

Замедление темпов инфляции, уменьшение темпов роста денежной массы, индексация зарплат и пенсий существенно ниже уровня инфляции, контроль над сокращением издержек госкомпаний и монополистов;

 

Финансирование дефицита за счет внутреннего госдолга (пока госдолг находится на очень низком уровне, это оказывает положительное влияние на курс национальной валюты и не несет рисков зарождения финансовой паники).

 

Какие основные сценарии можно представить?

 

Оптимистичный. Условия: правительство идет на а) повышение пенсионного возраста, индексацию пенсий в 2016 году на уровне 4%, т.е. существенно ниже и прогнозируемого уровня инфляции, и уровня инфляции в 2015 году;

 

б) умеренное повышение налоговой нагрузки на экспортеров (по нашим оценкам, собрать 1 трлн рублей дополнительных налогов невозможно без повышения НДПИ на нефть и газ, но от этого Правительство РФ уже отказалось);

 

в) сокращение других статей бюджета, сокращение дефицита бюджета до 0-1% от ВВП;

 

г) госкомпании также сокращают расходы, увеличивают выплаты дивидендов в бюджет;

 

д) индексацию тарифов чуть выше нуля.

 

В этом случае темпы роста денежной массы существенно замедляются, нагрузка на резервные фонды минимальна, дефицит бюджета покрывается внутренними неинфляционными источниками. Растет реальная процентная ставка (дефицит рублей приводит к росту разрыва между номинальными ставками и инфляцией), внутренний спрос продолжает сокращаться, экономика под прессом, рубль незначительно номинально укрепляется, инвестиции в рублевые инструменты крайне выгодны и рентабельны. Инфляция будет рекордно низкой, возможно, даже на уровне ожиданий Центробанка (4-5%). Процентные ставки по ОФЗ и ставки по депозитам могут сложиться на уровне 8-10%. Если в этом сценарии начнут расти цены на нефть, то будущий отклик экономики на этот сценарий будет наиболее конструктивным и положительным. Однако, главный риск данного сценария в том, что цены на нефть останутся на низком уровне (меньше 60 долларов США за баррель). В этом случае стоит прогнозировать, что правительство не сможет продолжать эту политику дальше, в предвыборный 2017-й год соблазн напечатать денег и раздать их электорату возобладает, и мы перейдем к развитию событий по другому пути.

 

 

В этом оптимистичном сценарии, если цены на нефть останутся на уровне $50 США за баррель, то курс рубля, вероятно, несколько лет будет стремиться к диапазону 60-70 рублей за доллар США, но если цены на нефть начнут восстанавливаться до уровня $65-70 США за баррель, то реалистично будет увидеть рост курса рубля вплоть до 40-50 рублей за доллар США. Но Центробанк вряд ли пустит доллар ниже отметки 50, вновь начав пополнение золотовалютных резервов.

 

Главные риски: а) чрезмерное повышение налогов приведет к недоинвестированию в нефтяном секторе и через пять–десять лет приведет к падению уровня добычи и существенному падению доходов бюджета из-за растущей доли добычи на месторождениях с налоговыми льготами; б) на фоне падения темпов инфляции будет силен соблазн напечатать денег.

 

Умеренный (наиболее вероятный). Условия: правительство не сможет существенно сократить дефицит бюджета, будут использованы все возможные источники финансирования расходов по принципу «отовсюду понемножку». В этом сценарии также не верится в возможность собрать дополнительно 1 трлн рублей с экспортеров, а поэтому дефицит бюджета останется значительным – около 2% ВВП.

 

Невнятная политика государства приведет к неуверенности рынков и сохранению волатильности. Рубль будет и дальше на 100% привязан к цене на нефть, при этом на длинных горизонтах дополнительно плавно девальвируясь по уровню инфляции. Инфляцию удастся «придушить» до однозначной цифры, процентные ставки сложатся на уровне около 10%. Инвестиции в рублевые активы целесообразны только на коротких интервалах, в моменты перепроданности нефти и рубля. 2018 год будет критическим годом, если не придет помощь с рынка нефти. Инфляционные ожидания не «задушили», резервные фонды исчерпали, и эмиссионное покрытие популистских социальных выплат вызовет новый виток девальвации и инфляции. Нечто похожее происходило в Белоруссии в преддверии выборов президента, состоявшихся в декабре 2010 года, и парламента в сентябре 2008 года.

Поделитесь с друзьями
Оставить комментарий
Рубрики
Аналитика
Еще от Forbes.ru