Курсы валют
USD 62,4352 0,1796
EUR 73,2427 0,4472
USD 62,5 950 0,0450
EUR 72, 9100 0,0550
USD 62, 5181 0,0575
EUR 72,85 14 0,0009
USD 62,4500 62,5000
EUR 73,1000 73,2500
покупка продажа
62,4500 62,5000
73,1000 73,2500
23.07 — 30.07
63,7500
74,1800
BRENT 71,61 −0,53
Золото 1227,60 0,03
ММВБ 2285,53 0,01
Главная Новости Инвестиции Бюджетные инвестиции готовят к анализам
Бюджетные инвестиции готовят к анализам

Бюджетные инвестиции готовят к анализам

Источник: Ъ-Online |

Реформа отбора инвестпроектов для Федеральной адресной инвестпрограммы на 1 трлн руб. станет второй после пересмотра закупок госкомпаний на 17 трлн руб. В отсутствие денег в правительстве торопят введение двойного — проектного и сметного — контроля для претендентов на бюджетные инвестиции уже с 2016 года, их оценкой займется Минэкономики. Для этого в Белом доме хотят передать ему ФАУ "Главгосэкспертиза" и Центр ценообразования в строительстве (сейчас в ведении Минстроя), но волокита уже дважды сдвигала сроки рассмотрения вопроса, несмотря на критику вице-премьера Дмитрия Козака. Госкомпании тоже не забыты — для них готовятся новые ужесточения.

 

Как следует из текста поручений премьера Дмитрия Медведева по итогам совещания о повышении эффективности расходов госкорпораций и компаний с госучастием 28 сентября и переписки ведомств, правительство намерено кардинально изменить подход к бюджетным инвестициям. Вслед за закупками госкомпаний на 17 трлн руб. Белый дом взялся за решение второй по масштабу проблемы — формирования ФАИП, которая стоит 1 трлн руб. в год.

 

Главная реформа в поручениях премьер-министра сформулирована в последнем, пятом пункте протокола совещания (ДМ-П13-94пр): Минэкономики и Минфину до 15 ноября "проработать вопрос о целесообразности двухэтапной процедуры включения" инвестпроектов в ФАИП. Основная претензия правительства к бюджетным стройкам — раздувание их смет при проектировании и строительстве, когда бюджет уже не может остановить выделение средств. При этом принцип двухэтапного отбора объектов бюджетных инвестиций (средства выделяются только после экспертизы оптимальной по цене и исполнению концепции проекта) Белый дом уже начал реализовывать в 2014 году — тогда речь шла о проектах дороже 8 млрд руб.

 

К 2015 году планка была снижена до 1,5 млрд руб., но, по данным Минэкономики, подавляющее большинство проектов получают меньше и с меньшим контролем. Ведомство предлагает ввести двойной контроль для всех объектов ФАИП — вчера заместитель главы Минэкономики Евгений Елин рассказал "Ъ", что "бизнес активно поддерживает эту идею — смена правил игры на ходу его дезориентирует, а предварительный отбор позволит консолидировать заказы на проектирование и строительство объектов".

 

При этом у Минэкономики нет своих экспертных мощностей для оценки всех проектов. Они есть у Минстроя — ряд учреждений, специализирующихся на таких работах (ФАУ "Главгосэкспертиза", ФАУ "Федеральный центр нормирования, стандартизации и технической оценки соответствия в строительстве" и оскандалившееся завышением сметных нормативов ФГУ "Федеральный центр ценообразования в строительстве"). По данным "Ъ", в аппарате правительства с лета 2015 года изучали возможность их передачи Минэкономики — но межведомственная борьба затянула рассмотрение вопроса.

 

Так, вице-премьеру Дмитрию Козаку пришлось трижды повторить поручение Минстрою, Минэкономики и Минфину "прекратить бюрократическую волокиту" и представить в правительство согласованный доклад и проекты актов, "предусматривающих передачу Минэкономики полномочий по вопросам ценообразования при проектировании и строительстве, проведения госэкспертизы проектной документации и проверки достоверности сметной стоимости", как и "подведомственных Минстрою" организаций, работающих в этих сферах. При этом одно из обращений вице-премьера отмечает неисполнение ранее данных поручений по этому поводу и самого Дмитрия Козака (ДК-П9-138пр), и Дмитрия Медведева (ДМ-П9-84пр) от 30 июля, а другое — сдвигает срок внесения доклада с 29 сентября на 15 октября: прежний также не был выдержан.

 

В "Главгосэкспертизе" рассказали "Ъ", что знакомы с концепцией ее переподчинения Минэкономики, но комментировать это отказались. По данным источника "Ъ", близкого к Минстрою, реорганизация связана и с очевидным конфликтом интересов: сейчас регулятор может влиять на деятельность подчиненного ему экспертного органа, куда попадают его же проекты.

 

Спешка же Белого дома, вероятно, объясняется намерениями запустить новый порядок с начала 2016 года — для чего придется пропустить через "двойной фильтр" все инвестпроекты ФАИП. Идея, отметим, сопрягается с работой Минстроя, который готовит создание Единого технического заказчика (ЕТЗ), призванного предотвратить размывание бюджетных инвестиций по министерствам и ведомствам,— ЕТЗ также должен заработать с 1 января 2016 года. Тем временем объемы проектов, которые нельзя бросить и дорого продолжать, растут: Счетная палата оценила недострой в рамках ФАИП в 2 трлн руб.

 

Впрочем, внимание правительства к ФАИП не означает, что для госкомпаний и госкорпораций реформы уже закончились. Помимо уже описанных "Ъ" инициатив по переводу всех их закупок на 17 трлн руб. в электронную форму, в Белом доме теперь обсуждают введение закрытого перечня конкурентных способов закупок и правил их проведения, ужесточение регламента покупки у единственного поставщика, а также возможность фиксации в договорах ответственных за каждую конкретную закупку — это должно облегчить ФАС фиксацию неконкурентных действий госмонополий. Со своей стороны, Минфин изучает возможности введения для них жестких графиков предоставления и использования госсредств. Также Минфин должен до 16 ноября изучить вопрос создания в "материнских" структурах госкомпаний единых казначейств, которые будут контролировать распределение госсредств внутри всей структуры компании, а до 25 ноября — подготовить предложения об ограничении оплаты поставленных товаров, работ и услуг до включения информации о них в реестр договоров.

Поделитесь с друзьями
Оставить комментарий
Рубрики
Инвестиции
Еще от Ъ-Online