Курсы валют
USD 57,5706 0,2985
EUR 67,9333 0,5756
USD 57,5 250 −0,0200
EUR 68,1 200 −0,0325
USD 57, 4805 −0,0679
EUR 68, 0784 −0,0808
USD 57,5200 57,7000
EUR 68,1400 68,2000
покупка продажа
57,5200 57,7000
68,1400 68,2000
23.10 — 30.10
57,0000
67,6000
BRENT 57,46 0,09
Золото 1286,74 −0,03
ММВБ 2075,10 −0,05
Главная Новости Банки Из банков выводят бренды
МФО прикрываются названиями банков

МФО прикрываются названиями банков

Источник: Ъ-Online |
На рынке микрофинансирования активизировались игроки, использующие названия, полностью повторяющие названия банков, в том числе крупнейших.
МФО прикрываются названиями банков
Фото: Коммерсантъ/Евгений Гурко

О появлении значительного количества МФО, полностью заимствующих названия у крупных банков и компаний, свидетельствуют данные реестра МФО (ведется Банком России). Согласно анализу "Ъ", в 2015 году ЦБ внес в реестр как минимум восемь таких МФО. Среди них — МФО "Альфа Групп", "Ренессанс капитал", "Юникредит", "Петрокоммерц", "СМП Банкинг Микрофинансовая организация", "Северная казна", "Европлан" и даже "ТрансНефть". В большинстве компаний, названия которых позаимствовали МФО, связь с ними опровергли. Как пояснили "Ъ" в банках "Европлан", "Открытие" (присоединило банк "Петрокоммерц" в 2015 году), СМП-банке, Юникредит-банке, Альфа-банке (санировал и присоединил банк "Северная казна" в 2011 году) и компании "Ренессанс Капитал", указанные МФО к ним никакого отношения не имеют, в компаниях занимаются изучением юридической стороны вопроса. В "Транснефти" не ответили на запрос "Ъ".

 

Случаи, когда МФО использовали элементы названий банков и даже их символику, случались и раньше, но они не были столь массовыми, а главное — полных совпадений МФО все же старались избегать, используя отдельные элементы известных брендов. Так, в январе ФАС возбудила дело против МФО "Моссберкасса" (использовало на своем сайте обозначения, до степени смешения схожие с товарными знаками Сбербанка) по статье о недобросовестной конкуренции (см. "Ъ" от 21 января). Дело разбирают ФАС и ЦБ, решение ожидается в конце месяца.

Возможно, в данном случае компании надеются получить маркетинговые преимущества, связанные с использованием в своем наименовании слов, которые клиенты ассоциируют с крупными банками,— полагает гендиректор СРО НП МиР Андрей Паранич.

Аналогичной позиции придерживаются и в банках. Так, в банке "Европлан" не исключают, "что такое название намеренно выбрано для использования известной марки в своих корыстных целях". При этом в самих таких МФО уверены, что ничего противозаконного не совершают. Как пояснил "Ъ" бывший собственник МФО "Петрокоммерц" Артем Рубцов, "ЦБ зарегистрировал МФО с существующим названием, а значит, ничего противоправного в его использовании нет". Руководитель еще одного МФО, позаимствовавшего название крупного банка, и вовсе заявил "Ъ", что название придумал сам, а о существовании одноименного банка не слышал. При этом связаться с большинством указанных МФО "Ъ" не удалось — сайтов у них нет, а в базе данных "Коммерсантъ.Картотеки" отсутствовали либо были недоступны телефонные номера.

 

По словам замначальника управления контроля финансовых рынков ФАС Лилии Беляевой, "каждый подобный случай надо рассматривать отдельно, и если факт недобросовестной конкуренции будет доказан, провинившимся компаниям может грозить штраф от 100 тыс. руб. до 500 тыс. руб.".

При этом оспорить в суде использование своего фирменного наименования другой организацией проще всего будет в том случае, если товарный знак зарегистрирован,— указывает партнер юридической фирмы Lidings Андрей Зеленин.— Если используемое банком в названии слово не зарегистрировано как товарный знак, добиться прекращения его использования другой финансовой организацией будет сложнее. Банку нужно будет указывать на возможное введение в заблуждение потребителя и на этом основании инициировать разбирательство в суде или в ФАС.

В ЦБ, который является регулятором для обоих рынков, "Ъ" сообщили: "Исходя из положений закона "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" юрлицу при получении статуса МФО запрещено использовать наименование только другой МФО. Ограничение не распространяется на наименования иных некредитных финансовых или кредитных организаций. Вместе с тем копирование в названии известных брендов потенциально может вести к повышению репутационного риска крупных компаний, с одной стороны, и к недобросовестной конкуренции и искажению публичной информации — с другой. Поэтому мы проведем анализ на предмет внедрения более жестких правил по несогласованному использованию известных брендов".

 

Валерия Францева

Поделитесь с друзьями
Оставить комментарий
Рубрики
Банки
Еще от Ъ-Online